Игра на синтезаторе двумя руками - значительно более сложное занятие, по сравнению с игрой одной рукой. Когда играет одна рука, то для контроля за её движениями используется центральное зрение. При одновременной игре двумя руками центральным зрением можно охватить работу только одной руки, а деятельность другой руки контролируется периферийным зрением. Какой руке следует уделять больше внимания? При игре на синтезаторе в режиме автоаккомпанемента партия левой руки известна, а правой - нет. Левая рука играет повторяющиеся аккордовые последовательности, а правая рука вообще не знает, c чего начать игру. Значит, управление аккомпанементом левой рукой нужно довести до автоматизма, а основное внимание уделить игре правой рукой. Деятельность левой руки необходимо контролировать периферийным зрением и лишь изредка поглядывать на неё. Достичь автоматизма в игре левой рукой можно благодаря многочисленным повторам одной и той же последовательности аккордов. Тогда рука и пальцы запомнят движения. Часто учащийся уделяет недостаточное количество времени для игры одной последовательности и сразу переходит к игре другой последовательности аккордов. На игру одной последовательности следует отвести не меньше 20-30 минут. Сначала под автоаккомпанемент играет одна левая рука. После того, как последовательность будет более или менее хорошо освоена, можно перейти к игре двумя руками для наработки правой рукой исполнения простых мотивов с использованием аккордовых и неаккордовых звуков.
Аккордовые звуки
Аккордовым называется звук, который входит в состав звучащего в данный момент аккорда.
Рис. 1. Аккордовые звуки
Пример 1
Предположим, что левой рукой берётся ля-минорное тоническое трезвучие ля-до-ми (желтые клавиши на рис. 1). Значит, аккордовыми звуками в этом случае будут все звуки ля, до и ми на клавиатуре (выделены зеленым цветом в области игры правой рукой).
Если левая рука играет субдоминантовое трезвучие в тональности до-мажор фа-ля-до (рис. 2), то аккордовыми будут все звуки фа, ля и до на клавиатуре.
Рис. 2. Аккордовые звуки
Для игры аккордовых звуков нужно видеть клавиши, которые нажала левая рука и быстро увидеть их в области игры правой рукой. Если вам сложно ориентироваться в аккордовых звуках, то для начала попробуйте правой рукой нажимать клавиши, соответствующие тем, которые нажимает мизинец левой руки (рис. 3).
Рис. 3. Аккордовый звук
На рис. 3 мизинец левой руки (розовая клавиша) нажимает клавишу фа, которая находится перед тремя черными клавишами. Найдите теперь такую клавишу в области игры правой рукой. Эта клавиша выделена зеленым цветом. Левая синяя клавиша тоже является клавишей фа, но эта клавиша входит в область автоаккомпанемента, поэтому нажав её вы не услышите звук - она будет управлять аккомпанементом. Правую синюю клавишу вы можете спокойно нажимать, но лучше нажать зеленую клавишу, поскольку тогда левая и правая рука будут находиться в поле вашего зрения, что удобнее, чем постоянно крутить головой от левой руки до правой синей клавиши и обратно. Красной пунктирной рамкой на рисунке выделена область наиболее комфортной игры правой рукой. Старайтесь в первое время играть в пределах данной области, либо незначительно выходить за неё - будет проще играть двумя руками.
Если сразу не получается сыграть под автоаккомпанемент аккордовые звуки, то попробуйте следующий порядок действий:
Получилось сыграть правой рукой примы аккордов? Попробуйте правой рукой сыграть терции - второй звук аккордов, а затем и квинты - третий звук аккордов.
Неаккордовые звуки
По аналогии с аккордовыми звуками неаккордовые звуки - это те звуки, которые не входят в состав звучащего в настоящий момент аккорда.
При этом различают:
Задержание
Задержание - это неаккордовый звук, который появляется в момент начала звучания аккорда, вслед за которым появляется аккордовый звук. Посмотрите на рис. 4. Синим цветом выделена клавиша, которая не входит в аккорд, зеленым цветом выделена клавиша, которая входит в аккорд. Попробуйте вместе с нажатием клавиш левой рукой нажать синюю клавишу, а затем зеленую. Это и есть задержание - неаккордовый звук задерживает появление аккордового звука.
Рис. 4. Задержание
Пример 2
Проходящий звук
Проходящий звук - это неаккордовый звук, который как бы "проходит" между двумя аккордовыми звуками. На рис 5. зеленым цветом выделены аккордовые звуки, а синим - неаккордовый. Одновременно с нажатием клавиш левой рукой правая рука указательным пальцем нажимает аккордовый звук, потом средний палец нажимает неаккордовый, и в конце безымянный палец нажимает опять аккордовый звук.
Рис. 5. Проходящий звук
Пример 3
Вспомогательный звук
Вспомогательный звук - это неаккордовый звук, который соединяет аккордовый звук с его повторением. Одновременно с нажатием аккорда левой рукой правая нажимает зеленую клавишу (аккордовый звук) потом нажимается синяя клавиша (неаккордовый звук), а в конце нажимается опять зеленая клавиша.
Рис. 6. Вспомогательный звук
Пример 4
Мы рассмотрели четыре вида звуков, относительно аккорда, на основе которых можно построить простую одноголосную мелодию. Рассмотрим также игру последовательности звуков.
Арпеджио
В самом простом случае арпеджио - последовательная игра аккордовых звуков. На рис. 7 зеленым цветом выделены три аккордовых звука. Сыграть их можно так: 1-2-5-2-1
Рис. 7. Арпеджио
Пример 5
Пентатоника
Большой популярностью, особенно в среде гитаристов, пользуется пентатоника. В эту гамму входит 5 ступеней. В тональности до-мажор это ступени до, ре, ми, соль, ля (рис. 8). В ля-миноре играются эти же ступени, но от ступени ля.
Рис. 8. Пентатоника в тональности до-мажор
Пентатоника интересна тем, что с какой бы ноты она не начиналась и в какой последовательности не нажимались клавиши, входящие в нее, партия правой руки будет звучать созвучно аккорду (тональности), относительно которого она играется. На основе пентатоники в чистом виде создать приличную мелодию не получится. Она чаще используется в сольных проигрышах.
Пример 6. Пентатоника или китайские мотивы.
Интересно? Дальше будет ещё интереснее.
Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11