Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Сочинение мелодий на синтезаторе«...назад вперед...»

Ритмика танцевальных композиций

Скажите, при выполнении упражнений у Вас не возникло ощущения того, что, несмотря на то, что Вы играете все ноты правильно, танцевальная композиция не звучит? Или она звучит так, что под неё хочется не танцевать, а маршировать? Для игры танцевальной композиции (как и любой другой) недостаточно правильно нажимать клавиши. Необходимо прочувствовать сильные и слабые доли ритма, которое вместе с динамикой звука придают движение музыкальной фразе.

Мы говорили, что секвенции - это простые элементы. Что же тогда заставляет нас прибавить громкость в компьютерных колонках, когда звучит зажигательная танцевальная композиция? Ритм, ритмическое исполнение элементов секвенции и артикуляция (натуральность и качество исполнения). В этом разделе мы выполним несколько упражнений, которые помогут Вам почувствовать пульс  танцевальных композиций в различных стилях.
Перед выполнением практических упражнений полезно вспомнить:

  • Любая музыкальная партия состоит не только из звуков, но и из пауз. Паузы в музыкальной партии также важны, как и звуки
  • Атака, громкость и длительность звуков может быть разной, поэтому играть все ноты с одинаковой громкостью, атакой и длительностью необязательно

Если Вы играли до этого момента классические произведения на фортепиано, то, возможно, Вам будет трудно сразу разобраться в танцевальной ритмике. Но как только Вы её поймете, то сможете создать настроение даже с помощью нажатия всего одной клавиши.

Пример 1. Ритмический рисунок с использованием одной ноты

скачать

Пример 2. Ритмический рисунок с использованием терции

скачать

В этих двух примерах используется минимум нот, но, благодаря их ритмичному исполнению, вся композиция находится в движении. Поэтому не нужно стесняться и бояться того, что кроме одной или двух аккордовых нот Вы, сначала, не можете ничего сочинить. Главное - начать заниматься, слушать, искать и думать. И результат не заставит себя ждать.

Очень полезно поработать правой рукой над ритмической игрой аккордов.

Ритмический рисунок с использованием аккорда

Рис. 1. Ритмический рисунок с использованием аккорда

Пример 3.

скачать

При игре на музыкальных инструментах широко используются два приема игры:  легато и стаккато. Если Вы умеете исполнять эти приемы при игре на фортепиано, то это ещё не означает, что Вы сможете эффективно использовать их при игре на синтезаторе. В синтезаторах чаще всего используется полувзвешенная клавиатура, где клавиши нажимаются намного легче, чем в пианино. Клавиатура синтезатора также может отличаться от фортепианной размером клавиш, глубиной нажатия клавиш и др. Поэтому нужно отдельно поработать над тем, чтобы адаптировать Ваш навык исполнения легато и стаккато на фортепиано к игре на синтезаторе. Почему это важно? Исполнение классических произведений на фортепиано характеризуется индивидуальной игрой с относительным темпом. Конечно, можно включить метроном и играть произведения под него, но чаще всего учащиеся этого не делают. Игра на синтезаторе в режиме автоаккомпанемент происходит с абсолютным темпом, который жестко задается при выборе того или иного музыкального стиля для автоаккомпанемента. Поэтому игра на синтезаторе правой рукой под автоаккомпанемент требует большей точности, чем Вы привыкли играть на пианино.

Фрагмент популярной композиции

Рис. 2. Фрагмент популярной композиции

Послушайте два фрагмента популярной композиции в обработке

Пример 4а. (играем одинаковыми длительностями)

скачать

Пример 4б. (играем с чувством ритма стиля)

скачать

Разница настолько очевидна, что в первом случае хочется спросить, что это, марш? А второй вариант звучит неплохо.

Давайте послушаем, что может получиться, если использовать в мелодической линии аккорды и одноголосную мелодию.

Пример 5.

скачать

А вот ещё один пример с затактом в тональности До-мажор. Здесь используется классическая аккордовая последовательность C, F, G. Получилось что-то в стиле диско.

Пример 6.

скачать

А вот это уже более современно.

Пример 7.

скачать

А вот и зарисовка с простой мелодией

Пример 8.

скачать
Сочинение мелодий на синтезаторе«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
08.08.10

© 2006-2023 Мы и Музыка