Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Интервалы на гитаре

«...назад вперед...»

Интервалы на гитаре

«...назад вперед...»

Интервалы являются самыми простыми построениями в музыке, на которых основывается всё остальное - аккорды, гаммы, пентатоники, фразы и т.д. Знание интервалов позволяет уверенно ходить пальцами по грифу, а не плавать в нём, как сказал бы моряк. Незнание нот на грифе подобно якорю, затрудняющему движение вперёд. Необходимо как можно скорее избавиться от этого ненужного груза, в чём нам помогут интервалы.

Устройство звукоряда гитары позволяет легко осуществлять относительные интервальные построения от любой ноты благодаря зрительным шаблонам, рассмотренным на предыдущем занятии, но для наглядной демонстрации основ и системы этих построений мы воспользуемся фортепианной клавиатурой.

В музыке получил наибольшее распространение равномерно-темперированный строй, в котором каждая октава (два звука с соотношением частот 1 к 2) делится на математически равные интервалы. Наиболее распространено деление октавы на 12 равных интервалов - полутонов. Частотный диапазон октавы делится на 12 полутонов, что позволяет получить 13 разных по частоте звуков. Представить это легко: чертим линию, и делим её на 12 одинаковых отрезков (рис. 1 изображение 1). Получилась математическая модель, которая похожа на то, что мы видим на гитаре - гриф и делящие его на лады ладовые порожки (рис. 1 изображение 4). Отличие в том, что лады имеют разную ширину. Это связано с логарифмическим, а не линейным распределением звуков в музыкальной системе.

Если нужно получить больше 13 звуков, то добавляется ещё одна октава и т.д. На изображении 2 рис.1 показаны три фортепианные октавы.

Как вы знаете, в музыке наиболее распространены семь основных ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для получения 12 интервалов они дополнены пятью производными ступенями, которые являются повышением (♯) или понижением (♭) на полутон некоторых основных ступеней: до♯ (ре♭), ре♯ (ми♭), фа♯ (соль♭), соль♯( ля♭), ля♯( си♭). Гитаристы чаще пользуются (и привыкают пользоваться) вариантами с повышением основных ступеней. Для удобства можно пользоваться повышением, но при этом нужно знать, что далеко не всегда повышение ступеней приводит к правильным построениям в музыке.

На клавиатуре фортепиано основным ступеням соответствуют белые клавиши, а производным - чёрные. На грифе гитары такого разделения ступеней нет, и гитарист видит 12 одинаковых по цвету ладов (рис. 1 изображение 4). Две точки на грифе обозначают 12-й лад. 13-й лад - это октавный звук по отношению к звуку первого лада на той же струне.

12-ти полутоновый равномерно-темперированный строй

Рис. 1. 12-ти полутоновый равномерно-темперированный строй

Клавиатура фортепиано наглядно показывает основные и производные звуки, что очень помогает клавишнику при выполнении разных интервальных построений. У гитариста нет такого зрительного ориентира, по причине чего ему приходится мысленно представлять данное деление. Благодаря черным клавишам интервалы на белых клавишах можно определить моментально, а на грифе, скорее всего, придётся посчитать лады, чтобы понять, какой интервал играется на одной струне или что зажато на разных струнах через несколько ладов. Октавы на клавиатуре располагаются друг за другом, а на грифе друг за другом и друг над другом (рис. 1 изображения 2 и 4), что требует от гитариста навыка мышления в двух измерениях.

Интервальные построения от ноты С (до) проще и нагляднее осуществляются на фортепианной клавиатуре, а относительные интервальные построения от разных нот (с использованием относительно небольших интервалов) проще и нагляднее выполняются на грифе гитары.

Рекомендую зрительно запомнить расположение клавиш на клавиатуре фортепиано и ступеней на них в пределах одной октавы от ноты до. Это поможет вспомнить последовательность ступеней, если определение их на грифе вызывает сложности.

Интервалами в музыке называют соотношение между двумя звуками определенной высоты. Нижний тон интервала - основание интервала, верхний тон - вершина интервала. Расстояние между звуками в интервале измеряется в полутонах (два полутона равны одному тону). Интервалы шириной до октавы включительно называются простыми интервалами.

Если сыграть два тона интервала одновременно, то получится гармонический интервал, если последовательно - мелодический. Гармонические интервалы чаще используются для аккомпанемента, а мелодические, как понятно из названия, для игры мелодии.

Гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания.

На одной струне можно сыграть только мелодический интервал.

От одной ноты можно построить 13 простых интервалов (рис. 2).

Интервалы на одной струне

Рис. 2. Интервалы на одной струне.

Числа над дугами показывают количество полутонов. Например, секунда малая состоит из одного полутона, и её тоны зажимаются на соседних ладах, секунда большая состоит из двух полутонов, и её тоны зажимаются через лад и т.д. Расшифровка сокращённых обозначений:

  • ч - чистая
  • м - малая
  • б - большая
  • ум - уменьшенный
  • ув - увеличенный

Числа в сокращенном обозначении интервалов указывают на количество степеней в нём: 1 - одна ступень, 2 - две ступени и т.д. Полная расшифровка сокращенного обозначения, например, м.7 - малая септима включает в себя 7 ступеней.

Прима - это интервал, в котором 0 тонов. Мелодическая прима образуется в случае повторения одного и того же звука - до-до, ре-ре и тд., а гармоническая прима - при одновременной игре одного и того же звука на разных струнах, например, если дернуть одновременно пятую открытую струну и шестую, зажатую на пятом ладу.

Построения интервалов на рис. 2 дано от ноты до (С), а основные и производные ступени выделены цветом клавиш как на фортепиано, что, при необходимости, позволит наглядно сравнивать построения интервалов на грифе и клавиатуре.

Вместо привычного для гитаристов повышения основных ступеней при помощи диеза на схеме рис. 2 указано их понижение при помощи знака бемоль. Это необходимо для правильного определения интервалов. В средние века пользовались семиступенным строем, который состоял из 7 основных ступеней, благодаря чему интервалы и получили свои названия:

Прима (лат. первая) - содержит одну ступень, весьма совершенный консонанс
Секунда (лат. вторая) - содержит две ступени, диссонирующий интервал
Терция (лат. третья) - содержит три ступени, несовершенный консонанс
Кварта (лат. четвёртая) - содержит четыре ступени, совершенный консонанс
Квинта (лат. пятая) - содержит пять ступеней, весьма совершенный консонанс
Секста (лат. шестая) - содержит шесть ступеней, несовершенный консонанс
Септима (лат. седьмая) - содержит семь ступеней, диссонирующий интервал
Октава (лат. восьмая) - содержит восемь ступеней, весьма совершенный консонанс

Степень консонанса (благозвучности звучания) зависит от того, насколько хорошо сливаются два звука при их одновременном звучании. Сравните звучание октавы и кварты. Явно слышится то, что октава звучит чище по сравнению с квартой. На ум приходит аналогия со стеклом: чем оно чище, тем приятнее через него смотреть на окружающий мир. Диссонанс - неблагозвучное звучание. Тяжелая музыка нравится не всем, но заметим, что кварты и квинты - благозвучные интервалы, хотя со стороны может показаться, что это диссонансы.

12-ти полутоновый равномерно-темперированный строй был выведен позже и некоторые интервалы разделили на два - малый и большой. Из рис. 2. видно, что в секунду малую входит две ступени - С и D (вторая пониженная). Если бы вместо понижений на схеме мы указали повышение, то в секунду входила бы одна ступень, что неверно.

Возможно, с обозначениями интервалов вам придётся сталкиваться очень редко и непонятно, для чего мы потратили столько времени на это. Отвечаю: все построения в музыке основываются на ступенях и о них нужно иметь хотя бы общее представление.

При игре на гитаре используется понятие позиции - это группа из четырех расположенных рядом ладов, которые можно охватить четырьмя пальцами. Номер позиции определяется по нижнему (крайнему левому ладу). Например, в пятой позиции пальцы левой руки с указательного по мизинец находятся над соответствующими ладами V, VI, VII, VIII. В одной позиции можно играть на любых струнах в пределах этих четырех ладов.

Интервалы, которые можно сыграть в одной позиции вверх, показаны на рис. 3

Простые интервалы вверх в пределах одной позиции

Рис. 3. Простые интервалы вверх в пределах одной позиции.

В общем случае, можно сыграть 12 интервалов вверх и 12 интервалов вниз (не выходя за пределы звукоряда струн), но на рис. 3 получилось десять интервалов. Два интервала сыграть нельзя. Обидно. Сыграть все 12 интервалов можно в расширенной позиции (рис. 4), когда мизинец левой руки способен дотянуться до пятого лада в позиции. Непросто, но после некоторой тренировки возможно, что очень пригодится при игре мажорных гамм и не только.

Простые интервалы вверх в пределах одной расширенной позиции

Рис. 4. Простые интервалы вверх в пределах одной расширенной позиции.

Один и тот же интервал в гармоническом и мелодическом виде имеет разные свойства и применение. Когда речь идет о свойствах интервалов, то по умолчанию подразумевается отдельно звучащий гармонический интервал в среднем регистре. Обычно из контекста понятно, о чём идет речь, но желательно уточнять свою мысль, так как, например, фраза о том, что малая секунда является острым диссонансом, справедлива только в отношении гармонического интервала, но никак не мелодического. Более того, на практике интервалы берутся в разных регистрах и находятся в окружении разных звуков (что-то звучало перед ним, одновременно с ним и после него), что безусловно влияет на их восприятие.

Интервалы на закрытых струнах

При игре интервалов на закрытых струнах открытые струны не используются.

На рис. 5 показаны шаблоны простых интервалов (слева цифрами обозначены номера струн).

Шаблоны простых интервалов

Рис. 5. Шаблоны простых интервалов.

Заметим, что медиатором можно сыграть гармонические интервалы только на соседних струнах. Септимы и октаву, показанные на рис. 5., можно сыграть одновременно медиатором и безымянным пальцем правой руки.

Рассмотрим простые интервалы, которые можно сыграть медиатором, подробнее.

Наименьшим интервалом, который состоит из двух разных звуков, является малая секунда (рис. 6).

Малая секунда

Рис. 6. Малая секунда.

Здесь и далее круг с цифрой 1 обозначает нижний тон интервала, круг с цифрой 2 - верхний тон, а цифра в скобке - положение верхнего тона при игре интервала на одной струне для сравнения возможностей их игры.

Нетрудно увидеть, что звукоряды соседних струн не позволяют сыграть некоторые интервалы. Например, на шестой струне сыграть малую секунду возможно начиная от пятого лада.

Почему интервал от 3-й струны (голубые круги) строится иначе, чем от всех остальных? Если вы не знаете ответ на этот вопрос, то настоятельно рекомендую сначала пройти предыдущее фундаментальное занятие.

Интервал малой секунды в гармоническом виде является острым диссонансом. Острый диссонанс можно представить как острую приправу, например, горчицу: отдельно есть затруднительно, а в блюде она позволяет улучшить вкус. Так и в музыке: отдельно диссонансы играются относительно редко, но часто используются в аккордах, где общее звучание смягчает их, а они, в свою очередь, дополняют общее звучание новыми обертонами, в результате чего аккорд звучит богаче. Но это не значит, что диссонансы нужно вставлять во все аккорды, как и накладывать горчицу во все блюда.

В мелодической форме малая секунда используется достаточно часто для получения плавного движения.

Пример 1. Мелодические секунды.

О свойствах мелодических интервалов мы подробнее поговорим на следующих занятиях, а сейчас уделим всё внимание гармоническим.

Пример 2. Гармоническая малая секунда.

Следующий интервал - большая секунда (рис. 7).

Большая секунда

Рис. 7. Большая секунда.

Он также является диссонансным, но звучит не так резко, как малая секунда. В гармонической форме он может использоваться не только в аккордах (включая аккорды с задержанием sus2), но и совместно с другими интервалами.

Для создания большего напряжения можно использовать его вместе с малой терцией. Малая терция имеет минорное наклонение, что придаёт звучанию тревожность, пессимистический настрой, ожидание худшего и т.д.

Пример 3. Большая секунда и малая терция

В этом примере используется задержание - неаккордовый звук секунды разрешается в аккордовый звук терции.

Если использовать большую секунду с большой терцией, которая имеет мажорное наклонение, то получим оптимистичное и жизнеутверждающее настроение.

Пример 4. Большая секунда + большая терция

Терции показаны на рис. 8.

Малая и большая терции

Рис. 8. Малая и большая терции.

Если гармонические секунды являются интервалами напряжения, то терции - это интервалы настроения. Особенность терций состоит в том, что они задают характер звучания: малая терция - грустное звучание (минор), большая терция - веселое звучание (мажор). Один звук способен изменить настроение! В жизни все сложнее: приходится покупать мороженое, дарить цветы, делать дорогие подарки и обещать то, чего делать совсем не хочется!

Терции отлично дружат друг с другом при их мелодическом движении и часто употребляются в двухголосии.

Пример 5. Мелодическое движение терций.

А теперь рассмотрим любимые интервалы тех, кому нравится потяжелее - кварту и квинту (рис. 9).

Кварта и квинта

Рис. 9. Кварта и квинта.

Это нейтрально звучащие по отношению к мажору и минору интервалы, по причине чего они не только хороши в сочетании с другими интервалами, но и могут легко отправиться в самостоятельное плавание.

Нейтрально звучащие интервалы позволяют музыканту не думать о том, что ему нужно играть - мажор или минор. Если вместо мажорного аккорда гитарист по ошибке сыграет минорный (потому что не успел во время поставить палец или не выучил партию), то это моментально приведет к дисгармонии в общем звучании, а при игре кварт и квинт дисгармонии не возникнет.

В звучании квинты явно слышится пустота, а кварта звучит энергично. Если требуется передать воздушность, то играются квинты, решительность и активность - кварты.

Пример 6. Кварты.

Кварта часто используется совместно с терцией для игры задержания и в аккордах с задержанием sus4.

Пример 7. Кварта + терции

Дополним большую секунду и малую терцию квартой.

Пример 8. Большая секунда, малая терция и кварта.

Вот это уже на что-то похоже! Оказывается, комбинируя интервалы можно получить интересные гитарные риффы! Этому определенно стоит уделить время и внимание!

При помощи двух интервалов несложно получить секвенцию (игра одной и той же фразы от разных нот)

Пример 9. Секвенция с использованием квинты и большой терции.

Дополнительно к кварте и квинте обратите внимание на тритон (рис. 10). В средние века этот интервал был под запретом и называли его "дьяволским интервалом". К счастью, времена те остались в истории, да и музыкальная система претерпела значительные изменения. В настоящее время этот интервал встречается достаточно часто.

Тритон

Рис. 10. Тритон.

Тритон является сильным диссонансом, который неплохо звучит вместе с квинтой.

Пример 10. Квинта и тритон

Зажать малую или большую сексту на соседних струнах сложнее квинты, но это не повод отказываться от них. (рис. 11). Малая секста характеризуется грустным звучанием, большая - веселым. Отдельно они не используются и, в отличии от терций, друг с другом дружить никак не хотят, а с квинтой - без проблем! Квинта + большая секста неплохо обосновались в рок-н-ролле.

Пример 11. Квинта + большая секста.

Сексты

Рис. 11. Сексты.

Интервалы с использованием одной или двух открытых струн

Септимы сыграть на двух соседних закрытых струнах невозможно, но их можно сыграть, если одна из струн будет открытой.

Септимы

Рис 12. Септимы.

Септимы - диссонирующие интервалы и используются совместно с другими интервалами.

Пример 12. Малая септима и другие интервалы в ассортименте

Большая септима звучит острее малой, но и для неё можно найти применение.

Октава - нейтрально звучащий относительно мажора и минора интервал, который подобно квинтам и квартам может использоваться отдельно.

Октава

Рис. 13. Октава.

Пример 13. Октава.

Для гитариста октавы ценны ещё и тем, что помогают быстро определять и находить нужные ноты на грифе. А вот об этом подробнее, пожалуйста!

Для начала нужно запомнить расположение звуков на пятой и шестой струнах, после чего ноты на остальных струнах можно определить при помощи простых шаблонов:

  • Расположение нот на шестой и первой струнах совпадают (рис. 14 шаблон a)
  • Для определения нот от нижнего тона вправо или от верхнего тона влево строим октавный звук по шаблону через струну и лад (рис. 14 шаблон б)
  • Для определения нот от нижнего звука влево или от верхнего звука вправо строим октавный звук по шаблону через две струны и два лада (рис. 14 шаблон в).
  • Для определения нот от нижнего звука влево или от верхнего звука вправо на соседних струнах строим октавный звук по шаблону через четыре лада (рис. 14 шаблон г).

Шаблоны октав для определения нот на грифе

Рис. 14. Шаблоны октав для определения нот на грифе.

В пределах одной октавы (12 ладов) основная или вспомогательная ступень встречается только один раз.

Пользуясь сказанным выше получаем основной шаблон для быстрого нахождения нот на грифе (рис. 15).

Шаблон для быстрого определения нот на грифе

Рис. 15. Шаблон для быстрого определения нот на грифе.

Дополнительно нужно запомнить то, что у нот E и B нет повышения - E# и B#. За этими нотами сразу идет следующая основная ступень.

Незаметно мы перешли к игре интервалов на соседних струнах, одна из которых является открытой. Данный способ игры интервалов применяется достаточно широко, но имеет ограничение, связанное с невозможностью изменения нижнего или верхнего тона, который берется на открытой струне, что существенно сокращает количество интервалов, которые можно сыграть данным способом. Например, если используется 6-я открытая струна, то нижним звуком в этом случае будет звук E (ми) большой октавы.

Звучание гармонической октавы ещё больше наполнено пустотой в сравнении с гармонической квинтой. Это нейтрально звучащий интервал, который часто используется в аккордах, для поддержки баса или для игры интервалов больше октавы, которые называются сложными (составными).

Пример 14. Октава с нижней открытой струной и сложные интервалы

Гармоническую приму также можно сыграть с использованием открытой струны (рис. 16)

Гармоническая прима

Рис. 16. Гармоническая прима.

Пример 15. Гармоническая прима, секуда и терция

На открытых соседних струнах можно сыграть лишь один интервал - чистую кварту, кроме 2-й и 3-й струны, при игре которой будет звучать большая терция.

В нижнем звуковом диапазоне звуки по частоте располагаются ближе друг к другу, да и не столь хорошо различаются слухом, что накладывает ограничение на использование интервалов в нижнем диапазоне. Короткие интервалы, взятые от шестой струны, будут восприниматься как грохот. Как определить наименьший интервал, который более или менее хорошо будет звучать от шестой струны?

Строй 5 и 6 струн отличается на интервал кварты, который можно условно принять за наименьший интервал, но на перегруженном звуке он будет звучать грязнова-то. Следующий по возрастанию интервал - тритон является диссонансом и от шестой струны будет грохотать ещё сильнее кварты. Следующий интервал - квинта - звучит неплохо от любого лада на шестой струне. Его и можно определить в качестве наименьшего интервала для игры на шестой струне.

Подведём итог. Гармонические интервалы можно условно разделить на интервалы:

  • напряжения - секунды, септимы, тритон
  • настроения - терции и сексты
  • нейтральные - прима, кварта, квинта и октава

Нейтральные интервалы могут использоваться самостоятельно, а интервалы напряжения чаще используются совместно с другими интервалами.

На следующем занятии мы коснемся аккордов, а пока попробуйте попрактиковаться в игре разных сочетаний интервалов. Успехов!

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
02.01.15

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика