Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Теория относительности на грифе бас-гитары

«...назад

Теория относительности на грифе бас-гитары

«...назад

Гриф бас-гитары, как мы увидели на предыдущем занятии, можно представить в виде сетки,  которая воспринимается проще, чем клавиатура синтезатора, где есть белые и черные клавиши, сгруппированные по две или три рядом. Но клавиатура  - одномерная система, а гриф – двумерная и большинство построений происходит на плоскости.
Любое построение (не только в музыке) можно осуществить зрительно (на глаз) или путем расчёта (умственно). Построения на глаз характеризуются высокой скорость и большой неточностью. Умственные расчеты характеризуются большой точностью, но низкой скоростью выполнения. Частая проблема состоит в том, что начинающий бас-гитарист, как и другие музыканты, пытаются их совместить, разучивая партию быстро и бездумно, воспринимая её как места на грифе, которые нужно зажать пальцами. Движения повторяются, а систематизировать их не получается, потому что он не думал над этим.

Старайтесь воспринимать любое построение на грифе (гамма, басовый ход и т.п.) в качестве шаблона с относительным положением тонов, который, после разучивания, нужно закрепить игрой от разных нот.

При игре на бас-гитаре достаточно распространена проблема, когда исполнитель не может сыграть секвенцию (короткий басовый рифф) от разных нот. Например, ему показали простой ходик от третьего лада на четвертой струне. Он его выучил, но сыграть от другого лада на другой струне не может, потому сосредоточил всё внимание на абсолютном (точном) копировании частного случая, как его учат на уроках в школе. Свободный переход от частного к общему и от общего к частному - необходимый навык для успешного творчества и, в частности, игре на бас-гитаре.

Если преподаватель показал ходик от третьего лада при игре блюза, то это не значит, что данных ход нужно играть только от третьего лада и только при игре блюза. Сыграйте его от других нот, адаптируйте к другому стилю и в другой композиции. Творчество редко основывается на создании чего-то уникального и доселе невиданного. Чаще что-то сначала копируется, а затем изменяется и приспосабливается к своему случаю и ситуации.

На рис. 1 кругами разного цвета показаны интервальные построения на грифе. Можно ли сказать, что они идентичны? Да, если все три тона играются одновременно. Но при последовательной игре важно в точности соблюдать не только относительные положения тонов, но и порядок их игры. Если его изменить, сразу изменится звучание.

Идентичны ли показанные построения?

Рис. 1. Идентичны ли показанные построения?.

Если возникают трудности с сочинением партий, то используйте простой прием для создания новых фраз - измените порядок игры заданных тонов. Не всё будет звучать хорошо, но что-то можно будет отобрать и запомнить на будущее.

Идентичны ли интервалы, показанные на рисунке ниже?

.

Идентичны ли интервалы?

Рис. 2. Идентичны ли интервалы?.

Нумерация струн ведётся от самой тонкой струны, а нумерация ладов слева-направо. Для упрощения определения номера лада и, соответственно, определения нот, на накладке грифа делают метки. В нашем случае метками являются небольшие черные круги в центре ладов. Одной меткой отмечены 3, 5, 7 и 9-й лад, а двумя  - 12-й лад. Последнее помогает быстро определить звук, на октаву выше открытой струны.

Например, зеленый круг с цифрой 1 на рис. 2.  располагается на пятом ладу четвертой струны. Для определения ноты, соответствующей этой точке, нужно знать ещё один параметр - высоту настройки струны. Особенностью стандартного строя бас-гитары (G-D-A-E) является то, что между двумя любыми соседними струнами образуется одинаковый интервал. Благодаря этому любое интервальное построение на бас-гитаре (интервалов, аккордов, гамм, риффов и т.д.) от любого лада на любой струне будет идентичным заданному при неизменном относительном положении тонов в нем и порядке их игры.

Для понимания этого фундаментального момента рассмотрим построение интервала на грифе и клавиатуре синтезатора (рис. 3). Оранжевым цветом показаны тоны исходного интервала. Если смотреть на накладку грифа сверху, то правый тон располагается на соседней сверху струне через лад вправо. На правом рисунке голубые тоны на грифе располагаются на других струнах и ладах, но их относительное расположение не изменилось (правый тон на соседней верхней струне через лад), а значит, они образуют такой же интервал, что видно зрительно.

Опорные тоны

Рис. 3. Опорные тоны.

На первый взгляд кажется, что интервалы идентичны, так как между ними один пустой лад и они располагаются на соседних струнах в обоих случаях. Это не так. Выберем в качестве точки отсчета левые тоны. Видно, что правые тоны имеют разные координаты относительно выбранного центра и, соответственно, образуют разные интервалы: слева -квинта, а справа - малая терция

Запоминание относительного расположения тонов играет важную роль для самоконтроля. Музыканту показали интервал квинты и он его успешно играет на узких ладах, затем переходит к широким ладам, растяжки не хватает и пальцы оказываются на соседних ладах. Звучание стало каким-то не таким, но, вроде, пальцы стоят правильно, а проверить-то как, если слух недостаточно хорошо развит? Глазами! Если с бас-гитаристами подобная ситуация ещё пол-беды, то отсутствие самоконтроля у барабанщика приводит к крайне печальным последствиям. Он дома занимается неделю, приходит показать результат, а играет совершенно не то, что было задано, да ещё и хорошо заучил эту кривость. Слух, зрение, мозг  - это всё инструменты для самоконтроля. Если слух недостаточно развит, то пользуемся зрением. Если и видимость нот на грифе развита недостаточно хорошо, то используем аналитический и алгоритмический аппарат. Например, нужно зажать первую ноту, а затем на соседней струне вправо через лад вторую, а сейчас пальцы делают это или что-то другое?

На одном из занятий я как-то спросил музыканта, на что похоже мелодическая (последовательная) игра квинты (зелёные круги на рис. 3). “На ход конём в шахматах”, - ответил он, чем меня приятно удивил. Но и синие круги также образуют ход конём, однако интервал между ними другой - малая терция. Уточним  построение квинты: ход конём вправо и вверх или влево и вниз на соседнюю струну.

Как определить то, какой тон в басовом построении является опорным? В музыке основанием гармонии является самый нижний звук - басовый тон, поэтому опорным будет басовый тон звучащего в данный момент аккорда. Например, при игре аккорда Am, опорным тоном будет нота A, при С7 - С и т.п. А если нет аккордов, то как его определить? Для этого нужно учиться строить квадраты - гармонично звучащие последовательности аккордов, которые и дадут опорные тоны.

Для выполнения точных относительных построений пользуйтесь ассоциациями.

Ассоциации

Рис. 4. Ассоциации.

На этом рисунке не показаны номера ладов, от которых выполнены построения, но мы видим опорные тоны (красные круги), относительное положение всех тонов и порядок их игры. Всё, для игры упражнений и квадратов этой информации достаточно.  Номера ладов (абсолютные координаты) потребуются лишь при игре в заданной тональности, при разучивании песни или инструментальной композиции, а упражнения можно играть в любой тональности.

«...назад

Александр Страшко
admin@starport.ru
22.09.16

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика