Выше мы рассмотрели сочинение мелодии "на лету", когда она сочиняется под циклически повторяющийся аккомпанемент. Можно пойти и другим путем - выключить
автоаккомпанемента и ритм, выбрать фортепианный тембр и попробовать наиграть мелодию под аккомпанемент левой руки. Для простоты я выбрал тональность До-мажор, а в качестве аккомпанемента последовательность главных трезвучий в этой тональности C, А и G. Получилось следующее.
Рис. 1. Простая мелодия
Пример 1.
Теперь выбираем аккомпанемент. В процессе перебора стилей мне понравился рок. После небольшой доработки мелодии получилось следующее.
Пример 1а.
Неплохо, но получился марш, поскольку игра происходила одинаковыми длительностями без пауз. Необходимо изменить ритмику мелодии, что придать всей композиции динамику и движение.
Пример 1б.
В примере 1б сделаны небольшие изменения в мелодии: добавился переход между первой и второй частями мелодии, изменилось окончание в мелодии. Можно задать вопрос, а зачем в мелодию были внесены эти изменения? Мы же хотели только улучшить её динамику? Изменилась ритмика мелодии - изменились длительности звуков и длительности пауз, что нужно учитывать. Мелодия подвижка, поэтому не нужно бояться её изменять. Для этого важно сосредоточить внимание на всей композиции, а не только на текущих изменениях. Тогда появится возможность понять, новый вариант лучше или хуже предыдущего, а, может быть, это вариант, благодаря которому появится совсем другая мелодия.
Александр Страшко
Вконтакте
08.08.10