Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Аккордовые звуки

«...назад вперед...»

Базовые упражнения мы будем выполнять в тональности гармонического ля-минора с использованием основной аккордовой последовательности, показанной на рис. 1. Она состоит из 8 тактов, в каждом из которых играется соответствующий аккорд:

Такты

1

2

3

4

5

6

7

8

Аккорд

Am

Dm

G

C

F

Dm

E

Am

Основная аккордовая последовательность в гармоническом ля-миноре

Рис. 1. Основная аккордовая последовательность в гармоническом ля-миноре

Почему для тренировки выбрана именно эта последовательность аккордов? Потому что она является универсальной. В состав этой последовательности входят гармонические обороты, которые используются при игре в тональностях ля-минор и до-мажор, например:

Такты 1,6,7,1  (Am, Dm, E, Am) – основной гармонический оборот в тональности ля-минор (t->s->d->t)
Такты 4,5,3 (C, F, G,C) – основной гармонический оборот в тональности до-мажор (T->S->D->T)

Разучивание игры левой рукой данной последовательности позволит вам быстрее разобраться с игрой других последовательностей, потому что в процессе игры основной последовательности их разучивание происходит автоматически.

Выберите на синтезаторе стиль диско или техно, установите режим "синхростарт" и сыграйте её в сопровождении аккомпанемента.

Упражнение 1. Игра левой рукой основной аккордовой последовательности.

скачать

Почему во 2-м, 4-м и 8-м тактах аккорды берутся в обращениях? Потому что при этом не меняется позиция руки. Меньше лишних движений – меньше ошибок. В 8-м такте аккорд Am берётся в обращении для получения завершенности в звучании всей последовательности. Попробуйте вместо него сыграть перечеркнутый аккорд под ним. Ощущение законченности сразу пропадёт. Почему в 6-м такте трезвучие берётся в основном виде, хотя было бы намного проще перенести только большой палец для получения квартсекстаккорда, как показано в перечеркнутом аккорде под ним? Во-первых, взятие аккордов Dm и Е (6 и 7 такты) в основном виде более привычна для левой руки, поскольку эти аккорды входят в гармонический оборот S->D->T (S – это Dm, D – это E), который играется левой рукой очень часто. Во-вторых, партия баса в некоторых стилях (или в зависимости от режима автоаккомпанемента) может строиться, основываясь на самой крайней слева нажатой клавише. Поэтому вместо Dm может прозвучать F. Взятие аккорда в основном более надёжно.

Если вы испытываете трудности с игрой основной аккордовой последовательности, то нужно уменьшить темп. Одно из основных правил при игре на музыкальном инструменте гласит: разучивание нового материала следует осуществлять в медленном темпе, сразу исправляя все ошибки. Разучивание незнакомого материала в быстром темпе, как правило, сопровождается большим количеством ошибок, и вместо правильных движений пальцы запомнят неправильные, что в дальнейшем приведет к многочисленным проблемам и неточностям в игре. Игра в медленном темпе необходима для понимания того, что и как нужно играть. В медленном темпе производится работа над координацией пальцев одной или двух рук, осуществляется контроль над тем, какими пальцами берётся аккорд или играется мелодия, проводится работа по оптимизации аппликатуры и др. При игре в быстром темпе думать об этом уже некогда, нужно строить одну музыкальную фразу за другой.

На рис. 2 показана партия правой руки, в которой играются примы соответствующих аккордов.

Партия правой руки при игре основной последовательности

Рис. 2. Партия правой руки при игре основной последовательности

Пример 1. Аккордовый звук прима

скачать

В данном примере примы играются в соответствии с характером движения аккордов аккомпанемента вверх-вниз. Попробуйте сыграть эту партию наоборот - во 2-м и 4-м тактах сыграть приму на октаву ниже показанной на рисунке. Затем попробуйте сыграть партию правой руки, используя для нажатий клавиш только средний палец - правая рука стала постоянно менять позицию и делать намного больше движений, по сравнению с аппликатурой пальцев, показанной на рис. 2. Качество импровизации во многом зависит от того, какими пальцами играется мелодия. Нажатие клавиш несоответствующими пальцами подобна бегу спиной вперёд.

Сыграйте основную последовательность, в которой правая рука играет терции.

Пример 2. Аккордовый звук терция

скачать

Слышите, как преобразился фрагмент? В примере 1 правая рука играет примы (прима  – самый устойчивый звук лада) поэтому фрагмент прозвучал без эмоций тяжело и плоско. В примере 2 правая рука играет терции. Терция  - средний звук в аккорде. Именно он определяет то, каким будет аккорд, мажорным или минорным. Терция определяет характер звучания. В примере 2 аккордовый звук терции в правой руке подчеркивает минорность и мажорность каждого аккорда аккомпанемента, по причине чего вся последовательность обрела эмоциональную окраску и заметно оживилась.

Партия правой руки данного примера показана на рис. 3 (вариант 1).

Партия правой руки

Рис. 3. Партия правой руки

В 6-м такте звучит нота фа, так как она является терцией по отношению к трезвучию F. Мы договорились играть терции, поэтому всё логично. Однако игра ноты фа нарушает восходяще-нисходящее движение мелодии. Для сохранения характера движения вместо ноты фа сыграем ре (вариант 2). Этот пример демонстрирует то, что жесткая математическая логика в музыке применима не всегда, а мелодичность имеет приоритет над логикой при построениях.

Пример 2а. Аккордовый звук терция

скачать

В конце варианта 2а играется тоника, что придало всей композиции завершенность, по сравнению с вариантом 2, где мелодия завершается не на тонике и требует продолжения.

Пример 3. Аккордовый звук квинта

скачать

Квинта не определяет характер звучания мажорного и минорного аккордов как терция, но немного облегчает устойчивое звучание примы. Пример 3 звучит без эмоций, но немного легче фрагмента из примера 1.

В процессе игры этих упражнений вы обратили внимание на то, что правая рука играет созвучно с аккомпанементом? Это происходит потому, что она извлекает только аккордовые звуки. Но мелодия звучит скучно. Добавим в партию правой руки ритмический рисунок.

Пример 4. Простой ритмический рисунок.

скачать

Скучно, восемь раз повторяется один и тот же ритмический рисунок. Добавим к нему ещё один ритмический рисунок, который будет играться каждый чётный такт.

Пример 5. Комбинированный ритмический рисунок из 2-х частей.

скачать

Уже лучше. Фрагменты ритмических рисунков строго определены и играются не как попало, а в определенной последовательности: 1,2,1,2,1,2,1,2. Добавим ещё один ритмический фрагмент.

Пример 6. Комбинированный ритмический рисунок из 3-х частей.

скачать

Теперь фрагменты играются в последовательности: 1,2,3,2,1,2,3,2

Теперь придумаем вариацию.

Пример 7. Комбинированный ритмический рисунок (вариация)

скачать

В конце примера 7 мной было замечено эхо и это послужило поводом для сочинения новой вариации.

Пример 8. Вариация на ритмический рисунок.

скачать

Примеры с 4 по 8 демонстрируют один из подходов к импровизации. Сначала берется какой-то простой музыкальный фрагмент. После его освоения он усложняется и производится поиск вариаций. Чтобы это стало возможным нужно не забыть исходный фрагмент и постоянно держать в голове структуру всей композиции. Импровизация - осмысленная игра на музыкальном инструменте.

«...назад вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
05.02.11

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика