Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Сочинение мелодий на синтезаторе«...назад вперед...»

Построение мелодий, основанных на секвенциях

В основе многих мелодий и сольных партий лежит секвенция - последовательность повторяющихся от разных ступеней коротких музыкальных фраз.  Одна и та же музыкальная фраза (звено секвенции) играется сначала от одной ноты, потом от другой и т.д.  Из этого становится понятно, что секвенция - это технический элемент. В классической музыке секвенции представляют собой короткие музыкальные фрагменты в мелодии или сопровождении. В поп-музыке секвенции используются и как элементы украшения мелодии, и как основа для построения мелодии и проигрышей, и даже в качестве самих мелодий, что  во многих случаях звучит крайне примитивно и неинтересно. Но, поскольку поп- и танцевальная музыка по определению примитивны (по сравнению с классикой и джазом), то использование секвенций в качестве мелодий не выбивается из общего контекста.
Секвенции обладают следующими преимуществами:

  • Простота в создании. Достаточно подогнать звено секвенции в размер такта и сыграть его в ритме стиля
  • Простота в исполнении. Действительно, что может быть проще - выучил исполнение одного звена секвенции и играй его сколько нужно от разных ступеней в соответствии с аккомпанементом
  • Простая подгонка текста. Поскольку все звенья в секвенции равны как по длительности, так и по ритмике между собой, то не составляет большого труда подогнать их под текст песни или наоборот.

Благодаря секвенциям можно "штамповать танцевальные хиты" со скоростью от 10 штук в час. Но для нас основной интерес заключается в том, что благодаря секвенциям можно неплохо развить технику игры правой рукой на синтезаторе, а заодно и получить навыки импровизации.
Чтобы сыграть секвенцию необходимо понять два момента: что представляет собой её звено и от каких ступеней его нужно играть в момент игры того или иного аккорда в аккомпанементе.
Выберите на синтезаторе какой-нибудь танцевальный стиль и задайте величину  темпа 120 ударов в минуту.  Установите на синтезаторе режим "автоаккомпанемент/синхростарт" и попробуйте сыграть левой рукой популярную 8-ми тактовую последовательность аккордов: Am, Dm, G, C, F, Dm , E, Am.

Базовая 8-ми тактовая последовательность аккордов

Рис. 1. Базовая 8-ми тактовая последовательность аккордов

Эта последовательность выбрана не случайно. В ней используются все главные аккорды натуральной тональности До-мажор  и гармонической тональности Ля-минор. Левая рука должна "запомнить" положение пальцев при игре каждого из этих аккордов, что впоследствии Вам очень пригодится.  Давайте для простоты назовем данную последовательность аккордов базовой последовательностью.

Заметьте, аккорды Dm (2 такт) и С (4 такт) - берутся в обращении, т.е. как квартсекстаккорды, а не тонические трезвучия,  а Dm (6 такт) - берется как секстаккорд. Почему? При использовании бюджетного синтезатора не важно, в какой форме Вы берете аккорд левой рукой, главное, чтобы при этом нажимаемые клавиши не выходили за область действия автоаккомпанемента. А вот с точки зрения эффективности игры левой рукой разница есть. Если сыграть эти аккорды в форме тонического трезвучия, то это приведет к изменению позиции левой руки, т.е. её нужно будет переместить влево  так, чтобы мизинец левой руки расположился над примой трезвучия. Если же взять обращение тонического трезвучия, то позиция левой руки не изменится. Изменится только положение двух пальцев левой руки за счет растяжки. То есть, во втором случае  Вы затратите на порядок меньше усилий на быстрое и правильное взятие аккорда, чем в первом случае. Одно из основных правил при игре на любом музыкальном инструменте гласит, что играть на нем следует наиболее эффективным образом. Чем эффективнее Вы играете на музыкальном инструменте, тем технически более сложные элементы Вы сможете исполнять на нём. Наглядно это можно увидеть, наблюдая за движениями пальцев левой руки  гитаристов-виртуозов, когда они играют быстрые пассажи: пальцы совершают минимальные движения и при этом двигаются только те из них, которые должны двигаться.

Если при игре базовой последовательности под ритмичный автоаккомпанемент Ваша левая рука постоянно сбивается, то уменьшите скорость темпа. Играйте левой рукой эту последовательность до тех пор, пока у Вас не получится сыграть её без ошибок 10-20 раз подряд без остановок. Затем увеличивайте величину темпа и опять играйте эту последовательность. Цель данного упражнения заключается в том, чтобы научить левую руку  играть аккорды аккомпанемента в автоматическом режиме без остановок и ошибок. Тогда основное внимание Вы сможете уделить игре правой рукой сольной партии. Если же левая рука постоянно ошибается и сбивается, то вместо работы над мелодией Вы будете вынуждены следить ещё и за её игрой, в результате чего эффект от процесса обучения резко снизится.

Если Вы легко можете сыграть левой рукой базовую последовательность аккордов 10-20 раз подряд в темпе 140 уд/мин., то можно идти дальше.

Сочинение мелодий на синтезаторе«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
08.08.10

© 2006-2023 Мы и Музыка