Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Аккордовые последовательности в тональности ля-минор

На рис. 1 показаны ступени в тональности ля-минор, а желтым цветом выделены главные ступени.

Основные ступени в тональности ля-минор

Рис. 1. Основные ступени в тональности ля-минор

Тональность ля-минор примечательна тем, что в ней также легко играть на синтезаторе, как и в тональности до-мажор. Все, что мы говорили об аккордах в тональности до-мажор справедливо и здесь, но с небольшим исключением. При игре в миноре чаще используется гармонический минор, в котором повышена VII ступень (на рис. 1 она выделена синим цветом). Вместо соль играется соль-диез.

Исходное положение левой руки для игры в тональности ля-минор показано на рис. 2

Исходное положение левой руки при игре в тональности ля-минор

Рис. 2. Исходное положение левой руки при игре в тональности ля-минор

Желтым цветом на рис. 2 выделена область автоаккомпанемента, в пределах которой нажатия на клавиши воспринимаются синтезатором как управление автоаккомпанементом. Напоминаю, чтобы не выйти из этой области субдоминанта и доминанта в ля-миноре играются на октаву ниже (рис. 3).

Главные трезвучия в гармоническом ля миноре

Рис. 3. Главные трезвучия в гармоническом ля-миноре

С помощью главных трезвучий можно сыграть 12-ти тактовый минорный блюз.

Таблица 2. Шаблон блюзового квадрата
Такты Аккорды Счёт
1 Am 1,2,3,4
2 Dm 1,2,3,4
3 Am 1,2,3,4
4 Am 1,2,3,4
5 Dm 1,2,3,4
6 Dm 1,2,3,4
7 Am 1,2,3,4
8 Am 1,2,3,4
9 E 1,2,3,4
10 Dm 1,2,3,4
11 Am 1,2,3,4
12 E 1,2,3,4

12-ти тактовый блюз в ля-миноре

Рис. 4. 12-ти тактовый блюз в ля-миноре

Пример 1

скачать

На рис. 5. показаны две минорные последовательности.

Аккордовая последовательность в натуральном (вверху) и гармоническом (внизу) ля-миноре

Рис. 5. Аккордовая последовательность в натуральном (вверху) и гармоническом (внизу) ля-миноре

Отличие натурального минора от гармонического заключается в том, что во втором случае нажимается черная клавиша (соль-диез) вместо клавиши соль. изменение всего одной клавиши существенно меняет характер звучания последовательности. Натуральный минор - звучание грустное и безнадёжное. Гармонический минор - звучание грустное, но с надеждой.

Пример 2. Натуральный и гармонический минор.

скачать

К настоящему моменту мы рассмотрели построение аккордовых последовательностей в тональностях до-мажор и ля-минор. Но наши аккордовые последовательности звучали в одной тональности, то есть, они были либо все мажорные - веселые, либо все минорные - грустные. А что делать, если, например, нам хочется в одной композиции сначала сыграть грустно, а потом весело или наоборот? Для этого нам нужно рассмотреть параллельный переменный лад и отклонения.

Самоучитель игры на синтезаторе«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11

© 2006-2024 Мы и Музыка