Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Актовый зал«...назад вперед...»

Подключение звукового оборудования на сцене

Если звуковая аппаратура требуется для обеспечения музыкального сопровождения мероприятия, то с её подключением и размещением  все более или менее понятно:

  • Акустические системы подключаются к выходам усилителя мощности
  • К входным каналам микшерного пульта подключаются источники звука (микрофоны, звуковая карта компьютера, различные проигрыватели и др.)
  • Выходы микшера соединяют с входами усилителя мощности
  • Аппаратура, для которой необходимо питание, подключается к сети 220В
  • Акустические системы, усилитель и микрофоны располагаются на сцене, а микшерный пульт, монитор компьютера и проигрыватели располагаются на парте, за которой сидит звукооператор.

Если же требуется обеспечить выступление музыкальной группы, то, с одной стороны, вроде бы и понятно, что для этого необходимо сделать, но на практике возникают следующие вопросы:

  • Какая аппаратура требуется для комфортного и качественного выступления музыкальной группы?
  • Как настроить звук в зале?
  • Как подключить и расположить аппаратуру и музыкальные инструменты?

Я неслучайно выделил фразу “комфортного и качественного”, поскольку часто в наличии имеется лишь пара акустических систем, усилитель мощности, микшерный пульт, пара микрофонных стоек, микрофоны и какие-то шнуры. При помощи данного набора, в общем-то, можно обеспечения какое-то выступление музыкальной группы, но для комфортного и качественного выступления необходимы персональные мониторные системы для того, чтобы каждый участник группы слышал то, что он исполняет. В качестве персональных мониторных систем можно использовать либо наушники, либо звуковоспроизводящие системы, на чем мы и остановимся.

Вокалиста и барабанщика необходимо обеспечить мониторами, а музыкантов – персональными мониторными системами или, проще говоря, комбиками. Предположим, что выступает группа из пяти человек – вокалист, гитарист, клавишник, бас-гитарист, барабанщик. Значит, требуется, как минимум, пять персональных мониторных систем, по одной для каждого участника группы. Если на счету школы нет свободных средств на покупку этого оборудования, то возникает вопрос, а нельзя ли как-нибудь обойтись без него? Для ответа на этот вопрос достаточно один раз послушать звучание музыки в типовом школьном актовом зале (с ужасной акустикой) площадью порядка 150 кв.м. Для озвучивания зала такой площади требуется не меньше 1 кВт звука. Добавим сюда грохот акустической ударной установки на сцене и весьма слабый навык звукоизвлечения музыкантов группы при игре на низкобюджетных музыкальных инструментах, сопровождаемый помехами, наводками и др. В результате и на сцене, и в зале вместо звука будет слышен один гул.

Да, мониторные системы нужны, а можно ли сэкономить на их количестве, например, использовать всего два монитора, установленных на переднем крае сцены? Мониторы – широкополосные акустические системы небольшой мощности, поскольку они предназначены для подзвучки, а не озвучивания сцены (звук на сцене не должен попадать в зал). Если в мониторы вывести перегруженный звук электрогитары с плотной серединой, то получим перегруз по средним частотам, поскольку “рёв” электрогитары с легкостью перекроет все усилия неопытных вокалистов и придется серьезно добавлять уровень вокала в мониторы. После добавления в мониторы сигнала от бас-гитары мы получим перегруз по низким частотам, поскольку широкополосные мониторы просто не смогут выделить 80% мощности на воспроизведение низких частот, поскольку эти 80% уже отданы на воспроизведение вокала и звучания электрогитары. С другой стороны для типовой сцены порядка 5*3 кв. м  двух мониторов будет явно недостаточно. Поэтому все участники группы будут по очереди просить добавить звук в мониторы, поскольку кроме гитары ничего не слышно. В итоге к гулу на сцене добавится ещё и звуковая каша из “общих” мониторов.

В условиях плохой акустики актового зала и весьма ограниченном бюджете, которого не хватит даже для акустической обработки 20 кв. м поверхности стен в зале, для более или менее комфортной игры на сцене можно сделать только одно – приобрести и установить на сцене персональные мониторные системы - мониторы и комбики.

Один из возможных вариантов подключения звуковой аппаратуры и музыкальных инструментов в актовом зале показан на рис. 1.

Вариант подключения звукового оборудования для выступления музыкальной группы

Рис.1. Вариант подключения звукового оборудования для выступления музыкальной группы

Компактное подключение оборудования на сцене к микшерному пульту звукооператора осуществляется при помощи мультикора. Благодаря последнему появляется возможность вывести рабочее место звукооператора в зал для контроля звука в нём.

Один из принципов озвучивания музыкальных выступлений на сцене заключается в том, чтобы получить контролируемый и управляемый звук, как на сцене, так и в зале. В нашем примере управление звуком на сцене осуществляют музыканты, при помощи персональных мониторных систем, и звукооператор, который управляет звуком мониторной линии вокалиста. Управляемый звук в зале получается благодаря подключению всех инструментальных комбиков (клавишный, гитарный, бас-гитарный) к микшерному пульту, с помощью которого производится сведение звука и вывод его в зал через основные акустические системы (порталы). Здесь мы остановимся и рассмотрим одну встречающуюся на практике проблему.

Не всегда администрация школы имеет возможность приобрести и установить в актовом зале звукоусилительный комплект с необходимой для озвучивания данного актового зала мощностью. Но и тот комплект, который уже приобретен, подойдет, скорее всего, только для воспроизведения минусовок, но никак не для озвучивания "живых" выступлений. То есть, в наличии имеется какой-то низкобюджетный широкополосный звукоусилительный комплект с посредственным воспроизведением средних частот, в котором как раз и сосредоточена основная энергия звука вокала и электрогитары. Если подключить электрогитару через гитарный комбик мощностью, скажем, 100 Вт, его звучание легко “уберет в тень” средние частоты широкополосного звукоусилительного комплекта мощностью 600-700 Вт, а вместе с ним и вокал. Если сигнал электрогитары вывести через гитарный комбик и микшер в порталы, то мы проиграем в качестве звучания электрогитары (громкость гитарного комбика нужно будет убрать, чтобы его звучание не выбивалось из общего звука), но получим возможность управления звучанием электрогитары в зале. Если же использовать гитарный комбик для вывода сигнала электрогитары в зал напрямую, без использования порталов, то получится выигрыш по звуку электрогитары, но проигрыш по управлению, поскольку теперь звучание электрогитары в зале будет зависеть не от звукооператора, а от гитариста, от того, сколько он накрутит на комбике обработок, эффектов и усиления (а накрутит он неслабо), от его звукоизвлечения (часто весьма слабого), от расположения музыкантов на сцене (закрыли собой центральную ось излучения динамика комбика – громкость упала, отошли в сторону от комбика – громкость увеличилась). Вопрос: чему отдать предпочтение – качеству звучания или его управляемости? В условиях плохой акустики зала однозначно следует отдавать предпочтение управляемости звуком.

Если внимательно посмотреть на рис. 1, то можно заметить, что показанное на нём подключение позволяет получить лишь частичный контроль над звуком в зале, поскольку у звукооператора нет возможности корректировать звучание ударной установки. Для более или менее полного контроля над звуком в зале необходимо подзвучить ударную установку с помощью нескольких микрофонов. Предположим, что по каким-то причинам решили этого не делать. Тогда звучание ударной установки будет зависеть от барабанщика (и, конечно, от самой ударной установки). Если барабанщик обладает слабой техникой звукоизвлечения, то не будут слышны ни бочка, ни хай-хет, ни райд. Если барабанщик считает себя рок-звездой, то будет слишком много бочки, слишком много ведущего, слишком много железа (хорошо, если без трещин) и очень много сломанных палочек. Комплект микрофонов для подзвучки ударной установки можно найти в пределах 10 тыс. руб., но перед этим желательно проверить, а хватит ли каналов в мультикоре и (или) микшерном пульте для их подключения?

Для подзвучки рабочей области вокалиста используются два пассивных монитора, подключённых к своему усилителю мощности, а для барабанщика выделен один активный монитор. Поскольку глубина сцены во многих школьных актовых залах небольшая, порядка трех метров, то для подзвучки рабочей области вокалиста практичнее использовать напольные мониторы (они показаны на рис. 1), а не акустические системы, положенные на бок. В последнем случае высока вероятность того, что хорошо будет подзвучена только область около ног вокалиста из-за недостаточного угла подъема центральной оси динамика акустической системы относительно пола сцены.

Использование двух мониторов для вокалиста кажется излишним. Можно, например, оставить один монитор вокалисту, а другой отдать барабанщику, сэкономив на одном активном мониторе барабанщика 8-10 тыс. руб. Но, если на сцене будут петь несколько участников в сопровождении музыкальной группы, то эта экономия выйдет боком, поскольку одним монитором не получится эффективно озвучить передний край сцены шириной 3-4 метра.

Подведем итоги

  • Для комфортного выступления музыкантов группы на сцене необходимо использовать персональные мониторные системы
  • Подключение звуковой аппаратуры необходимо осуществлять таким образом, чтобы звукооператор имел возможность оперативного контроля и управления звуком в зале
Актовый зал«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
18.08.10

© 2006-2023 Мы и Музыка