Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Актовый зал«...назад вперед...»

Рабочее место звукооператора в актовом зале

Часто при проведении различных музыкальных мероприятий в школьном актовом зале возникает один и тот же вопрос: где должно размещаться рабочее место звукооператора? Грамотное решение данного вопроса особенно важно в том случае, когда в актовом зале проводятся концерты с участием музыкальных и танцевальных коллективов.

Давайте для начала посмотрим, какие моменты оказывают влияние на определение рабочего места звукооператора.

Звукооператор должен слышать звук в зале. Поскольку музыкальное сопровождение предназначено для слушателей в зале, то звукооператор должен слышать звук в зале, а не на сцене, за сценой, сбоку сцены и др. Поэтому его необходимо разместить где-то в зале.

Неправильное расположение рабочего места звукооператора

Рис. 1. Неправильное расположение звукооператора
(не слышит звук в зале)

Звукооператор работает со стереозвуком. Для работы со стереозвуком звукооператор должен находиться на центральной линии относительно сцены. Если рабочее место расположено в стороне от нее, то звукооператор будет слышать сигнал только от одной акустической системы. Если необходимо организовать простое музыкальное сопровождение, например, включать фонограмму, то "неудобство" не доставит больших проблем. Однако в случае озвучивания выступления музыкальной группы это может вызвать большие сложности, поскольку звукооператору необходимо слышать не только общей стереосигнал, но и "панораму" отдельных инструментов.

Неправильное расположение рабочего места звукооператора

Рис. 2. Неправильное расположение звукооператора
(не слышит стереопанораму звука)

Место звукооператора не должно мешать действию и зрителям. Посмотрите на рис. 3. В примере а) рабочее место звукооператора создает помеху действию, которое происходит перед сценой. В примере б) рабочее место звукооператора создает помеху исполнителям, которые выходят к сцене через центральный проход к сцене из зрительских мест. в примере в) в зале не планируется проводить действия, но рабочее место звукооператора мешает зрителям последних рядов наблюдать действие, происходящее на сцене.

Неправильное расположение рабочего места звукооператора

Рис. 3. Неправильное расположение звукооператора
(мешает действию и зрителям)

Из сказанного выше мы можем определить правильное расположение рабочего места звукооператора в актовом зале, что показано на рис. 4.

Правильное расположение рабочего места звукооператора

Рис. 4. Правильное расположение рабочего места звукооператора

Поскольку рабочее место звукооператора находится у противоположной от сцены стены зала, а длина актового зала может быть значительной (например, 15-20 метров), то для подключения микшерного пульта звукооператора к аппаратуре и музыкальным инструментам на сцене необходимо использовать мультикор подходящей длины и количеством каналов (многоканальный кабель). Мультикоры бывают двух видов: только со входами или со входами и выходами. Коробка мультикора устанавливается на сцене, а "веер" штекеров подключается к микшерному пульту: входы - разъемы "XLR-папа" подключается к линейным входам (XLR-гнездам) микшерного пульта, выходы - штекеры "XLR-мама" - подключается к основному и(или) мониторному XLR-выходу микшерного пульта.

Мультикор на 16 каналов (12 входов, 4 выхода)

Рис. 5. Мультикор на 16 каналов (12 входов, 4 выхода)

Если розетка электропитания располагается на значительном расстоянии от рабочего места звукооператора, то используется удлинитель-катушка.

Удлинитель и мультикор проводят по стенам зала, чтобы они не мешались под ногами, поэтому их длину следует выбирать с учетом данного момента.

Удлинитель-катушка на 30 метров ~ 1300 руб.
Мультиткор на 12/4 каналов длиной 15 метров ~ 11 тыс. руб., на 30 метров - 17 тыс. руб.

Выше мы выбрали место звукооператора, но существует еще один немаловажный момент. Пол во многих школьных актовых залах не имеет подъема к противоположной от сцены стене. Если при этом зрители будут стоять (не хватило стульев в зале, что случается достаточно часто), то они закроют весь обзор звукооператору. Даже если обзор сцены звукооператору закрывается на небольшое время, то это может привести к нежелательным последствиям. В процессе выступлений на сцене может произойти внештатная ситуация, поэтому звукооператор должен постоянно видеть всё, что происходит на сцене. По этой причине необходимо поднять рабочее место звукооператора на определенную высоту. Если взять высоту стоящего человека 1,8 м, а высоту уровня глаз сидящего звукооператора 1,2 м, то можно осуществить подъем на 0,8-1 м (это будет зависеть от высоты сцены). В качестве платформы, на которой будет установлено рабочее место звукооператора, можно использовать сегмент разборного подиума или сцены с лестницей. Заметим, что при достаточной площади платформы на ней можно будет установить штатив с видеокамерой, что на порядок увеличит качество видеосъемки по сравнению с той, когда она осуществляется с рук и постоянно кто-то мешает. Но даже на этом не заканчивается круг задач, который позволит решить подиум. При проведении дискотеки на нем можно установить штативы со световыми приборами, что позволит лучше осветить зал, чем в случае освещения только со сцены.

Иногда рабочее место звукооператора размещают ближе к сцене, аргументируя это необходимостью оперативного взаимодействия с ним: ведущий мероприятия или концерта постоянно находится у сцены (сидит в первых рядах), поэтому ему должно быть удобно давать какие-то указания звукооператору. Данный аргумент не имеет под собой никакого основания для воплощения в жизнь и является признаком непрофессионального подхода к организации и проведения мероприятия. Перед началом любого мероприятия звукооператор должен получить четкий план его проведения, чтобы в процессе мероприятия его никто не отвлекал от своей работы.

Актовый зал«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
10.11.08

© 2006-2023 Мы и Музыка