Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Барабанщикам«...назад

Что выбрать: акустическую или электронную ударную установку?

Разобраться с тем, какие характеристики являются важными при выборе акустической или электронной ударной установки помогают ответы на вопросы:

  • Для чего приобретается ударная установка?
  • Для кого она приобретается?
  • В каких условиях она будет использоваться?

Ударная установка может приобретаться для осуществления:

  • Репетиций
  • Выступлений
  • Записи

На ударной установке могут играть любители и(или) профессионалы, дети и(или) взрослые.

Ударная установка может использоваться в специально оборудованных для игры на ней местах (на сцене, в помещении репетиционной базы, в студии звукозаписи, в ресторане и др.) или в местах, не предназначенных для игры на ней (в квартире, в общественных местах и др.).

Акустическая ударная установка - это по определению громкий музыкальный инструмент и во многих случаях именно это обстоятельство является единственным и решающим моментом, определяющим возможность его использования в данной ситуации. Звучание акустической ударной установки - это громкий шум, который вряд ли понравится соседям.

Тихая игра

Для тихой игры на акустические барабаны и железо кладут специальные накладки требуемого диаметра или вместо обычного пластика устанавливают тренировочный тихий пластик. В результате получается гибридная акустическая ударная установка, при игре на которой слышен стук без всякой тембровой окраски.

В электронных ударных установках используются пэды с сетчатой, резиновой или пластиковой рабочей областью. Наиболее тихий звук получается при ударе по сетчатой поверхности. Звук при ударе по резине значительно громче, потому что для получения требуемого отскока используется материал с большой плотностью, что усиливает звук. Cамый громкий и неприятный звук возникает при ударе по пластику.

Игра на резиновых пэдах является не такой и тихой, как может показаться без практической игры на них. Чувствительность бюджетных электронных пэдов к удару существенно ниже чувствительности акустического барабана, поэтому при игре на первых нужно либо использовать достаточно тяжелые барабанные палочки либо наносить более сильные удары, что приводит к увеличению громкости стука. Находиться в одной комнате с играющим в наушниках на электронной ударной установке человеком - удовольствие не из приятных. Вынести стук по резине больше 10-15 минут сможет далеко не каждый и вряд ли позволят поставить электронную установку в общем помещении, где постоянно находятся люди. Если занятия проводятся в одной комнате, а люди находятся в другой, то и в этом случае нужно подумать о дополнительной звукоизоляции. Ненесущие стены очень хорошо проводят звук. Если звукоизоляцию сделать проблематично, то можно пойти другим путём - договориться о проведении непродолжительных занятий. Пользы от 15-20 минутного продуманного занятия будет больше, чем от бестолковой двухчасовой долбёжки.
 
Отдельно нужно подумать о звукоизоляции пола. При ударах по электронным пэдам происходит отдача в пол через раму, на которой они установлены. Но эта отдача не сравниться с той, которая возникает при ударе по бочке. Бюджетные пэды бочки имеют слишком сильный отскок, поэтому для получения четкого удара приходится достаточно сильно бить по ней. И эти удары хорошо слышны соседям снизу.

С точки зрения проведение тихих репетиций электронные барабаны имеют преимущества перед акустическими, но при этом нельзя утверждать, что их можно использовать в любых условиях.

Качество звука

Качество звука - это важнейшая характеристика любого музыкального инструмента и электронных барабанов в частности. Рынок электронных барабанов очень молод и не насыщен моделями так, как рынок акустических барабанов. Соответственно и отношение цена/качество в том или ином ценовом сегменте электронных барабанов отличается от тех, которые установились в сегменте акустических моделей. Если производить сравнение по цене, то качество звучания акустических моделей в бюджетном и среднем ценовых диапазонах как минимум на порядок превосходит качество звучания электронных моделей. До кризиса 2008 года к электронным ударным установкам начального уровня можно было отнести все модели классом ниже Roland TD-6KW стоимостью порядка 50-55 тыс. руб. С появлением новой модели Roland TD-9K планка поднялась до 70 тыс. руб. Другими словами, электронные ударные установки до 70 тыс. руб. - это модели любительского уровня с любительским качеством звучания от штатного барабанного звукового модуля. Соответственно, их звук нужно сравнивать со звуком акустических установок любительского уровня (15-20 тыс. руб.) и звучанием латунного комплекта железа для начинающих (5-7 тыс. руб.). Если же сравнивать акустический комплект за 50 тыс. руб. с электронной установкой за 50 тыс. руб., то, естественно, первые будут звучать ощутимо приличнее, так как они относятся к профессиональному уровню, а сравниваются с электронным вариантом любительского класса. Roland TD-9K выбран в качестве точки отсчёта полупрофессиональных моделей электронных установок потому, что этот звуковой модуль обладает хорошим базовым звучанием и возможностью изменения параметров ударной установки (натяжение пластика, демпфирование, затухание и др.).

Возьмем для сравнения электронные барабаны Alesis DM6KIT стоимостью 26 тыс. руб. и акустическую ударную установку SONOR F507 за 18 тыс. руб. Обе эти модели относятся к бюджетному ценовому сегменту, но F507 - это акустическая ударная установка хорошего начального уровня, а DM6KIT - это одно из недорогих электронных изделий c MIDI-триггером. По качеству звучания F507 однозначно превосходит DM6KIT, так как звучание последней не намного превосходит звучание недорогой звуковой карты c FM-синтезом. Если же SONOR F507 дополнить комплектом железа из бронзы за 10-12 тыс. руб., то за одну и ту же цену имеем звук с качеством разного порядка в пользу акустического варианта. Но удивительно не это, а то, что бюджетные модели электронных барабанов проигрывают по качеству звучания ударных в синтезаторах, которые стоят в 2-3 раза дешевле!

Качество звука является, как уже было сказано, важнейшей характеристикой электронных барабанов, но для многих начинающих барабанщиков и любителей эта характеристика является второстепенной, поскольку главное для них - возможность побарабанить. Если нет возможности, то, как говорится, недорогой, но собственный автомобиль под окнами квартиры намного интереснее крутой иномарки в магазине.

Запись

Осуществить любительскую запись электронных барабанов намного проще, чем акустических. Для этого достаточно подключить звуковой модуль к компьютеру через аудио или MIDI. В бюджетных звуковых барабанных модулях нет возможности произвести настройку параметров звучания отдельных пэдов. На выходе можно получить только суммарный сигнал и вся дальнейшая работа будет происходить с этим суммарным аудиосигналом, что резко уменьшает возможности его записи и редактирования по сравнению с записью через MIDI. Для ощутимого улучшения качества записи можно пропустить MIDI-сигнал через плагин виртуальной барабанной студии с более качественными сэмплами ударных, а затем произвести его запись на аудиодорожки.

Удобство настройки и игры

Преимущество электронных пэдов заключается в том, что их не нужно настраивать в отличие от акустических барабанов. Но электронные пэды размещаются на общей раме, что ограничивает свободу в настройке их положения по сравнению с настройкой положения элементов акустической ударной установки.

После удара по пэду получается более сильный отскок по сравнению с отскоком от пластика акустического барабана. Характер отскока от резиновых пэдов разных производителей различается. Менее всего мне понравились пэды Roland из смолистой резины, особенно после игры по кевларовой поверхности. Резиновые пэды Yamaha обладают меньшей жесткостью, но больше всего меня устроил отскок от недорогих пэдов Alesis. Сетчатые пэды стоят значительно дороже резиновых, но их преимущество заключается в возможности регулировки натяжения. Это позволяет добиться более натурального отскока.

Слабое звено бюджетных электронных установок - пэд бочки, удар по которому может даже близко не напоминать удар по акустической бочке. Опытные барабанщики отдельно докупают дорогой кевларовый пэд бочки, который позволяет играть более технично (с использованием кардана) и с более натуральным ощущением.

Электронные барабаны любительского уровня имеют низкую чувствительность к удару. Если сила удара превышает порог срабатывания триггера, то звук появляется, если нет, то и звука не будет. Динамический диапазон электронных пэдов значительно уже динамического диапазона акустических барабанов. Играть на электронных пэдах необходимо с большей динамикой. Если разница между слабым и сильным ударом невелика, то благодаря усреднению сигнала в тракте триггер-звуковой модуль на выходе получится звучание, подобное MIDI-автомату, которое очень быстро надоедает. Соответственно, акустические барабаны позволяю исполнить намного больше технических приёмов. В бюджетных электронных установках ведущий барабан, как правило, делают двухзонным.  Удар снимается как с рабочей поверхности, так и с обода пэда. Но при этом для игры по ободу далеко не все двухзонные пэды позволяют использовать приём cross stick. Вместо этого нужно просто бить по ободу как по рабочей поверхности. Исполнить же rim shot на бюджетном пэде вряд ли получится вообще.

Из-за более сильного отскока играть на пэдах, в общем случае, легче, чем на акустических барабанах. Диаметр бюджетного пэда существенно меньше диаметра акустических барабанов. Для сравнения типовой резиновый пэд малого барабана имеет диаметр 8 дюймов против 14 дюймов у стандартного малого барабана. Если техника игры на уровне, то сложностей с игрой на небольшом пэде не возникнет. Если техники нет, то 8 или 14 дюймов - это непринципиально. И в том, и в другом случае будут промахи, удары палочек друг об друга и полёт их через всю сцену.

Функциональность

Это, пожалуй, одно из существенных преимуществ электронных барабанов перед акустическими. Электронные барабаны позволяют играть в наушниках, под паттерны, под минус, в сопровождении метронома, под внешнюю минусовку, легко осуществлять быструю запись, играть разными звуками и др.

Мобильность

Преимущество электронной ударной установки заключается в малом весе и компактности при её транспортировке и установке. Бюджетную электронную ударную установку можно без труда запаковать в одну не самую большую коробку и разместить в любом автомобиле. С транспортировкой акустического варианта всё значительно сложнее.

Практичность

Для тихой репетиции в домашних условиях практичнее приобрести бюджетную электронную ударную установку, поскольку смысла в покупке акустического варианта с последующей установкой на него тихого пластика нет. Если уж покупать акустическую установку, то для полноценных громких занятий.

Задуматься над покупкой электронной ударной установки также стоит и в случае, если она будет использоваться в помещении с плохой акустикой, например, в большом актовом зале школы. Выше мы говорили о том, что звучание акустической ударной установки с хорошим комплектом однозначно превосходит качество звучания бюджетного электронного варианта. Но это справедливо в условиях хорошей или удовлетворительной акустики помещения. В условиях откровенно плохой акустики любая акустическая установка будет выдавать шум и грохот. Использование электронных барабанов позволит в таком случае значительно улучшить акустическую обстановку и общее звучание, пусть даже за счет потери натуральности в звучании партии ударных.

К вопросу о практичности приобретения электронной установки имеет отношение и ценовой вопрос. Для тренировки барабанщик может приобрести:

  1. Тренировочный пэд - 800-1500 руб.
  2. Электронный тренировочный пэд - 2,5 - 3 тыс. руб.
  3. Тренировочную ударную установку - 8-9 тыс. руб.
  4. Настольные электронные барабаны - 5 - 13 тыс. руб.
  5. Электронную ударную установку -16-26 тыс. руб.
  6. Преимущество тренировочного пэда - низкая цена. Но на нем можно отрабатывать только базовую технику игры на малом барабане.

    Если при ударе по пэду хочется слышать не просто стук, а звук, играть по метроном, тренироваться под ритм, используя функцию обучения, то в этом случае покупается недорогой электронный тренировочный пэд.

    Первый и второй вариант выигрывают у электронной ударной установки по цене и размерам.

    Третий вариант представляет собой ударную установку с резиновыми пэдами и пластмассовыми тарелками с резиновыми накладками. Насколько интересно слышать стук по резине вместо звучания голосов ударных каждый решает для себя сам. Можно, конечно, сначала приобрести тренировочную ударную установку, а затем, когда надоест слушать стук, купить электронный вариант ударной установки, но более разумно, на мой взгляд, немного добавить финансов и сразу приобрести бюджетный электронный комплект.

    Есть ли смысл в покупке настольных электронных барабанов? Возможно и есть, если они стоят 5-6 тыс. руб., а вот за 13 тыс. руб. практичнее купить синтезатор или микшер.

    Ещё один немаловажный вопрос касается того, а позволяют ли бюджетные электронные барабаны самостоятельно научиться играть на барабанах? Умение игры определяется, прежде всего, техникой игры, а поставить удар и развить правильную технику игры на бюджетной электронной установке не получится по определению. Хотя научиться "как-то" играть вполне возможно и с использованием электронного варианта. Не надо забывать, что электронные барабаны любительского уровня - это по своей сути игрушки, несмотря на то, что цены на них могут быть совсем не игрушечными. Другими словами, в настоящее время любительская электронная ударная установка:

    • за 16-20 тыс. руб. - это недорогая игрушка
    • за 25-35 тыс. руб. - это дорогая игрушка
    • за 40-60 тыс. руб. - это очень дорогая игрушка

    Для выбора варианта ударной установки можно рекомендовать стандартную последовательность действий:

    1. Понять цель покупки и задачи, которые необходимо решить данным приобретением
    2. Рассмотреть возможность использования того или иного варианта применительно к своей ситуации.
    3. Собрать информацию о том, что предлагается на рынке.
    4. Посмотреть видеозаписи и поискать отзывы о товаре.
    5. Поговорить с разбирающимися в вопросе людьми и продавцами.
    6. Поехать в магазин или на выставку и лично познакомиться с каждым интересующим вариантом.
    7. Александр Страшко
      Вконтакте
      03.03.11

© 2006-2023 Мы и Музыка