Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Контроль в процессе импровизации

При игре на музыкальном инструменте в общем случае используется зрение, слух и осязание. Благодаря зрению исполнитель видит то, что он делает, благодаря слуху он слышит звуки, а благодаря осязанию – чувствует то, что он делает.

Роль зрения различна при разучивании материала и его исполнении. При разучивании материала нужно хорошо видеть, что делают пальцы рук, поэтому используется центральное зрение, которое характеризуется максимальной остротой и большими объемами передаваемой в головной мозг информации. Когда материал выучен, то необходимость в пристальном наблюдении за деятельностью пальцев рук отпадает и можно перейти к контролю с использованием периферийного зрения. Это позволяет уменьшить информационную нагрузку на головной мозг и ускорить реакцию. Реакция и координация движений крайне важна для импровизатора. Благодаря им он может моментально просчитать исполнение следующей музыкальной фразы и корректировать свою игру на ходу.

Игра аккордовой последовательности левой рукой под ритм – это фундамент для многих будущих импровизации. У вас получилось сыграть последовательность без ошибок 20 раз подряд в темпе 120? Теперь увеличьте темп до 140 и опять сыграйте эту последовательность. Получилось? Тогда установите темп 160, а затем и 180. Пальцы левой руки начинают дергаться, судорожно пытаясь найти клавиши, но не попадают по ним? Почему? Возможно, недостаточно хорошо развита техника игры левой рукой или рука и пальцы недостаточно хорошо запомнили движения, или для контроля исполнения используется центральное зрение, что сильно снижает скорость реакции и приводит к “подтормаживанию”: пальцы не успевают нажать клавиши следующего аккорда в долю. Исполнитель смотрит на пальцы и практически всё его внимание захвачено зрением, а слуховой канал работает с пониженной чувствительностью. Когда в ритме наступает сильная доля, то орган слуха не может быстро передать информацию в мозг, поскольку информационный канал занят передачей визуальной информацией. Звуковая информация поступает с запозданием. Но и мозг не может быстро её обработать и дать команду пальцам произвести действия по смене положения, поскольку он занят обработкой огромного потока визуальной информации. Наглядно эту ситуацию можно увидеть при игре в компьютерные игры. Если система укомплектована недостаточно мощной видеокартой, то ресурсоёмкие игры будут тормозить, даже несмотря на наличие мощнейшего процессора и достаточного объема памяти.

Для развития техники игры нужно играть гаммы, последовательности интервалов, аккордов и арпеджио, благодаря которым улучшится подвижность и координация пальцев рук. Что касается второго и третьего момента (избыток визуальной информации), постарайтесь уменьшить внимание за действиями пальцев и увеличить слуховой контроль исполнения. Для этого можно просто закрыть глаза.

Игра в медленном темпе с визуальным наблюдением развивает мышление и слух. Игра в быстром темпе – реакцию и координацию органов чувств. На практике часто встречаются две проблемы: исполнитель не может играть быстро или он не может играть медленно. Первое понятно – не хватает навыка техники игры. Но как может исполнитель затрудниться сыграть музыкальный фрагмент в медленном темпе, если он может сыграть его быстро? При медленной игре процесс мышления и характер движений отличаются от таковых при игре в быстром темпе. В быстром темпе отдельные действия воспринимаются как одно общее движение, которое можно запомнить механически. В медленном темпе нужно понять то, что представляет собой  каждое движение в отдельности. Иногда достаточно трудно разложить общее движение на отдельные его составляющие. Следовательно, для развития мышления и реакции нужно чередовать игру упражнений в медленном и быстром темпе.

Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11

© 2006-2023 Мы и Музыка