Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Самоучитель игры на синтезаторе«...назад

Построение музыкальной композиции

Учиться играть на синтезаторе лучше на каком-то практическом примере. Такой пример я называю шаблоном. Идея заключается в следующем: Вы выбираете на синтезаторе свой любимый стиль, выбираете голос для правой руки, задаете режим "синхростарт" для автоаккомпанемента. Синтезатор готов к работе. Теперь Вам нужно выбрать аккордовую последовательность, в сопровождении которой в течение 15-20 минут Вы будете играть мелодию. Давайте возьмем за основу структуру песни, в которой есть куплет и припев. Пусть куплет и припев состоят из 16-ти тактов. Как Вы знаете, синтезатор может воспроизводить как основной ритм, так и вариацию ритма, между которыми можно вставить переход. Значит, куплет мы должны играть под основной ритм, в конце куплета нужно вставить переход и продолжить играть припев в вариации ритма.

Шаблон для аккомпанемента песни

Рис. 1. Шаблон для аккомпанемента песни

Пример 1

скачать

Давайте теперь попробуем понять, насколько это возможно без нот, как данная композиция получилась.

Сначала я минут 10-15 искал стиль на синтезаторе, который смог бы отразить моё хорошее настроение в спокойный зимний вечер. Поэтому клубные и тяжелые стили я пропустил, как и танцевальные ритмы, и остановился на одном из стилей босановы. При выборе стиля синтезатор не только предлагает ритм и инструменты для аккомпанемента, но и голос для правой руки. Выбор разработчиков синтезатора голоса флейты для правой руки мне понравился, поэтому я оставил её для куплета, а для припева выбрал "согревающий" голос джаз-органа. Для полноты композиции я сделал небольшой вступительный проигрыш (точнее, синтезатор его сделал за меня, за что я ему очень благодарен). Между вступлением и куплетом, как и между куплетом и припевом, я сделал переход. Таким образом, в куплете звучит основной аккомпанемент стиля, а в припеве - его вариация.

Откуда взялась мелодия? Можно сказать так, голова думала о прекрасном, а пальцы играли сами. Как-то так. Но при этом можно выделить ряд моментов. Мелодия, как Вы правильно можете заметить, состоит из отдельных фраз, некоторые из которых начинаются с аккордовых звуков. При этом флейта звучит нежно. Куплет разбит на две части, начала которых совпадают, но затем во второй части настроение в мелодии меняется и с приближением припева плавно завершается.

Припев состоит из двух одинаковых частей: с 1 по 8 такты и с 9 по 16 такты. Мелодия в припеве повторяется с небольшими вариациями. Как Вы знаете, припев в песне это кульминация, и я это учел, подчеркнув это нотами на октаву выше, чем звучит куплет. Но, поскольку куплет у нас спокойный, то для стыковки припева и куплета в конце припева мелодия припева опять переходит в спокойное состояние.

Мне захотелось во втором куплете показать красоту звучания флейты и дать развитие мелодии, поэтому она во втором куплете звучит с большей страстью, нежели в первом куплете. В ходе импровизации пальцы сыграли какой-то до боли знакомый фрагмент, не помню откуда, а в заключении получился опять спокойный переход к припеву.

Во втором припеве я решил поддержать "страсть" флейты и сыграть его опять на октаву выше, относительно первого куплета. В первой части припева, благодаря паузам, получились неожиданные и достаточно интересные ритмические фигуры в мелодии. Поскольку вся композиция завершается на втором припеве, то я не стал особенно мудрить с окончанием и сыграл его просто.

Смогу ли я ещё раз повторить эту мелодию? Да, после некоторой тренировки. Но вся прелесть импровизации как раз и заключается в её неповторимости, которое отражает настроение здесь и сейчас. Разучивать чужие песни и композиции это интересно и полезно для общего развития, и популярные произведения также способны усилить наши чувства. Но, выражая свои чувства и настроение в музыке, Вы создаете что-то новое, то, что всегда останется с Вами.

Самоучитель игры на синтезаторе«...назад

Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11

© 2006-2023 Мы и Музыка