Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Основы построения аккомпанемента

При игре под автоаккомпанемент важно не только играть определенные аккорды в определенном порядке, но и правильно распределять их по тактам и долям ритма. Тренироваться с распределением аккордов по долям, да и вообще с построения композиции, лучше всего на примере песни, потому что песня имеет четкую циклическую структуру. Одна из серьезных ошибок, которую допускают начинающие клавишники при игре на синтезаторе под автоаккомпанемент - это бессистемная игра собственных сочинений. В результате этого получается ситуация, когда человек играет на синтезаторе под автоаккомпанемент как хочет несколько месяцев подряд, и не понимает, почему в течение такого длительного времени у него мало что получается? А мало получается потому, что игра на синтезаторе происходит бесконтрольно.

Общая структура куплета песни следующая: куплет состоит из частей, количество которых кратно 2, а каждая часть состоит из тактов, количество которых кратно 4. На рис. 1 показан один из типовых вариантов строения куплета: 2 части, состоящие из 4-х одинаковых тактов.

Типовая структура песни

Рис. 1. Типовая структура песни

Предположим, что один аккорд играет один такт, а сам аккомпанемент состоит из 4-х аккордов. Тогда каждую часть можно представить как завершенную последовательность аккордов продолжительностью 4 такта (квадрат). Она показана на рис. 2. Каждый аккорд играется в свой такт и получается замкнутый квадрат (рис. 2, вариант a), у которого начало всегда будет находиться в такте 1. Если аккомпанемент состоит из 3-х главных аккордов, то какой-то из них нужно сыграть 2 раза. Чаще два раза играется 1-й аккорд в конце цикла (рис. 2, вариант б).

Наглядное представление формы аккомпанемента

Рис. 2. Наглядное представление формы аккомпанемента

Начинающий музыкант часто уделяет основное внимание правильности игры на инструменте и не обращает внимание на одно из важнейших свойств ритма - цикличность. Получается следующее. В такте 4 музыкант играет Аккорд 1 и ему кажется, что это событие является началом новой аккордовой последовательности. Поэтому после игры данного аккорда он начинает новую последовательность со 2-го такта, тогда как цикл ритма находится в такте 1 - происходит сбой. Избежать данной ошибки помогает счет долей и тактов.

Послушайте следующий пример, в котором правильно реализован цикл ритма.

Пример 1.

скачать

Синтезатор строит аккомпанемент, основываясь на последовательности аккордов, которые берёт левая рука. Существуют универсальные и характерные для того или иного стиля последовательности. Например, классический рок-н-ролл - это 8-ми тактовая циклическая последовательность следующего общего вида:

Таблица 1. Квадрат
Такты Трезвучия Счет
1 T 1,2,3,4
2 T 1,2,3,4
3 S 1,2,3,4
4 T 1,2,3,4
5 D 1,2,3,4
6 S 1,2,3,4
7 T 1,2,3,4
8 D 1,2,3,4

, где Т - тоническое трезвучие, S - субдоминантовое трезвучие, D - доминантовое трезвучие

Здесь используется всего три определенных аккорда - T, S и D. Но для получения композиции в стиле рок-н-ролле их нужно играть не в любой, а в определенной последовательности. Что играть после 8-го такта? Нужно начать играть всю последовательность с начала, с первого такта.

В тональности до-мажор аккомпанемент для рок-н-ролла будет выглядеть так:

Таблица 2. Квадрат
Такты Трезвучия Счет
1 C 1,2,3,4
2 C 1,2,3,4
3 F 1,2,3,4
4 C 1,2,3,4
5 G 1,2,3,4
6 F 1,2,3,4
7 C 1,2,3,4
8 G 1,2,3,4

На рис. 3 красными цифрами показан номер такта.

Рок-н-ролл в тональности до-мажор

Рис. 3. Рок-н-ролл в тональности до-мажор

Пример 2.

скачать

Выберите на синтезаторе стиль "Рок-н-ролл 60-70гг.", включите синхростарт и сыграйте левой рукой данную последовательность несколько раз подряд. Если возникли трудности, то остановите автоаккомпанемент и попробуйте сыграть последовательность аккордов без ритма, ровно считая вслух, как это показано в таблице 2.

Если вам трудно запомнить последовательность игры 8-ми тактового рок-н-рола, то не огорчайтесь, в танцевальной музыке всё намного проще, и многие танцевальные композиции состоят из последовательности 4-х тактов!

Таблица 3
  один цикл (квадрат)
Такты 1-й такт 2-й такт 3-й такт 4-й такт
Аккорды С F G C
Счет 1,2,3,4 1,2,3,4 1,2,3,4 1,2,3,4

Выберите на синтезаторе стиль "техно" и установите режим синхростарт. Итак, в нашем цикле 4 такта, но аккордов-то три! Вспоминаем схему рис. 2 и распределяем аккорды следующим образом:

  • Первый аккорд – на первую долю первого такта
  • Второй аккорд – на первую долю второго такта
  • Третий аккорд – на первую долю третьего и четвертого тактов

При выполнении этого упражнения обязательно считайте вслух – это поможет не сбиться с цикла.

4-х тактовая последовательность главных аккордов в тональности до-мажор

Рис. 4. 4-х тактовая последовательность главных аккордов в тональности до-мажор

Что делать, если вы сбились? Можно остановить ритм и начать всё сначала, но лучше постараться быстро определить текущую позицию в цикле и постараться сыграть ожидаемый аккорд. Навык быстрого определения текущего момента композиции просто необходим при игре в ансамбле. На выступлении никто из музыкантов не будет ждать, пока сбившийся участник будет искать место, с которого ему нужно продолжать играть после ошибки. Грамотный музыкант сыграет ошибку так, что многие будут думать, что так оно и должно быть.

Попробуйте определить количество тактов в следующем примере.

Пример 3.

скачать

Ответ: два квадрата по 4 такта в каждом.

Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11

© 2006-2023 Мы и Музыка