Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Насколько сложно учиться играть на синтезаторе?

вперед...»

Насколько сложно учиться играть на синтезаторе?

вперед...»

Сложность освоения игры на синтезаторе, как и на любом другом музыкальном инструменте, зависит в первую очередь от поставленных задач, которые требуется решить в процессе обучения. Если задача заключается в том, чтобы научиться играть на синтезаторе одним пальцем, то в этом случае можно даже и не учиться играть. С помощью встроенной в синтезатор функции обучения можно за 1-2 недели наработать навык своевременного нажатия той или иной клавиши одним пальцем. Если же задача заключается в том, чтобы научиться свободно играть двумя руками на синтезаторе джазовые импровизации, то в этом случае придётся заниматься много лет. На практике задачи обучения лежат где-то между этими крайними случаями - хочется сыграть отрывок из любимого произведения или сочинить что-нибудь своё.

Процесс обучения игре на синтезаторе может происходить по-разному. Если учиться играть на синтезаторе методом "тыка", то это очень скоро надоест по причине медленного роста навыка игры. Если уделить основное внимание изучению основ теории музыки, то без определённого навыка игры на синтезаторе будет непросто понять применение её на практике. Можно прочитать 2-3 учебника по элементарной теории музыки, но так и не понять, а зачем всё это нужно и как полученную информацию можно использовать при игре на синтезаторе? Наиболее эффективен процесс обучения, основанный на совместном применении теории и практики, когда теория объясняется с использованием наглядных практических примеров, а практический пример объясняется теорией. Преимущество практики заключается в том, что благодаря ей можно за относительно короткое время получить результат, тогда как на осмысление теории потребуется значительный отрезок времени. Однако может произойти так, что не подкреплённый теорией практический результат является мнимым успехом, который будет тормозить дальнейшее музыкальное развитие. Простой пример - демонстрация начинающему клавишнику последовательности аккордов и простой мелодии. Да, он сможет их сыграть, но дальше этого дело не сдвинется, потому что без знания теории любой практический пример будет восприниматься как последовательность нажатий на определенные клавиши, которую надо заучить. Почему играются именно эти аккорды? Почему аккорды играются в этой, а не другой последовательности? Откуда взялась эта мелодия? Ответы на эти вопросы даёт теория музыки. Без знания теории возможен только один ответ - потому что так звучит красиво.

При игре на синтезаторе происходит взаимодействие пальцев двух рук: пальцы левой руки отвечают за аккомпанемент, пальцы правой руки - за игру мелодии. Это значительно сложнее чем, например, зажимать струны на гитаре левой рукой, а правой бить по ним. На гитаре часто достаточно сыграть три аккорда для того, чтобы вызвать восторг у публики, а вот от клавишника ожидается нечто большее игры песенки Чижик-Пыжик.

Интерактивный синтезатор (его ещё называют синтезатор с автоаккомпанементом или "самоиграйка") - это универсальный и многофункциональный музыкальный инструмент. На нем можно играть одной или двумя руками, в сопровождении аккомпанемента или только под ритм. Многие модели позволяют производить запись исполнения, редактировать голоса, стили и эффекты. Синтезатор можно подключить к компьютеру или использовать его в качестве ритм-машины. Электроника призвана облегчить труд человека и в какой-то мере так и происходит, но с другой стороны большая универсальность и функциональность пугает. Пользователь не знает с чего начать, что играть и как играть. Если вам трудно определиться с тем, какую музыку вы хотите играть на синтезаторе, то можно поступить так: для развития чувства мелодии учиться играть медленные романтические композиции, а для развития техники игры - упражнения и быстрые композиции.

Для повышения эффекта от занятий необходимо осмысленно подходить к занятиям музыкой, которая представляет собой вполне логичную систему, связанную с другими областями знаний: психологией, биофизикой, изобразительным искусством, литературой, математикой и др. Попробуйте посмотреть на музыку с точки зрения наиболее понятной вам системы знаний. Если, например, вам ближе технические науки, то следует уделить внимание изучению структуры различных построений в музыке, найти логику, подобие и противоположность. Если вам больше нравятся гуманитарные науки, то можно попытаться произвести сопоставление их с музыкой, придумать понятные и наглядные ассоциации. Многие ситуации в музыке можно объяснить, используя аналогии из других областей знаний. Попробуйте посмотреть на музыки и игру на синтезаторе с разных сторон. Тогда и круг превратиться в шар, а клавиша будет восприниматься не в качестве кнопки, которую можно нажать, а как средство для выражения мысли, чувства и настроения посредством звука.

вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
05.02.11

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика