Построение и работу над мелодическими секвенциями мы будем производить в режиме автоаккомпанемент, для чего необходимо задействовать две руки. Это может сразу вызвать трудности. При обучении игре на синтезаторе я нередко замечал боязнь юных пианистов играть двумя руками на синтезаторе, при том, что они весьма неплохо играют двумя руками фортепианные произведения. Это отчасти происходит из-за привычки разучивать произведение последовательно - сначала разучивается партия левой руки, затем правой. Разучивание партии часто производится без метронома, поэтому весь процесс может происходить весьма расслабленным образом, при котором технические ошибки воспринимаются в порядке вещей. Если попытаться применить данный подход к обучению игре на синтезаторе, то возникает два вопроса - что играть и не надоест ли обучение в такой форме до получения определенного результата? Игра под автоаккомпанемент является весьма эффективным методом обучения игре на синтезаторе на начальном этапе, поскольку уже после 15 минут постоянного непопадания в доли ритма, ошибок в аккомпанементе и мелодии либо отобьет желание продолжать занятие, либо заставит быстрее думать и шевелить пальцами обеих рук.
Преодолеть страх перед игрой двумя руками на синтезаторе под автоаккомпанемент поможет следующий ряд упражнений. Выберите танцевальный стиль на синтезаторе в темпе 120-140 уд./мин., установите режим "синхростарт" и с первой долей играйте упражнения, показанные на рисунках ниже.
Упражнение 1. Синхронная игра базовой последовательности аккордов двумя руками.
Рис. 1. Аккорды
Пример 1.
Упражнение 2. Синхронная игра базовой последовательности аккордов и гаммы
Рис. 2. Гамма
Пример 2.
Упражнение 3. Синхронная игра базовой последовательности аккордов и арпеджио
Рис. 3. Арпеджио
Пример 3.
Теперь попробуйте самостоятельно придумать несколько упражнений на одновременную игру двумя руками. Здесь опять может возникнуть вопрос, а что играть правой рукой? Когда есть пример, то его легче повторить, чем сочинить что-то своё. В этом и заключается основная трудность. Необходимо придумать систему и подход , который позволит преодолеть эту зависимость от примеров и выйти за их рамки. Нужно просто заставить себя придумать и сыграть простое упражнение. Это первый шаг на пути к сочинению мелодий. Если Вы научитесь придумывать различные упражнения на развитие техники игры, то вскоре Вы сможете сочинять и сольный партии. Если при игре сольных партий Вы научитесь слышать гармонию звуков, то вскоре Вы сможете сочинять и мелодии.
Иногда причина боязни игры на синтезаторе является чисто психологический момент. Человек не всегда может сделать выбор одного из двух или трех вариантов, а на панели управления синтезатора - десятки непонятных элементов управления, какие-то надписи и др. (аналогично проявляется боязнь компьютера и вообще сложных интерфейсов). Если данное обстоятельство имеет место быть, то, прежде всего, нужно понять, что в любой момент времени нас интересует крайне ограниченный набор функций и действий, например, выбрать стиль, выбрать голос, установить режим "автоаккомпанемент/синхростарт". В этом нет ничего сложного. Если игра базовой аккордовой последовательности вызывает трудности, то можно упростить её до одного аккорда, например, Am, а правой рукой играть фразы в пределах только одной октавы. Подход к игре и сочинению мелодии на синтезаторе очень простой: если что-то не получается, то нужно упрощать, если что-то получилось, то можно усложнять.Александр Страшко
Вконтакте
08.08.10