Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Как выбрать цифровое пианино?

«...назад вперед...»

Как выбрать цифровое пианино?

«...назад вперед...»

Основная задача цифрового пианино заключается в том, чтобы его звучание и ощущения игры на нем были максимально приближенными к звучанию и ощущениям игры как на хорошем акустическом пианино. Поскольку цифровое пианино – электронный, а не акустический инструмент, то его цена в общем случае будет зависеть от электроники и технических решений, используемых в нем. Цифровое пианино – инструмент не на годы, а на десятилетия (в отличие от, скажем, компьютера, который можно обновлять каждые 2-3 года). Поэтому и подходить к этому вопросу следует осмысленно.

Поскольку цена во многих случаях является решающим аргументом при выборе той или иной модели цифрового пианино (или его альтернативы), то лучше сразу понять свои возможности:

  • До 30 тыс. руб. Вы сможете приобрести альтернативу цифровому пианино. Скорее всего, это будет что-то в виде синтезатора-электропианино, в котором и звук, и, особенно, ощущения от игры будут лишь отдаленно напоминать игру на акустическом пианино.
  • В ценовой категории от 50 до 70 тыс. руб. можно приобрести корпусное цифровое пианино, которое подойдет для обучения игре. Неопытному человеку может показаться, что звук моделей данной категории является подходящим, да и ощущения от игры тоже ничего. Если Ваш ребенок обучается в музыкальной студии или кружке, то такой инструмент, возможно, и будет неплохим решением. Однако, если Ваш ребенок занимается в детской музыкальной школе (где обучение длится 7 лет), то есть вероятность того, что “звука и натуральности” такого цифрового пианино может не хватить, поскольку со временем человек начинает выделять “цифровое звучание”, особенно, если он часто слышит звук акустического инструмента (а в детской музыкальной школе ребенок будет играть на акустическом пианино и рояле).
  • Стоимость более или менее приличных моделей начинается от 90-100 тыс. руб. Где-то в этом ценовом диапазоне лежат оптимальные модели цифровых пианино,  как по звучанию, так и по ощущениям игры.
  • В ценовом диапазоне от 120 тыс. руб. можно приобрести цифровое пианино-синтезатор (об этом будет рассказано дальше)

Очень часто под цифровым пианино понимают синтезаторы, которые на самом деле не являются таковыми. Если подходить к определению цифрового пианино строго, то необходимо наличие в таком инструменте следующих технических моментов:

  • Количество клавиш – 88 (как у акустического пианино)
  • Полноразмерные клавиши (как у акустического пианино)
  • Механика клавиатуры – взвешенная сбалансированная молоточковая клавиатура с постепенным уменьшением жесткости нажатия от клавиш нижнего регистра к клавишам верхнего регистра.
  • Корпусной вариант исполнения (высота положения клавиатуры должна соответствовать ее положения как в акустическом инструменте)

Это необходимые условия, поскольку достаточные условия – качество звука и ощущения от игры.

Очень часто для занятий детей на пианино могут рекомендовать (если Вы очень ограничены в бюджете) инструменты с 76 клавишами, c уменьшенными размерами клавиш, полувзвешенной клавиатурой (синтезаторного типа) для более легкого нажатия на клавиши и др. (рис. 1)

Альтернатива цифровому пианино (электропианино)

Рис. 1. Альтернатива цифровому пианино (электропианино)

 Если Ваш ребенок занимается в детской музыкальной школе (т.е. занимается серьезно), то все эти “рекомендации” Вы должны сразу отметать. В детской музыкальной школе Ваш ребенок будет заниматься на акустическом пианино с 88 клавишами классического  размера, определенной жесткостью, корпусном исполнении, с клавиатурой, расположенной на определенной высоте от пола, с педалями и др. Поэтому дома должен быть инструмент с такими же параметрами – без вариантов. Основа игры на пианино – посадка, постановка рук и звукоизвлечение. Если ребенок дома будет заниматься на “удобной и легкой для нажатия клавиатуре, которая лежит на столе или на стойке для клавиш” у него будут серьезные проблемы при освоении игры на акустическом инструменте (пианино или рояле) в процессе всего обучения в детской музыкальной школе. В самом худшем случае он просто не сможет освоить игру на пианино.

Существуют два подвида корпусных цифровых пианино:

  1. Цифровое пианино
  2. Клавинова - цифровое пианино-аранжировщик

Цифровое пианино для обучения

Рис. 2. Цифровое пианино

Клавинова

Рис. 3. Клавинова

Отличие первого подвида от второго состоит в том, что в нем основное внимание уделено соответствию качества фортепианных тембров и ощущений игры как на акустических инструментах, а второй подвид намного более функционален (имеет большое количество различных звуков, стилей, наборов ударных, функцию автоаккомпанемента и мн. др. и предназначен скорее для опытных музыкантов, которым требуется многофункциональный синтезатор на базе цифрового пианино.

Возникает вопрос, если хорошее цифровое пианино стоит 90 тыс. руб. (например, Yamaha CLP-270), то стоит ли доплачивать ещё 30 тыс. руб., чтобы приобрести цифровое пианино-синтезатор такого же класса (например, Yamaha CVP-305)? Тут возможны разные мнения:

  • Если Вы считаете, что задача цифрового пианино заключается исключительно в предоставлении качественных фортепианных звуков и ощущений как на акустическом инструменте, а всякие излишества (синтезаторные звуки, секвенсор, ритмы, автоаккомпанемент и др.) ребенку ни к чему, и они только будут отвлекать его от занятий, то тогда нужно выбирать цифровое пианино (для обучения).
  • Если Вы считаете, что процесс обучения должен проходить не только на качественном инструменте, но быть интересным и способствовать проявлению композиторских талантов у ребенка, навыков импровизации, аранжировки и др., то тогда, возможно, следует обратить внимание на цифровое пианино-синтезатор
  • Возможен и такой вариант: Вы можете приобрести хорошее цифровое пианино (для обучения), а для интереса позже купить ребенку ещё и синтезатор (за те же 25-30 тыс. руб.).

Кому-то может показаться, что 2 и 3 вариант – полная глупость, потому что, если ребенок учится играть на пианино в детской музыкальной школе, то он должен играть на "настоящем пианино", а не каком-то синтезаторе. Но тогда ответьте на вопрос: Вы хотите, чтобы ребенок отучился (отмучился) 7 лет в детской музыкальной школе и потом бросил занятия или Вы хотите, чтобы музыка была рядом с Вашим ребенком всю жизнь? Я думаю, что второе имеет больший смысл, поэтому 2 и 3-й варианты предпочтительнее 1-го с данной точки зрения. После окончания детской музыкальной школы у ребенка есть 3 пути: бросить занятия или обучение, поступить в музыкальное училище или продолжить самостоятельные занятия и пойти играть в музыкальную группу. 3-й вариант (когда у ребенка помимо пианино есть синтезатор) – наиболее оптимальное решение. До окончания средней общеобразовательной школы у ребенка есть 3 года. Если у него будет интерес к музыке в этот период (благодаря наличию синтезатора и (или) возможности играть в музыкальной группе) то это увеличит вероятность того, что его увлечение музыкой останется на всю жизни, если нет, то он бросит дальнейшие занятия. Ребенок в 7 лет не знает, насколько ему интересна музыка, понравится ему играть на синтезаторе, сможет ли он сочинять музыку, импровизировать и прочее. Но, Вы можете либо предоставить, либо лишить его этой возможности уже в самом начале его занятий музыке. Лично я поступил бы так: если средства позволяют, то приобрел бы хорошее цифровое пианино-синтезатор (например, Yamaha CVP-305 - 120 тыс. руб.), если средства не позволяют, то приобрел бы хорошее цифровое пианино (например, Yamaha CLP-270 - 92 тыс. руб. или CLP-240 - 55 тыс. руб.), а при возникновении интереса у ребенка к эстрадной музыке или стимулирования данного интереса (у ребенка появился интерес к сочинению музыки, использованию разнообразных тембров при игре на цифровом пианино и др.) приобрел бы синтезатор с автоаккомпанементом (например, Yamaha S-500 - 25 тыс. руб.).

Как же выбрать цифровое пианино. В разных магазинах Вам могут расхваливать модели разных производителей, но логика позволяет расставить если не все, то многие точки - есть ли у данного производителя акустические рояли и (или) цифровые пианино с общепризнанным высочайшим уровнем качества? Почему это важно? Потому что, качество цифровых пианино – качество технологий, если же у производителя нет высококлассных моделей, значит, у него нет технологий. Но тогда откуда появится качество в бюджетных моделях? Вы можете легко проверить это утверждение, если откроете несколько Интернет-магазинов, в которых продаются цифровые пианино. Я, например, не видел цифрового пианино Casio дороже 65 тыс. руб., тогда как цифровые пианино, например, марки Yamaha можно легко найти и в ценовом диапазоне от 200 тыс. руб. Это заставляет задуматься, а настолько ли “прекрасны” цифровые пианино Casio? Может ли быть такое, что Casio удалось создать модели “с прекрасной клавиатурой и звучанием”, которые к тому же стоят в 2-3 раза дешевле, чем просто хорошие модели других производителей? Конечно, нет! Это первый момент. Второй момент – количество моделей у производителя профессионального уровня. Если Вы видите, что у производителя есть несколько десятков бюджетных моделей за 40-50 тыс., то это не значит, что он преуспел в создании качественных цифровых пианино. Кто-то может сказать, что и у Casio есть “профессиональные модели”. С этим, теоретически, можно согласиться, но, сколько их - 1-2, и где их можно увидеть в продаже? А модели Yamaha в ценовом диапазоне от 100-120 тыс. руб. представлены далеко не 1-2-мя моделями. И это говорит не о предпочтениях того или иного продавца на рынке, а о стабильности и качестве технологий производителя и, соответственно, выпускаемых под его маркой инструментов. Если говорить о цифровых пианино ORLA, то они скорее подойдут для любительских занятий, поскольку в своем большинстве это недорогие цифровые пианино начального уровня. Для серьезных занятий следует выбирать модели марок Yamaha, Roland, KAWAI. Ответить на вопрос какая из этих марок лучше не представляется возможным по одной простой причине: выбор цифрового пианино – практический, а не теоретический вопрос.

Если выбирать цифровое пианино из модельного ряда Yamaha, то стоит обратить внимание на модели CLP с эффектом молоточковой механики GH3 (Graded Hammer 3), которая отрабатывает быстрые нажатия на клавиши без прерывания в звуке (что может происходить в моделях с использованием GH). Кроме того, в GH3 точнее GH передает ощущения игры на клавиатуре, поскольку здесь используется технология, позволяющая достаточно точно моделировать возвратный механизм акустического пианино. Для получения наиболее реалистичного звучания следует выбирать модели с динамическим стереосэмплированием по AWT (Advanced Wave Memory). Основу звучания некоторых фортепианных тембров цифрового пианино образуют записанные в его память (Wave Memory) примеры звучания (сэмплы) высококлассных акустических роялей. Но при этом используется не один сэмпл, а несколько (3-4), которые звучат в зависимости от скорости нажатия клавиш (в этом и заключается динамика в отличие от простого стереосэмплирования по AWM). Кроме этого здесь используется сустей-сэмплирование, которое моделирует резонанс деки и струн как это происходит в акустическом пианино, а также сэмплы звука при отпускании клавиши. Стереосэмплирование – учет пространственно временных характеристик в звучании, которые призваны улучшить общее звучание инструмента.

Что касается полифонии, то сейчас даже бюджетные модели используют 128-нотную полифонию (одновременно могут звучать 128 нот, что вполне достаточно для исполнения самых сложных классических произведений). Более старшие модели включают в себя большее количество голосов, а в верхних моделях линейки может использоваться клавиатура из натуральной древесины.

Подведя итог можно определить свойства моделей Yamaha, подходящих для более или менее серьезных занятий.

  • Звучание – динамическое стереосэмплирование по AWM (желательно использование 4-х сэмплов)
  • Полифония – 128 голосов
  • Хорошая и достаточно мощная акустическая система (40-60 Вт) которая добавляет реализма в звучании и ощущениях, передавая колебания динамиков в корпус инструмента.

Всё остальное – количество обычных или XG тембров, наличие ударных, секвенсора и др. – это дополнительные возможности, которые при прочих равных условия увеличивают стоимость цифрового пианино. В качестве опорных точек можно взять ранее упоминавшиеся модели Yamaha CLP-240 (55 тыс. руб.) CLP-270 (92 тыс. руб.) и CLP-280 (120 тыс. руб.) Отличие CLP-280 от 270 заключается в том, что в 280 используется клавиатура из натуральной древесины. Стоит ли переплачивать 30 тыс. руб. за “натуральность” очень большой вопрос, поэтому 270 модель – оптимальный выбор. В настоящее время на рынке присутствуют новые модели CLP 300-й серии, но по разным отзывам они уступают CLP-270, хотя ничто не мешаем Вам самим это проверить на практике.

Все это хорошо, но не стоит забывать о такой немаловажной вещи как маркетинг и реклама. Поэтому, во-первых, не стоит "гнаться" за самыми новыми моделями “которые предлагают необычайно новый реализм в звучании цифрового пианино и принципиально новый уровень в реализме ощущений от игры”. Опыт показывает, что 1/3 от стоимости новейших моделей (а это может быть и 30, и 50 тыс. руб.) покупатель платит за “красивые слова и рекламу”, т.е. оплачивает труд маркетологов и рекламистов. Во-вторых, самые новые модели – достаточно “сырые” модели, поскольку далеко не всё новое – лучше старого. В-третьих, за ложную рекламу (проще говоря – обман) ответственность определена теоретически, но на практике можно говорить почти всё что угодно. А за свои проценты от продаж продавцы так расхвалят низкобюджетную (или высокобюджетную) модель цифрового пианино, отчего сложится впечатление, что она звучит чуть ли не лучше акустических концертных роялей мировых брендов! Поэтому качество определяется не словами продавца, техническим описанием (написать-то можно всё что угодно), порядковыми номерами моделей (340 вместо 240 или 3000 вместо 1500), годом выпуска (2008 или 2005) и ценой, а временем и практикой использования модели! Крайности редко бывают удачными, поэтому оптимальные варианты находятся где-то посередине (между 40 и 120 тыс. рублей).

На практике я рекомендую воспользоваться методом предварительного выбора цифрового пианино. Т.е. Вы приходите в магазин с одной единственной целью – послушать и поиграть на цифровых пианино разных производителей и разной ценовой категории. Сколько стоит инструмент – 50 тыс. или 150 тыс. руб. – не важно. Конечно, поиграть на большом количестве моделей вряд ли получится, но Вам нужно обязательно посмотреть модели стоимостью 50-60 тыс. руб., 80-90 тыс. руб. и 110-120 тыс. руб. Тогда Вы сможете понять, стоит ли переплачивать 20-30 тыс., если за 90 тыс. руб. инструмент звучит и отрабатывает игру намного лучше инструмента за 50-60 тыс. руб., а большой разницы по качеству между моделями за 90 и 120 тыс. руб. нет. После такой оценки можно уже предметно производить поиск модели в подходящем для Вас ценовом диапазоне. При этом нужно использовать метод больше/меньше и учитывать эффект морального удовлетворения от покупки. Например, пусть у нас есть 50 тыс. руб. В процессе выбора нужно посмотреть инструменты за 45, 50, 55 и 60 тыс. руб. Предположим,  нам понравилась модель за 55 тыс. руб. Эта модель нам понравилась не тем, что в ней больше звуков или в ней есть прямой выход в Интернет, а качеством звучания или по ощущениям от игры по сравнению с моделями за 45 и 50 - тыс. руб., а звучание модели за 60 тыс. руб. не впечатлило. При этом возможны 2 варианта действий:

  1. Приобрести “здесь и сейчас” модель за 50 тыс. руб. и потом долго жалеть о том, что не хватило 200$ для покупки действительно понравившегося инструмента.
  2. Зарезервировать эту модели и найти 5 тыс. руб. для ее покупки, что однозначно повысит моральное удовлетворение от покупки. На первый взгляд это может показаться несущественным, но тогда при каждом использовании такого инструмента Вы будете чувствовать удовлетворение, а не разочарование.
  3. Стоит ли покупать цифровое пианино в Интернет-магазине? Ответ не однозначный. C одной стороны, стоимость цифрового пианино в Интернет-магазине ниже стоимости его в музыкальном магазине, поскольку в цене последнего учитывается аренда площади, амортизация, бренд магазина и др. Но, в магазине Вы с большей вероятностью купите то, что Вам нравится, а не то, что Вам привезут из Интернет-магазина (даже если там существует предпродажная подготовка и проверка инструмента). Повторюсь, выбор музыкальных инструментов и, цифрового пианино в нашем случае, - практический, а не теоретический вопрос. Поэтому выбор цифрового пианино осуществляется с точки зрения того, насколько с практической стороны оно является подходящим для Ваc, а не сточки зрения слов, хотя не стоит пренебрегать и отзывами пользователей той или иной модели инструмента.

    Александр Страшко
    admin@starport.ru
    07.11.08

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика