Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Мотив

Мотив - наименьшая осмысленная единица мелодии, которую можно спеть. В чем заключается данная осмысленность? Если взять, к примеру, песню, то её музыкальное сопровождение должно подчеркнуть мысль, заложенную в тексте песни. Если говорить о театрализованном представлении, то музыка должна отражать происходящее на сцене действие для усиления визуального эффекта. Есть ли смысл в нажимании клавиши? Если нажатие на клавишу является действием для получения звука, то большого смысла в этом нет. Если же клавиша воспринимаются как средство для выражения мыслей и чувств, то появляется и смысл. В других видах искусства можно наблюдать аналогичную картину. Карандаш можно рассматривать как предмет или как средство для выражения мыслей, чувств и настроения посредством рисунка. Как научиться сочинять мотивы? Для этого нужно сначала научиться слушать, анализировать и запоминать то, что уже сочинили другие и то, что вы играете сами.

На рис. 1 показан простой популярный мотив.

Исходный мотив

Рис. 1 Исходный мотив

Пример 1. Исходный мотив

скачать

Данный мотив состоит из четырех звуков, играющихся в восходящей последовательности. Если убрать из мотива второй звук соль, то получится арпеджио фа-ля-до - последовательная игра тонов фа-мажорного (F) трезвучия. Мотив с таким построением можно без труда согласовать с любым аккордом аккомпанемента.

На первых порах лучше использовать ровный ритмический рисунок и простую последовательность аккордов в аккомпанементе. Мы будем использовать последовательность Am, F, G, Em, которую можно охарактеризовать как грусть с надеждой.

Исходная аккордовая последовательность

Рис. 2 Исходная аккордовая последовательность

Пример 2. Аккордовая последовательность

скачать

Аккомпанемент представляет собой 4-х тактовую последовательность в тональности натурального ля-минора. Размере 4/4 и каждый аккорд играется один такт. Первый аккорд в аккомпанементе Am, а мотив играется на аккорд F. Согласуем аккорд и мотив (рис. 3)

Согласование мотива с первым аккордом аккомпанемента

Рис. 3. Согласование мотива с первым аккордом аккомпанемента

Пример 3. Согласование мотива с первым аккордом аккомпанемента

скачать

Развить мелодическую линию можно:

  • точным повторением мотива
  • секвенцированием мотива - игры его от другой ступени
  • варьированием - игры мотива с небольшой вариацией

Попробуем использовать первый подход - точное повторение мотива.

Точное повторение мотива

Рис. 4. Точное повторение мотива

Пример 4. Точное повторения мотива.

скачать

Да, мотив хорошо сочетается и с аккордом F. Аккорд F можно представить как F7 - мажорный септаккорд с тонами фа-ля-до-ми. Теперь понятно, почему исходный мотив хорошо звучит на F - он располагается на трёх верхних звуках виртуального септаккорда F7. Если ещё раз повторить мотив на аккорд G (соль-си-ре), то получится резкое и негармоничное звучание. Попробуем секвенцировать мотив для игры от ноты соль.

Секвентирование мотива

Рис. 5. Секвенцирование мотива

Пример 5. Секвенцирование мотива

скачать

На первый взгляд кажется, что исходный мотив и секвенцированный - одно и тоже. Это не так. Исходный мотив имеет тоновое строение б.2+м.2+б.3, а секвенцированный - б.2+б.2+м.3. Поэтому исходный мотив минорный, а секвенцированный - мажорный. Характер звучания мотивов разный, но они совпадают по общему ритмическому и интонационному содержанию. Для завершения композиции повторим мотив от ноты соль на четвертый аккорд Em (рис. 6).  

Первая простая композиция

Рис. 6. Первая простая композиция

Пример 6. Первая простая композиция

скачать

Данная композиция имеет следующую структуру:

1  2   3    4
a+a+а1+a1,

где a - исходный мотив, а1 - секвенцированный мотив, цифры - номера тактов.

Эту композицию можно использовать в песне. Если куплет песни состоит из четверостиший, то можно осуществить построчную привязку текста к тактам следующим образом: первый такт - первая строка текста, второй такт - вторая строка текста и т.д.

Мотив характеризуется ритмикой и интонацией. В примере 6 мотив имеет одинаковый интонационный наклон. Попробуем сохранить ритмическую фигуру мотива, но изменить его интонацию. Для этого во втором такте в конце мотива сыграем фа (прима аккорда F), а в четвертом такте - ми (прима аккорда Em), как показано на рис. 7.

Изменение интонации мотива

Рис. 7. Изменение интонации мотива

Пример 7. Изменение интонации мотива

скачать

Уже интереснее. Предположим, что вторая строка текста песни на один слог длиннее первой и это нужно отразить в мотиве. Точное повторение мотива и его секвенцирование не подойдут, так как они не позволяют увеличить длину исходного мотива. Увеличить длину мотива можно третьим способом - варьированием исходного мотива. Один слог в тексте звучит так: "ля-ля". Значит, перед последней нотой мотива (ми) нужно сыграть какую-то одну ноту, а затем ми: ?->ми. Вся композиция имеет плавный и спокойный характер, что можно отразить секундовым переходом. Что сыграть ре-ми или фа-ми?

Что сыграть, ре или фа?

Рис. 8. Что сыграть, ре или фа?

Пример 8а. Ре->ми

скачать

Пример 8б. Фа->ми

скачать

Если сыграть ре->ми, то получится обычная гамма без большого чувства. Если же сыграть фа->ми, то мотив сразу приобретёт интонацию. Запомним этот переход.

В примерах 7 и 8 путем варьирования были получены производные мотивы. Производный мотив можно также получить путем вычленения отдельных интонаций из исходного мотива. Исходный мотив состоит из 4 звуков, которые играются в следующем порядке: 1, 2, 3, 4. Вычленение - это игра любой выборки звуков исходного мотива без нарушения их порядка следования. Например, можно сыграть 1, 2 или 2, 3, 4 или 1, 4. Игра 3, 2 не будет вычленением, так как при этом нарушается последовательность звуков. Попробуем применить вычленение 2, 4 в последних двух тактах примера 6.

Вычленение мотива

Рис. 9. Вычленение мотива

Пример 9. Вычленение мотива

скачать

Попробуем сыграть обращение интервала соль-ре для получения нового мотива.

Обращение интервала для получения нового мотива

Рис. 10. Обращение интервала для получения нового мотива

Пример 10. Обращение интервала

скачать

Интонация стала ярче по сравнению с примером 9. Данная композиция имеет следующую структуру:

1  2  3  4
a+a+b+b,

где a - первый мотив, b - второй мотив.

К настоящему моменту у нас есть несколько вариаций исходного мотива и новый мотив. Возьмем за основу пример 7, в третьем такте сыграем полученный в предыдущем примере новый мотив, а в четвертом такте придумаем ещё что-нибудь рис. 11

Вторая композиция

Рис. 11. Вторая композиция

Этот фрагмент оканчивается на неустойчивом звуке и требует продолжения.

Пример 11. Вторая композиция

скачать

Данная композиция имеет структуру:

1  2  3  4
a+a1+b+с

Ещё один прием развития мотива - сохранение метрических длительностей при новом интонационном содержании.

Вариация с сохранением метрических длительностей

Рис. 12. Вариация с сохранением метрических длительностей

Пример 12. Вариация с сохранением метрических длительностей

скачать

Изменения коснулись второго и четвертого такта. Частным случаем рассматриваемого способа изменения мотива является его игра в обратном направлении - зеркалирование мотива. В следующем примере зеркалирование применяется в первых двух тактах композиции.

Зеркалирование мотива

Рис. 13. Зеркалирование мотива

Пример 13. Зеркалирование мотива

скачать

В последних двух тактах этого примера получилось интересное нисходящее движение. Заменим первые два такта этого примера первыми двумя тактами из примера 11, чтобы увеличить контраст в звучании (рис. 14).

Контрастные мотивы

Рис. 14. Контрастные мотивы

Пример 14. Контрастные мотивы

скачать

Сравните звучание примера 13 и 14. Последний звучит более эффектно благодаря восходяще-нисходящему движению и скачку вниз в конце второго такта.

В процессе работы над мотивом импровизатор открывает для себя новые приёмы его варьирования, дополнения, изменения интонации и др. Их можно использовать не только для создания новых мотивов, но и для проработки старых вариантов. Помните, в примере 8б во втором такте получился интересное разрешение фа->ми, после которого очень хочется сыграть ре? Тогда мы не знали, как развить мотив, а теперь можем попробовать довести набросок до конца, использую разученные приемы развития мотива.

Третья композиция

Рис. 15. Третья композиция

Пример 15. Третья композиция

скачать

Теперь попробуем изменить аккордовую последовательность. Сочиним новую мелодию, но сохраним общее настроение предыдущих композиций. Для этого была выбрана следующая 8-ми тактовая последовательность Am, Am, G, G, F, Dm, E, E.

Пример 16. Новая композиция с использованием найденных ранее мотивов

скачать

В первых двух тактах мотив составлен таким образом, чтобы отложить момент разрешения неаккордового звука фа. В результате мотив стал ещё печальнее и чувственнее. Если во втором такте сыграть F, то получится другое настроение, но тогда придётся изменить аккордовую последовательность на Am, F, G, Em, F, Dm, E, E.

Получить производный мотив можно путем изменения ритмической фигуры исходного мотива. При этом можно произвести либо перераспределением длительностей, либо использовать длительности, отсутствующие в исходном мотиве. На рис. 17 показан пример построения производных мотивов из исходного мотива (такты с 1 по 4). Каждая вариация также имеет длину 4 такта. В тактах с 5 по 16 и с 21 по 24 используется перегруппировка длительностей. В тактах с 17 по 20 используются новые длительности. В тактах с 13 по 16 перегруппировка длительностей привела к изменению мотива во втором и четвертом тактах.

Ритмические вариации в мотиве

Рис. 16. Ритмические вариации в мотиве

Пример 17. Ритмические вариации в мотиве

скачать

Исходная ритмическая фигура (такты с 1 по 4) имеет равномерное звучание. Поэтому все вариации, основанные на перераспределении длительностей исходного мотива, также имеют более или менее равномерный характер звучания. Использование новых длительностей тактах 17 и 19 привело к изменению динамики мотива.

Мы рассмотрели несколько мотивов и соединение их в фразу. Осталось рассмотреть пример создания целой композиции.

Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11

© 2006-2023 Мы и Музыка