Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Какой синтезатор выбрать?

Преимущество посещения выставки перед походом в музыкальный магазин заключается не только в том, что можно увидеть большое количество различных моделей синтезаторов, но и в том, что можно предварительно познакомиться с новыми моделями инструментов, которые ещё не поступили в продажу. Когда неподготовленный покупатель приходит в магазин, то он вынужден выбирать товар из того, что ему предлагают. Если в ассортименте магазина есть достойная модель синтезатора, то у покупателя есть шанс приобрести её. Если же достойной модели в музыкальном магазине или палатке нет, то покупатель в любом случае сделает неудачную или неоптимальную  покупку. Дело в том, что и за 20 тыс. руб. можно приобрести синтезатор-игрушку, а можно за 12 тыс. руб. приобрести вполне приличный инструмент, звучание которого будет приносить радость, а не огорчения.

Выставка музыкального оборудования – не лучшее место для детального знакомства с синтезаторами, поскольку окружающий шум не даёт возможности услышать истинное звучание различных моделей. Но понять и дать оценку того, что представляет собой та или иная модель, возможно.

Как правило, на каждой выставке “Музыка Москва” происходит выдвижение какого-нибудь известного бренда. В 2008 году выставка прошла под торговой маркой Yamaha, в 2009 году – под маркой Roland, в этом году – Casio. По этой причине меня, прежде всего, интересовало то, что в настоящее время может предложить компания Casio (музыкальное подразделение которой в этом году отмечает своё 30-ти летие) покупателям, которые хотят приобрести хороший синтезатор.

В этом году Casio выводит на рынок четыре новые модели, которые должны появиться уже в начале ноября этого года. Это модели CTK-6000, СТК-7000, WK-6500 и WK-7500. Все эти модели были представлены на стенде. Что мне понравилось в этих моделях? Внешний вид, клавиатура и цифры в обозначении моделей.

Синтезатор Casio CTK-7000

Рис. 1. Синтезатор Casio CTK-7000

“Casio СТК-7000” звучит солидно и привлекательно. Но цифры в названии моделей синтезаторов, увы, никак не влияют на качество звучания. Прошло лет 10 после того, как я впервые познакомился с Casio WK-1800, но с тех пор в звучании синтезаторов этой марки мало что изменилось. При игре на синтезаторах Casio у меня неизменно возникает ощущение того, что я слышу MIDI-звуки, которые немногим лучше звучания какой-нибудь мультимедийной компьютерной звуковой карты. Возможно, это слишком грубое сравнение, но характер звучания синтезаторов Casio именно такой. Если ряд тембров (фортепианные и органные) в СТК-7000 звучат ещё более или менее, то духовые и синтезаторные тембры остались практически на уровне модели WK-1800, не помню сколько лет снятой с производства. Если, например, в звучании новых младших моделей Yamaha можно услышать попытки отдельных тембров звучать “по-взрослому”, то есть, подобно значительно более дорогим моделям Yamaha, то критерий качества звучания синтезаторов Casio – как можно больше быть похожими на стандартный MIDI-звук и как можно точнее соответствовать набору MIDI GM. Это не удивительно, потому что у Casio нет “взрослых” моделей. Пока у Casio не появится модель хотя бы с полупрофессиональным звучанием, бюджетные модели синтезаторов этой марки будут лишь дорогими игрушками. Это не значит, что на новых моделях синтезаторов Casio совсем не хочется играть и их звучание не может вызвать положительных эмоций. Может, но до тех пор, пока не появится возможность услышать звучание других брендов (Yamaha, Roland) в этой ценовой категории.

Поскольку превзойти Yamaha по качеству звучанию у Casio не получается, то используется другая тактика – частое обновление ассортимента и увеличение второстепенного функционала – редактирование песен в секвенсоре, редактирование стилей и др. Почему второстепенного? Потому что качество синтезатора определяется его звучанием, а редактирование, моделирование и запись звука намного удобнее и проще можно осуществить с помощью компьютерных программ.

Если сравнивать синтезаторы Casio и Yamaha по функциональности, то первые в чем-то выигрывают у вторых и продавцы могут позиционировать синтезатор Casio, перед неискушенным в этом вопросе покупателем, как более функциональный и, соответственно, более интересный, по сравнению с Yamaha. Но звуковая платформа у Yamaha на порядок (или два) выше, чем у Casio, поэтому даже сотня кнопок и регуляторов не позволят в синтезаторе Casio смоделировать тембр, который превзойдет Yamaha. Пока Casio занимается выпуском новых моделей со старым звучанием и работает над решением второстепенных задач, Yamaha вводит в свои младшие модели синтезаторов новые тембры, позаимствованные у старших моделей, тем самым ещё больше создавая отрыв от конкурента. Послушав тембры Casio СТК-7000, я не услышал ни одного современно звучащего тембра, который можно было бы использовать, например, в танцевальной или клубной музыке. Консультанты могут говорить, что преимущество Casio - классические тембры. Но классические тембры – это не только фортепиано и орган, но и клавишные, струнные, духовые и прочие инструменты, которые в Casio СТК-7000 звучат крайне слабо и неправдоподобно.

Насколько я мог услышать, звучание Casio СТK-7000 не на много лучше звучания модели CTK-6000. В первой есть функция Drawbar Organ (моделирование звучания органных тембров) и тембры, звучащие интереснее 6000-й модели, но 7000 будет стоить около 20 тыс. руб. против порядка 11 тыс. руб. за 6000! Почему такая разница? Потому что СТК-7000 функциональнее СТК-6000, то есть, покупатель платит не за качество звучания синтезатора, а за его функциональность.

Ощущения от игры на клавиатурах синтезаторов Yamaha и Casio отличаются весьма существенно. Первые обладают характерной “ямаховской" упругостью. Возможно, кому-то покажется, что на клавиатурах Yamaha труднее играть, клавиши люфтят, а зачастую и скрипят, но качество звучания, я полагаю, легко компенсирует эти моменты. Клавиатура у новых моделей синтезаторов Casio отточена до мелочей (а что ещё остается делать, когда со звуком мало что получается). Поэтому они выглядят более убедительно, чем клавиатуры Yamaha. Но после игры на немного люфтящих клавишах синтезаторов Yamaha к игре на клавиатуре Casio нужно привыкнуть. У Yamaha практически все тембры звучат достаточно плотно и с хорошей атакой, поэтому даже при небрежной игре слышен звук. У Casio многие тембры не обладают необходимой плотностью и атакой, и при небрежной игре можно вообще не услышать звука. Поэтому на Casio нужно нажимать клавиши точнее. Выше я отметил, что клавиатура Casio мне понравилась. Как-то год или два назад я забежал в музыкальный салон и попробовал ради интереса поиграть на какой-то модели Casio (если не ошибаюсь, CTK-5000). Ощущение при нажатии на клавиши было такое, словно под ними находится кусок поролона. В новых моделях, к счастью, такого не ощущается.

Время от времени в бюджетную нишу попадают и синтезаторы Roland, поэтому нужно сказать несколько слов и о них. В 2010 году компания Roland не представила ни одной бюджетной модели, поэтому остановимся на модели 2006 года E-09, с которой можно было познакомиться на экспозиции.

Синтезатор Roland E-09

Рис. 2. Синтезатор Roland E-09

Первое, что сразу бросается в глаза при взгляде на эту модель после Casio и Yamaha – это уменьшенные размеры клавиш. Второе – расшатанность клавиатуры. Возможно, данный экземпляр повидал немало на своём веку, но по сравнению с также не новыми конкурентами, его клавиатура выглядела и ощущалась на ощупь так, словно это была клавиатура пианино “Красный Октябрь”, которое лет 30 усиленно эксплуатировалось в детской музыкальной школе. Ещё один минус – панель управления. Roland E-09 - весьма компактная, но при этом слишком переоптимизированная, на мой взгляд, модель, по сравнению с Yamaha.

Звучание E-09, в общем, соответствует её стоимости, но ожидать от модели 2006 года современного звучания не приходится. Кроме того, было заметно торможение при переключении режимов работы, которые происходили с каким-то странным эффектом.

Я характеризую звучание бюджетных синтезаторов следующим образом:

  • Casio – MIDI-звук, подобный звучанию недорогой мультимедийной компьютерной звуковой карты
  • Yamaha – яркое, плотное, чистое, но немного (совсем немного) грубоватое звучание (в младших моделях)
  • Roland – звучание с нюансом. Если говорить о E-09, то устаревшее звучание с нюансом

Яркое, плотное, чистое звучание Yamaha означает то, что оно не затеряется в общем звуковом потоке. Моделям Casio не хватает плотности и натуральности в звучании, а Roland обладает некоторой спецификой в звучании, по сравнению с Yamaha, которые не зря называют универсальными синтезаторами. Если сравнивать Roland E-09 (за 23 тыс. руб.) и Casio СТК-7000 (за 19 тыс. руб.) и, то это будет небо и земля, несмотря на ряд недоработок в E-09. Поэтому в ценовом диапазоне до 20 тыс. руб. следует выбирать – Yamaha, а в диапазоне от 20 до 25 тыс. руб. опять Yamaha, поскольку Roland E-09 откровенно устарел, при сравнении его с Yamaha PSR-S550.

Синтезатор Yamaha PSR-S550B

Рис. 3. Синтезатор Yamaha PSR-S550B

Все рассмотренные модели являются синтезаторами с автоаккомпанементом и встроенной акустической системой, которые, на мой взгляд, наилучшим образом подходят под определение "домашний синтезатор". Поэтому бюджетные, но специфичные синтезаторы Korg здесь не рассматриваются.

Если синтезатор приобретается для человека, который не умеет играть на синтезаторе или учится играть на фортепиано, то в настоящее время лично я бы выбрал модель Yamaha PSR-E413 или более новую модель Yamaha PSR-E423. Если синтезатор приобретается для человека, который умеет играть на фортепиано, но хочет научиться играть на синтезаторе и приобрести инструмент на перспективу, то в этом случае следует обратить внимание на Yamaha PSR-S550, несмотря на то, что она стоит на 25-30% дороже PSR-S500.

© 2006-2023 Мы и Музыка