При игре под автоаккомпанемент важно не только играть определенные аккорды в определенном порядке, но и правильно распределять их по тактам и долям ритма. Тренироваться с распределением аккордов по долям, да и вообще с построения композиции, лучше всего на примере песни, потому что песня имеет четкую циклическую структуру. Одна из серьезных ошибок, которую допускают начинающие клавишники при игре на синтезаторе под автоаккомпанемент - это бессистемная игра собственных сочинений. В результате этого получается ситуация, когда человек играет на синтезаторе под автоаккомпанемент как хочет несколько месяцев подряд, и не понимает, почему в течение такого длительного времени у него мало что получается? А мало получается потому, что игра на синтезаторе происходит бесконтрольно.
Общая структура куплета песни следующая: куплет состоит из частей, количество которых кратно 2, а каждая часть состоит из тактов, количество которых кратно 4. На рис. 1 показан один из типовых вариантов строения куплета: 2 части, состоящие из 4-х одинаковых тактов.
Рис. 1. Типовая структура песни
Предположим, что один аккорд играет один такт, а сам аккомпанемент состоит из 4-х аккордов. Тогда каждую часть можно представить как завершенную последовательность аккордов продолжительностью 4 такта (квадрат). Она показана на рис. 2. Каждый аккорд играется в свой такт и получается замкнутый квадрат (рис. 2, вариант a), у которого начало всегда будет находиться в такте 1. Если аккомпанемент состоит из 3-х главных аккордов, то какой-то из них нужно сыграть 2 раза. Чаще два раза играется 1-й аккорд в конце цикла (рис. 2, вариант б).
Рис. 2. Наглядное представление формы аккомпанемента
Начинающий музыкант часто уделяет основное внимание правильности игры на инструменте и не обращает внимание на одно из важнейших свойств ритма - цикличность. Получается следующее. В такте 4 музыкант играет Аккорд 1 и ему кажется, что это событие является началом новой аккордовой последовательности. Поэтому после игры данного аккорда он начинает новую последовательность со 2-го такта, тогда как цикл ритма находится в такте 1 - происходит сбой. Избежать данной ошибки помогает счет долей и тактов.
Послушайте следующий пример, в котором правильно реализован цикл ритма.
Пример 1.
Синтезатор строит аккомпанемент, основываясь на последовательности аккордов, которые берёт левая рука. Существуют универсальные и характерные для того или иного стиля последовательности. Например, классический рок-н-ролл - это 8-ми тактовая циклическая последовательность следующего общего вида:
Такты | Трезвучия | Счет |
1 | T | 1,2,3,4 |
2 | T | 1,2,3,4 |
3 | S | 1,2,3,4 |
4 | T | 1,2,3,4 |
5 | D | 1,2,3,4 |
6 | S | 1,2,3,4 |
7 | T | 1,2,3,4 |
8 | D | 1,2,3,4 |
, где Т - тоническое трезвучие, S - субдоминантовое трезвучие, D - доминантовое трезвучие
Здесь используется всего три определенных аккорда - T, S и D. Но для получения композиции в стиле рок-н-ролле их нужно играть не в любой, а в определенной последовательности. Что играть после 8-го такта? Нужно начать играть всю последовательность с начала, с первого такта.
В тональности до-мажор аккомпанемент для рок-н-ролла будет выглядеть так:
Такты | Трезвучия | Счет |
1 | C | 1,2,3,4 |
2 | C | 1,2,3,4 |
3 | F | 1,2,3,4 |
4 | C | 1,2,3,4 |
5 | G | 1,2,3,4 |
6 | F | 1,2,3,4 |
7 | C | 1,2,3,4 |
8 | G | 1,2,3,4 |
На рис. 3 красными цифрами показан номер такта.
Рис. 3. Рок-н-ролл в тональности до-мажор
Пример 2.
Выберите на синтезаторе стиль "Рок-н-ролл 60-70гг.", включите синхростарт и сыграйте левой рукой данную последовательность несколько раз подряд. Если возникли трудности, то остановите автоаккомпанемент и попробуйте сыграть последовательность аккордов без ритма, ровно считая вслух, как это показано в таблице 2.
Если вам трудно запомнить последовательность игры 8-ми тактового рок-н-рола, то не огорчайтесь, в танцевальной музыке всё намного проще, и многие танцевальные композиции состоят из последовательности 4-х тактов!
Таблица 3один цикл (квадрат) | ||||
Такты | 1-й такт | 2-й такт | 3-й такт | 4-й такт |
Аккорды | С | F | G | C |
Счет | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 | 1,2,3,4 |
Выберите на синтезаторе стиль "техно" и установите режим синхростарт. Итак, в нашем цикле 4 такта, но аккордов-то три! Вспоминаем схему рис. 2 и распределяем аккорды следующим образом:
При выполнении этого упражнения обязательно считайте вслух – это поможет не сбиться с цикла.
Рис. 4. 4-х тактовая последовательность главных аккордов в тональности до-мажор
Что делать, если вы сбились? Можно остановить ритм и начать всё сначала, но лучше постараться быстро определить текущую позицию в цикле и постараться сыграть ожидаемый аккорд. Навык быстрого определения текущего момента композиции просто необходим при игре в ансамбле. На выступлении никто из музыкантов не будет ждать, пока сбившийся участник будет искать место, с которого ему нужно продолжать играть после ошибки. Грамотный музыкант сыграет ошибку так, что многие будут думать, что так оно и должно быть.
Попробуйте определить количество тактов в следующем примере.
Пример 3.
Ответ: два квадрата по 4 такта в каждом.
Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11