Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Особенность устройства звукоряда бас-гитары

вперед...»

Особенность устройства звукоряда бас-гитары

вперед...»

Если посмотреть на накладку грифа праворукой бас-гитары сверху, то можно увидеть двумерную систему координат, образованную струнами и ладами.

Гриф бас-гитары

Рис. 1. Гриф бас-гитары.

Представим, что одновременно с прижимом струны на грифе в данной системе координат рисуется соответствующая месту прижима точка (рис. 2).

Геометрическая модель звукоряда бас-гитары

Рис. 2. Геометрическая модель звукоряда бас-гитары.

Нумерация струн ведётся от самой тонкой струны, а нумерация ладов слева-направо. Для упрощения определения номера лада и, соответственно, определения нот, на накладке грифа делают метки. В нашем случае метками являются небольшие черные круги в центре ладов. Одной меткой отмечены 3, 5, 7 и 9-й лад, а двумя  - 12-й лад. Последнее помогает быстро определить звук, на октаву выше открытой струны.

Например, зеленый круг с цифрой 1 на рис. 2.  располагается на пятом ладу четвертой струны. Для определения ноты, соответствующей этой точке, нужно знать ещё один параметр - высоту настройки струны. Особенностью стандартного строя бас-гитары (G-D-A-E) является то, что между двумя любыми соседними струнами образуется одинаковый интервал. Благодаря этому любое интервальное построение на бас-гитаре (интервалов, аккордов, гамм, риффов и т.д.) от любого лада на любой струне будет идентичным заданному при неизменном относительном положении тонов в нем и порядке их игры.

Для понимания этого фундаментального момента рассмотрим построение интервала на грифе и клавиатуре синтезатора (рис. 3). Оранжевым цветом показаны тоны исходного интервала. Если смотреть на накладку грифа сверху, то правый тон располагается на соседней сверху струне через лад вправо. На правом рисунке голубые тоны на грифе располагаются на других струнах и ладах, но их относительное расположение не изменилось (правый тон на соседней верхней струне через лад), а значит, они образуют такой же интервал, что видно зрительно.

Интервальные построения на грифе бас-гитары и клавиатуре синтезатора

Рис. 3. Интервальные построения на грифе бас-гитары и клавиатуре синтезатора.

На нижнем рисунке видно, что между двумя образующими интервал клавишами находится белая клавиша. На рисунке справа между голубыми клавишами тоже располагается белая клавиша, но это совершенно другой интервал, так как между ними две черные клавиши, а в исходном - одна.

Для построения интервала, идентичному заданному, бас-гитаристу часто достаточно просто сдвинуть пальцы в данной позиции к нужному ладу, тогда как клавишнику нужно отработать игру интервала от разных клавиш. Бас-гитаристу часто нужно запомнить игру всего одного шаблона, после чего при достаточной растяжке пальцев он сможет сыграть его от любого лада легко и точно! Отсюда следует хорошо известный факт: сложность игры на синтезаторе зависит от выбранной тональности и переход из одной тональности в другую выполнить иной раз весьма непросто. А от бас-гитариста требуется лишь в точности повторять относительное положение нот в разученной последовательности.

Задача быстрого построения интервалов возникает, например, при транспонировании партии в разные тональности. Например, вокалист не может спеть низкие или высокие ноты и приходится играть песню в удобной для него тональности (от другого лада). Для этого нужно вспомнить относительное положение нот на грифе в исходной тональности и повторить его в новой.

Другой пример - это игра упражнений. Если клавишник разучит игру упражнения от одной ноты, то это не значит, что он сможет так же легко и без ошибок сыграть это упражнение от другой ноты. А бас-гитаристу нужно лишь сделать поправку на ширину ладов без переучивания партии! Ему, в принципе, неважно, от какой точки лада играть упражнение. Если растяжки пальцев левой руки не хватает, то можно начать с узких ладов и постепенно переходить на широкие лады. У клавишника такой возможности нет. Если растяжки для игры упражнения не хватает, то сыграть точно и быстро данное упражнение он не сможет ни от какой ноты.

Нередко простейшие басовые партии состоят из одного ходика-шаблона, который играется от разных нот. Например, рок-н-рольный ход. Из этого следует простая методика освоения игры на бас-гитаре:

  • Разучить заданный (увиденный, найденный или показанный кем-то) шаблон (басовый ходик, рифф, линию) от лада, на котором пальцы могут его сыграть.  Если не получается сыграть от 3-го лада 4-й струны, играем от 7-го лада на 3-й струне и т.п. На этом этапе нужно сначала зрительно, а затем на механическом уровне пальцами запомнить игру шаблона.
  • Разучить игру этого шаблона на разных струнах и от разных ладов. Здесь уже происходит работа над растяжкой. Получились сыграть шаблон от 5 лада - прекрасно, переходим к его игре от 4-го и т.д.
  • Разучить игру шаблона в квадратах без остановок и ошибок. В основе гармонии эстрадных композиций и импровизации лежат квадраты - определённые последовательности аккордов, говоря проще. Для получения гармонично звучащей басовой партии нужно играть шаблон не от случайных нот в каком вздумается ритме, а от определенных нот и в выбранном музыкальном стиле. Как найти эти ноты и стиль? Заходим в Интернет и в поисковике ищем нужное - как играть на бас-гитаре диско, блюз, рок-н-ролл, рок и т.п.
вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
17.09.16

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика