Отклонением называется переход из одной тональности в другую без закрепления последней. Мы можем начать играть нашу композицию в гармоническом ля-миноре, затем перейти в до-мажор, а в конце опять вернуться в ля-минор.
Отклонения широко используются в музыкальных композициях и песнях, поскольку они позволяют отразить перемены в настроении. Предположим, что куплет песни грустный - она бросила его, он бросил её, а в припеве весело поётся о том, что жизнь прекрасна, потому что в гараже стоит Ferrary. Для передачи настроения в этом случае куплет нужно сыграть грустно в минорной тональности, а припев весело - в мажорной тональности. Если при этом используются параллельные тональности, то в результате получится параллельно-переменный лад - лад в котором функцию тоники выполняет то одна ступень, то другая. Такой лад можно встретить в народной музыке, а для поп-музыки будет достаточно использовать одну тональность на всю песню, "украшенную" двойной доминантой, заимоствованными аккордами и модуляцией в самом конце.
Ниже показаны некоторые гармонические обороты в ля-миноре и до-мажоре.
.
Рис. 1. 4-х тактовые аккордовые последовательности
Другая группа последовательностей показана на рис. 2.
.
Рис. 2. 4-х тактовые аккордовые последовательности
Для простоты и наглядности аккорды даны в основном виде по причине чего гармония "скачет". Для плавного ведения голосов при смене аккордов используйте голосоведение.
Партия в музыке чем-то напоминает партию в шахматы. Как и в шахматах в музыке есть сильное и слабое начало, сильное и слабое продолжение, различные варианты развития партии и др. Чем больше различных вариантов знает музыкант, тем более разнообразно он может играть. В классической теории музыки партия аккомпанемента не существует сама по себе, а поддерживает главное - мелодию. Может ли быть композиция без мелодии? Может - это рэп. Мелодия - это то, что можно пропеть, а рэп читают.
Александр Страшко
Вконтакте
05.02.11