Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Сочинение мелодий на синтезаторе«...назад вперед...»

Секвенция с проходящим звуком

В танцевальных мелодиях достаточно часто встречается музыкальный фрагмент, состоящий из 3-х звуков, находящихся друг от друга на расстоянии малой или большой секунды: первый аккордовый звук->проходящий звук-> второй аккордовый звук.

На рис. 1 показано звено секвенции с проходящим звуком.

Звено секвенции для аккорда Am

Рис. 1. Звено секвенции для аккорда Am

Мы видим, что звено секвенции  состоит из 3-х нот, первая из которых является терцией (выделена синим цветом) в трезвучии Am, а последняя - примой (выделена красным цветом). Почему в звене секвенции используются такие звуки, а не другие? Предположим, что в каждом такте базовой последовательности играется свой аккорд . Тогда рассматриваемый на рис. 2 фрагмент секвенции является законченным фрагментом, поскольку он начался и закончился в этом такте. Такой фрагмент можно представить в виде законченного предложения. А в конце законченного предложения, как известно,  ставится точка. В музыке роль точки выполняет наиболее устойчивый звук, которым является I ступень лада - тоника. I ступень в тональности Ля-минор  - это нота Ля. Поэтому звено секвенции заканчивается на ней. Вторая по счету нота в звене Си - это неустойчивый неаккордовый проходящий звук, который стремится разрешиться в тонику, создавая движение от первого звука в звене секвенции До к тонике - Ля.
Попробуйте одновременно сыграть фрагмент рис. 2. левой и правой рукой без аккомпанемента, чтобы увидеть и запомнить то, как звено секвенции играется относительно текущего аккорда -  движение от терции к приме аккорда через проходящий звук. Запомнили? Теперь попробуйте построить данный фрагмент для следующего аккорда базовой последовательности Dm. Как это сделать? Сначала определяем первый звук последовательности, который должен быть терцией по отношению к данному аккорду - это Фа (нота выделена синим цветом), затем определяем последнюю ноту звена - приму аккорда - это Ре (нота выделена красным цветом), а между ними располагается проходящий звук - Ми.

Звено секвенции для аккорда Dm

Рис. 2. Звено секвенции для аккорда Dm

У Вас получилось сыграть  фрагмент на рис. 2? Тогда аналогичным образом выполните построение для всех оставшихся аккордов базовой последовательности. В результате должно получиться следующее.

Простая 8-ми тактовая секвенция с Bm вместо Dm в 6-м такте

Рис.3. Простая 8-ми тактовая секвенция с Bm вместо Dm в 6-м такте

Попробуйте сыграть данную последовательность в сопровождении автоаккомпанемента. В моем случае получилось следующее.

Пример 1.

скачать

Если следовать логике построения аккордовой последовательности, то в 6-м такте (выделенном красным кругом) нужно левой рукой сыграть Bm, что я и сделал в примере 1. Получилось  довольно неприятное звучание. Если Вы вспомните, то один из основных гармонических оборотов в классической музыке - T->S->D ->T (тоника->субдоминанта->доминанта->тоника). Нетрудно заметить, что E в 7-м такте - доминанта (D), а Am в 8-м такте - тоника (T). Следовательно, для получения гармонично звучащего оборота вместо Bm нужно сыграть субдоминанту - Dm.

Вы услышали то, что  фрагмент секвенции в 6-м такте звучит как-то напряженно и незаконченно? Это происходит потому, что он заканчивается на неустойчивом звуке Cи. Поскольку в 6-м такте после поправки играем Dm, то можно сыграть в этом такте фрагмент секвенции из 2-го такта, поскольку он как раз и играется на аккорд Dm. Но это далеко не лучшее предложение. В нашем случае вся секвенция имеет постепенное нисходящее движение, а исполнение в 6-м такте последовательности из 2-го такта разрывает это плавное движение вниз скачком вверх. Чтобы вписать партию правой руки в общее нисходящее движение мы несколько изменим данный фрагмент, изменив функцию звука До с проходящего на вспомогательный. То есть, вместо Ре->До-> мы сыграем Ре->До->Ре. А в конце всей последовательности используем разрешение второй ступени в тонику (Cи->Ля), чтобы получилось устойчивое завершение всей музыкальной фразы.

Пример 2.

скачать

Что мне не нравится в звучании этого примера? Вся последовательность звучит как-то однообразно, безжизненно и скучно из-за равномерного чередования нот . Давайте придадим некоторое движение, изменив ритмику звена секвенции.

Пример 3.

скачать

Уже лучше, но, во-первых, все звенья секвенции заканчиваются на приме аккорда, что звучит устойчиво, но слишком громоздко, а, во-вторых, между звеньями секвенции присутствуют слишком большие паузы, которые останавливают движение.  Для "облегчения" звучания нужно заменить приму на терцию или квинту аккорда, а паузы наполнить звуком, например, движением от одного звена к другому вверх.

Первый вариант для заполнения пауз между звеньями секвенции

Рис. 4. Первый вариант для заполнения пауз между звеньями секвенции

Второй вариант для заполнения пауз между звеньями секвенции

Рис. 5. Второй вариант для заполнения пауз между звеньями секвенции

Посмотрите на рис. 4 и 5. Мы получили новую секвенцию, которая состоит уже из 2-х тактов. Кажется, что большой разницы между этими вариантами нет, но второй звучит более динамично, поскольку в связующем элементе (ноты Ре и Ми, взятые в красный круг) используется аккордовый и проходящий звук следующего аккорда Dm. То есть, они создают плавное движение вперед к следующему аккорду. В первом варианте движение основывается на текущем аккорде, а переход к следующему аккорду происходит с помощью достаточно остро звучащего скачка на кварту от До к Фа.
Последнее звено секвенции также изменено и стало:  Cи-Ля-Соль#-Си-Ля.
Послушайте разницу в звучании эти вариантов.

Пример 4. (рис. 4)

скачать

Пример 5. (рис. 5)

скачать

Согласитесь, что вся последовательность стала звучать интереснее, поскольку мы в два раза сократили количество звеньев секвенции в ней. Давайте теперь заполним паузу между этими звеньями плавным переходом. Как это можно сделать? Для плавного соединения используется последовательность нот, находящихся друг от друга на расстоянии секунды (большой или малой). При этом желательно, чтобы ноты в такой последовательности имели одинаковую длительность - тогда мы получим и плавное соединение по ритму.

Плавное соединения двух звеньев секвенции друг с другом

Рис. 6. Плавное соединения двух звеньев секвенции друг с другом

Пример 6.

скачать

Конец фрагмента также пришлось поменять. До этого последнее звено начиналось с ноты Cи и было следующим: Cи-Ля-Соль#-Си-Ля. Теперь последнее звено начинается на Соль#. Чтобы не сломать плавное движение я перевернул последнее звено так: Соль#-Ля-Си_Соль#-Ля.

Вот это уже на что-то похоже. Теперь попробуем заменить секвенцию в  5 и 6 тактах на какой-нибудь фрагмент, а всю последовательность закончим не на тонике, а на доминанте, чтобы иметь возможность продолжить фрагмент.

Пример 7.

скачать

Вы заметили смену ритмического рисунка  в 5-м такте этого примера, в результате чего в мелодии появился весьма интересный, но выбивающийся из общего плавного движения "скачек"? Это значит, что в процессе импровизации появился ещё один вариант развития мелодии. Ваша задача как раз и заключается в том, чтобы научиться чувствовать и находит интересные моменты в ходе импровизации, запоминать их и анализировать.  Может получиться так, что из случайной фразы, которую правая рука сыграла "на автомате" получится композиция, которая будет намного интереснее и перспективнее той, над которой Вы трудитесь уже 2 часа. Импровизация - это не просто свободная игра, это одновременно и поиск нового в музыке, что требует осмысленной игры на синтезаторе.
Давайте затратим немного времени для того, чтобы изменить секвенцию так, чтобы придумать контекста для заинтересовавшего нас "скачка" из примера 7. У меня получилось следующее.

Пример 8.

скачать
Сочинение мелодий на синтезаторе«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
08.08.10

© 2006-2023 Мы и Музыка