Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Ритм

Ритм – это движение музыки, поэтому необходимо научиться его слышать и чувствовать для своевременного нажатия клавиш. Вы, наверно, замечали, что основа ритмического рисунка в танцевальных композициях циклически повторяется, например, так:

ун-ц-ун-ц-ун-ц-ун-ц-ун-ц-ун-ц-ун-ц-ун-ц

Пример 1

скачать

В многих стилях и направлениях чаще всего используется размер 4/4 (четыре четверти). Ритмическая основа при таком размере кратна четырём. В случае c “ун-ц, ун-ц, ун-ц, ун-ц” в каждую из 4-х долей звучит только “ун”, а "ц" звучит между долями. Количество долей определяется числителем размера. При размере 3/4 (три четверти) количество долей будет равно трём. Первая доля - сильная. Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. А теперь внимание! Начинать играть аккомпанемент нужно точно в первую долю такта. Другими словами, первый аккорд аккомпанемента должен прозвучать точно в первую долю такта. Одна из часто встречающихся ошибок начинающих музыкантов заключается в том, что они начинают играть последовательность аккордов аккомпанемента не с начала нового такта (с первой сильной долей), а с середины такта, в результате чего происходит моментальный сбой в аккомпанементе и вся композиция превращается в бессмысленный набор звуков.

Пример 2. Ритмический рисунок

скачать

Этот ритмический рисунок соответствует варианту 1 на рис. 1 Он играется в размере 4/4 и красными цифрами показаны 4 доли. Черные цифры указывают на моменты времени ударов по хай-хету. Игра по хай-хету осуществляется восьмыми, поэтому таких отсчетов 8.

Схемы ритмических рисунков

Рис. 1. Схемы ритмических рисунков

Если начать играть аккомпанемент и мелодию в первую долю первого такта, то получится правильный вариант 1. Если же начать играть аккомпанемент и мелодию в момент появления 3-й доли первого такта, то мелодия, рассчитанная на ритмическую фигуру варианта 1 будет на самом деле звучать под смещённую ритмическую фигуру, показанную красными ромбиками в варианте 2 и вместо милой композиции в тяжелом стиле получится "ужас, летящий на крыльях ночи".

Мы рассмотрели пример, в котором ритмическая фигура занимает один такт. В некоторых стилях синтезатора ритмическая фигура может занимать два такта (риc. 2). Если с этим не разобраться и начать играть аккомпанемент и мелодию со второго такта, то произойдет изменение динамики ритма в сторону её уменьшения и смещение смысловых акцентов между аккомпанементом и мелодией. Это похоже на смещение ударения в словах и вместо "СейчАс мы пойдЁм гулЯть" будет "сЕйчас мы пОйдём гУлять".

Схема ритмического рисунка из 2-х тактов

Рис. 2. Схема ритмического рисунка из 2-х тактов

На ЖК-дисплее многих синтезаторов есть индикатор долей, где первая сильная доля может как-то выделяться, например, большим размером круга. Если ритмическая фигура занимает один такт, то можно ориентироваться по данному индикатору. Если же ритмическая фигура занимает два или более тактов, то данный индикатор уже не поможет. Нужно учиться слышать ритм и выделять всю ритмическую фигуру в нём, что позволит осуществить правильное вступление.

В действительности один цикл партии аккомпанемента в том или ином стиле синтезатора рассчитан на определенное количество тактов. Это значит, например, что в конце 4-го такта звучит тарелка, что воспринимается как разделитель между частями одной музыкальной композиции. Куплет песни часто состоит из двух частей по 4 такта в каждом. Если начало куплета совпадает с началом цикла партии аккомпанемента, то звучание тарелки между частями куплета во многих случаях не вызовет дискомфорта. Первая часть куплета закончилась и вполне логично отделить его звуком тарелки от начала второй части. Если же исполнитель по какой-то причине начнёт играть куплет с середины цикла аккомпанемента, то тарелка будет звучать в середине частей куплета, где по смыслу её быть не должно. Для устранения рассинхронизации ритма, аккомпанемента и мелодии нужно предварительно познакомиться с партией ритма и аккомпанемента, а затем согласовать с ними мелодию. Для выравнивания всех партий можно поступить так: либо начинать играть после небольшого вступительного проигрыша (нажав соответствующую кнопку на панели управления синтезатора), либо использовать синхростарт и начать играть вместе с началом воспроизведения аккомпанемента..

Если вы испытывается затруднения с пониманием ритма и определением начала ритмической фигуры, то следует использовать счет. Каждая доля в такте имеет свой счет: 1-я доля – "раз", 2-я доля – "два", 3-я доля – "три" и 4-я доля – "четыре". Первая доля является сильной, поэтому её можно произносить громче: "РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два-три-четыре". Выделение сильной доли поможет услышать пульсацию и цикличность ритма.

Попробуйте прохлопать в ладоши и проговорить следующие ритмические рисунки.

Первый такт Второй такт
👏 👏     👏 👏    
Раз два три четыре Раз два три четыре

Первый такт Второй такт
👏   👏 👏 👏   👏 👏
Раз два три четыре Раз два три четыре

Что вам напоминает такой счет: "РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три-РАЗ-два-три"? Это ритм вальса с размером 3/4 (три четверти). А такой: "РАЗ-два-РАЗ-два-Раз-два-РАЗ-два". Это ритм марша с размером 2/4 (две четверти).

Сложные ритмы удобнее считать расширенным счетом, который позволяет быстрее понять чередование сильных и слабых долей:

Раз-и- два-и-три-и четыре-и

Простой счет

Раз   два   три   четыре  
бум тыц бум тыц бум тыц бум тыц

, где "бум" - бочка, а "тыц" - ведущий.

Расширенный счет

Раз и два и три и четыре и
бум тыц бум тыц бум тыц бум тыц

Давайте выполним несколько упражнений, чтобы проверить, насколько хорошо у вас развито чувство ритма. Установить темп метронома синтезатора на 80. Запустите его и при каждом щелчке метронома хлопайте в ладоши, выделяя, по возможности, первую долю более сильным хлопком.

Тик тик тик тик Тик тик тик тик
👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏
Раз два три четыре Раз два три четыре

Упражнение получится быстрее, если при этом считать в слух: "Раз-два-три-четыре". Получилось? Теперь следующее упражнение – постарайтесь хлопать в ладоши в два раза быстрее щелчков метронома.

тик   тик   тик   тик  
👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏
Раз   два   три   четыре  

Это упражнение интересно тем, что каждый второй хлопок происходит без удара метронома, т.е. мы находимся в своем цикле, который в два раза быстрее, чем цикл работы метронома. При практической игре на синтезаторе такая ситуация будет возникать часто. Например, между двумя ударами метронома требуется сыграть триоль - три звука, сыгранных равномерно. Для этого нужно самостоятельно произвести расчет моментов игры триоли относительно двух щелчков метронома (рис. 3).

Связь внешней и внутренней ритмической системы

Рис. 3. Связь разных ритмических систем

Не всегда доли метра можно услышать явно. На рис. 4 показана ритмическая фигура, в которой на вторые доли нет удара по ведущему барабану. Если чувство ритма развито слабо, то исполнитель часто пытается это компенсировать привязкой к тому или иному событию - удару по барабану или тарелке. Если удар был, значит и доля была, если нет, то это вызывает недоумение. Музыкант должен уметь играть ритмично независимо от того, слышны доли метра явно или нет. Он должен слышать (чувствовать) их внутри себя.

Ритмический рисунок

Рис. 4. Ритмическая фигура без удара по ведущему барабану на вторые доли

Попробуйте равномерно выполнить три хлопка между двумя щелчками метронома.

тик     тик     тик     тик    
👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏 👏
Раз     два     три     четыре    

Теперь попробуйте хлопать между ударами метронома, т.е. вы должны хлопать на счет “и”

тик   тик   тик   тик  
  👏   👏   👏   👏
Раз и два и три и четыре и

Этот ритм вызывает трудности у тех, кто привык играть только в доли. А на самом деле всё просто, если использовать расширенный счет.

Что дают эти, возможно, примитивные и скучные, но крайне полезные упражнения? Они позволяют развить навык синхронного выполнения нескольких действий: сказать, хлопнуть в ладоши и услышать насколько одновременно происходит три события: ударение на слог в счете, звук от хлопка в ладоши и звук от метронома. Вместо хлопка можно стучать по столу, главное, чтобы рука или пальцы совершали действия синхронно с ударами метронома. У людей со слабо развитым чувством ритма синхронизация нескольких действий вызывает трудности, потому что они пытаются понять событие и для этого уделяют ему слишком много внимания. Например, они пытаются сказать под удар метронома, и все внимание сосредотачивают на том, чтобы вовремя вести счет под удары метронома. В результате рука отбивает ритм мимо щелчков метронома, поскольку внимания за её деятельностью уже не хватает. Отсюда и выражение “чувство ритма”, когда человек чувствует ритм, а не вычисляет его, как это может делать электроника.

А теперь повеселимся и немного побарабаним на синтезаторе. Выберите на синтезаторе голос "drum set". Средним пальцем левой руки играется партия хай-хета, указательным пальцем правой руки - бочка, а безымянным пальцем правой руки - ведущий. Поехали.

Упражнение 1.

скачать

Упражнение 2.

скачать

Упражнение 3.

скачать

Упражнение 4.

скачать

Упражнение 5.

скачать

Упражнение 6.

скачать

Упражнение 7.

скачать

Упражнение 8.

скачать

Упражнение 9.

скачать

Упражнение 10.

скачать

Набарабанились? Тогда пройдёмте дальше к игре аккомпанемента.

Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11

© 2006-2023 Мы и Музыка