На рис. 1 показаны ступени в тональности ля-минор, а желтым цветом выделены главные ступени.
Рис. 1. Основные ступени в тональности ля-минор
Тональность ля-минор примечательна тем, что в ней также легко играть на синтезаторе, как и в тональности до-мажор. Все, что мы говорили об аккордах в тональности до-мажор справедливо и здесь, но с небольшим исключением. При игре в миноре чаще используется гармонический минор, в котором повышена VII ступень (на рис. 1 она выделена синим цветом). Вместо соль играется соль-диез.
Исходное положение левой руки для игры в тональности ля-минор показано на рис. 2
Рис. 2. Исходное положение левой руки при игре в тональности ля-минор
Желтым цветом на рис. 2 выделена область автоаккомпанемента, в пределах которой нажатия на клавиши воспринимаются синтезатором как управление автоаккомпанементом. Напоминаю, чтобы не выйти из этой области субдоминанта и доминанта в ля-миноре играются на октаву ниже (рис. 3).
Рис. 3. Главные трезвучия в гармоническом ля-миноре
С помощью главных трезвучий можно сыграть 12-ти тактовый минорный блюз.
Такты | Аккорды | Счёт |
1 | Am | 1,2,3,4 |
2 | Dm | 1,2,3,4 |
3 | Am | 1,2,3,4 |
4 | Am | 1,2,3,4 |
5 | Dm | 1,2,3,4 |
6 | Dm | 1,2,3,4 |
7 | Am | 1,2,3,4 |
8 | Am | 1,2,3,4 |
9 | E | 1,2,3,4 |
10 | Dm | 1,2,3,4 |
11 | Am | 1,2,3,4 |
12 | E | 1,2,3,4 |
Рис. 4. 12-ти тактовый блюз в ля-миноре
Пример 1
На рис. 5. показаны две минорные последовательности.
Рис. 5. Аккордовая последовательность в натуральном (вверху) и гармоническом (внизу) ля-миноре
Отличие натурального минора от гармонического заключается в том, что во втором случае нажимается черная клавиша (соль-диез) вместо клавиши соль. изменение всего одной клавиши существенно меняет характер звучания последовательности. Натуральный минор - звучание грустное и безнадёжное. Гармонический минор - звучание грустное, но с надеждой.
Пример 2. Натуральный и гармонический минор.
К настоящему моменту мы рассмотрели построение аккордовых последовательностей в тональностях до-мажор и ля-минор. Но наши аккордовые последовательности звучали в одной тональности, то есть, они были либо все мажорные - веселые, либо все минорные - грустные. А что делать, если, например, нам хочется в одной композиции сначала сыграть грустно, а потом весело или наоборот? Для этого нам нужно рассмотреть параллельный переменный лад и отклонения.
Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11