Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Учащимся«...назад вперед...»

Сочиняем песню под гитару на стихотворение Афанасия Фета

Сочинять музыку на стихи великих поэтов и просто, и сложно. Благодаря стройности ритма, рифмы, последовательности мысли, грамотности, отсутствия слов, ломающих рисунок классические стихотворения изначально музыкальны. Но для раскрытия их красоты трёх аккордов и плоской мелодии будет явно недостаточно. Здесь есть над чем подумать и поработать в музыкальном плане.

Красивых стихотворений великое множество, но для песни подойдёт не любое из них. Для упрощения поиска зададим условия. Выберем форму песни, состоящую из двух куплетов и припевов. Музыкальные квадраты хорошо ложатся на четверостишья. Значит, будем искать стихи, состоящие из 5-6 четверостиший - по два на куплеты и припев. За окном зима и можно выбрать что-то актуальное на эту тему. Если поиск производится в интернете, то желательно позже проверить то, насколько найденное соответствует оригиналу. В моём случае заинтересовало произведение Афанасия Фета:

Ещё вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
Глядя надменно, как бывало, На жертвы холода и сна, Себе ни в чем не изменяла Непобедимая сосна.
Сегодня вдруг исчезло лето; Бело, безжизненно кругом, Земля и небо — всё одето Каким-то тусклым серебром.
Поля без стад, леса унылы, Ни скудных листьев, ни травы. Не узнаю растущей силы В алмазных призраках листвы. Как будто в сизом клубе дыма Из царства злаков волей фей Перенеслись непостижимо Мы в царство горных хрусталей.

Посмотрим, насколько хорошо подходит это стихотворение для песни. Логически разбиваем текст на куплеты и припев:

  • Куплет 1 - четверостишия 1 и 2
  • Припев - 3
  • Куплет 2 - 4 и 5

В припеве должна находиться кульминация и обобщение главной мысли, развивающееся в куплетах. Читаем третье четверостишие и убеждаемся в том, что оно подходит для припева:

Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо — всё одето
Каким-то тусклым серебром.

Красиво. Слова понятны и вызывают положительный отклик в душе, что является ещё одной причиной выбора данного стихотворения.

Проверим, насколько хорошо согласуется окончание второго куплета с припевом:

Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.
Припев
Сегодня вдруг исчезло лето; Бело, безжизненно кругом, Земля и небо — всё одето Каким-то тусклым серебром.

Всё прекрасно согласуется! Форма песни приобретает следующий вид:

Куплет 1
Ещё вчера, на солнце млея, Последним лес дрожал листом, И озимь, пышно зеленея, Лежала бархатным ковром.
Глядя надменно, как бывало, На жертвы холода и сна, Себе ни в чем не изменяла Непобедимая сосна.

Припев

Сегодня вдруг исчезло лето; Бело, безжизненно кругом, Земля и небо — всё одето Каким-то тусклым серебром.
Куплет 2
Поля без стад, леса унылы, Ни скудных листьев, ни травы. Не узнаю растущей силы В алмазных призраках листвы.
Как будто в сизом клубе дыма Из царства злаков волей фей Перенеслись непостижимо Мы в царство горных хрусталей.
Припев
Сегодня вдруг исчезло лето; Бело, безжизненно кругом, Земля и небо — всё одето Каким-то тусклым серебром.

Кажется, что всё неплохо, но есть один момент - выбранная форма песни и исходная форма стихотворения не совпадают в точности друг с другом. В исходном стихотворении 5 четверостиший, а в песне их 6. Как бы хорошо не вписывалось в конец стихотворения добавленное в качестве припева третье четверостишие текстовое повествование нарушилось и даже обеднилось - два раза повторилось одно четверостишие. Это говорит о том, что далеко не каждая эстрадная песенная форма и эстрадный стиль подойдёт для использования их совместно с классическим текстом. В этом так же заключается сложность. Работать с текстом начинающих авторов значительно проще - можно с их согласия править текст и даже переставлять четверостишия, тогда как править классическое произведение неуместно и нужно либо изменить форму песни, либо продолжить поиски более подходящего произведения. Недавно у меня возникла такая ситуация. Музыка отлично ложилась на куплет и припев, но строка в конце припева полностью меняла настроение и мысль всего произведения. Пришлось на основе данного произведения написать свой текст. Позже выяснилось, что на выбранное стихотворение ранее был написан романс одним из наших великих композиторов. Это ещё раз подтверждает многогранность и гибкость классической музыки по сравнению с популярной эстрадой.

У нас припев в два раза короче куплетов. Для медленных и напевных песен это не должно привести к трудностям. В более подвижных авторских стихах может получиться так, что одного четверостишья для припева может не хватить для поддержания динамики куплетов. В таких случаях для припева можно позаимствовать какое-то четверостишье куплета. Стихотворения, состоящие из 6 четверостиший, кажутся в этом плане более предпочтительными, но может не получиться логично разбить их на куплеты и припевы или на припев хорошо ляжет только одно четверостишие.

С формой песни мы разобрались и можно перейти к подбору гармонии. Для этого анализируем текст.

Настроение всего стихотворения грустное и за основу выбираем минорную тональность в соответствии со своими вокальными и исполнительскими возможностями. Думается, что ля-минор подойдёт не только мне, но и тем, кто захочет исполнить песню.

Характер повествования спокойный, тихий и плавный. Играть боем тут неуместно. Выбираем перебор на 8. В тональности ля-минор опорным аккордом будет Am. С него и начнём. А дальше? А дальше либо подключаем свой практический опыт, либо пробуем разные варианты и выбираем тот, который на наш слух лучше подходит под текст. Если ещё раз прочитать строки, то явно ощущается волнообразное движение. Если на каждой строке играть один аккорд, то это движение потеряется. Два аккорда на строку под перебор хорошо прозвучит во многих спокойных композициях. Как говорилось выше, мы выбрали классическое стихотворение и единственный квадрат Am-Dm-E здесь не подойдёт из-за слишком примитивного звучания. Нужно сделать красиво и интересно, а для этого потребуются разные интонации и относительно большое количество аккордов:

  Am                   Em
Ещё вчера, на солнце млея,
    F             C
Последним лес дрожал листом,
Dm                Am7 И озимь, пышно зеленея, F            G    E Лежала бархатным ковром.

Последняя строка мне особенно понравилась, поэтому решил подчеркнуть её красоту показанным гармоническим оборотом. Начинается куплет в мелодическом ля-миноре (Am-Em), а заканчивается в гармоническом (Am-E).

Аккорды ставим над ударными слогами. А что с мелодией? Мне больше подходит и нравится одновременное сочинение мелодии и гармонии. Последовательность действий при этом такая: когда звучит первый аккорд Am, то глазами видим на грифе следующий аккорд, внутренним слухом представляем его звучание и начинаем вести мелодию к нему. Развить этот навык помогает импровизация на один и тот же квадрат в медленных композициях: выбирается простая последовательность из 3-4 аккордов и в течение 20-30 минут в день под него играются и/или поются разные мотивы в пределах 1 - 1,5 октавы. Задача состоит в том, чтобы сыграть, прослушать и проанализировать большое количество разных вариантов звучания, выбрать лучшее на свой слух, разучить до автоматизма и запомнить на будущее. После этого разучивается другой квадрат и т.д. Каждый разученный и запомненный вариант - это как элемент Лего. Пока таких элементов мало, получится создавать лишь простые конструкции из них. С практикой количество элементов и их сложность будет увеличиваться, что позволит создавать более сложные и интересные конструкции. Так и в музыке. Чем больше ваш музыкальный багаж, в котором собрано звучание отдельных звуков, интервалов, гамм, аккордов, риффов, мотивов, мелодий, песен и др., тем проще и интереснее будет происходить творческий процесс.

Для развития мелодического слуха слушайте мелодичную музыку и песни. В каждом стиле можно найти более или менее мелодичные направления. Музыка состоит из интервалов, и для более или менее свободного их использования нужно прослушать, проанализировать и запомнить большое количество различных сочетаний звуков в разных тональностях и музыкальных стилях.

Вторая часть куплета является связующей между его первой частью и припевом:

Первая  часть куплета
Am                    Em Ещё вчера, на солнце млея, F             C Последним лес дрожал листом, Dm                  Am7 И озимь, пышно зеленея, F           G    E Лежала бархатным ковром.
Вторая часть куплета
Am                       Em Глядя надменно, как бывало, F      G         C На жертвы холода и сна, Dm            G    C Себе ни в чем не изменяла Hm7               E7   Непобедимая сосна.
Припев
   F             G Сегодня вдруг исчезло лето; Em          Am Бело, безжизненно кругом, Dm           C Земля и небо — всё одето F                 E7 Каким-то тусклым серебром.

Аккорды в первых строках частей куплета совпадают, что указывает на их связь, но вторая часть куплета должна развивать музыкальную мысль и подводить её к припеву. Нельзя просто скопировать в неё аккорды из первой части.

Окончание куплета звучит в гармоническом миноре (Hm7-E7), что создаёт сильное напряжение. Далее идёт кульминация главной мысли в первой строке припева. Слова грустные и это как-то явно не стыкуется с мажорными аккордами F и G. Да, но кульминация и настроение припева задаётся мелодией, а мажорные аккорды меняют наклонение гармонии для усиления эффекта напряжения и спада. Заменим F, например, Dm и вместо напряжения получим “попсовое” звучание. Этот ход привёл к ослаблению позиции, как сказал бы шахматист.

Некоторые аккорды стоят перед строками. Это весьма мощный и универсальный приём, который позволяет решать разные задачи. Во-первых, таким образом можно увеличить динамику и подвижность композиции. Во-вторых, можно произвести согласование ритма слов и музыки. Ударения в словах задают свой ритм, сильные и слабые доли в музыке – свой. В текстах начинающих авторов ритм нередко “плавает”, в результате чего во втором куплете аккорды ложатся мимо ударений в словах. Петь с неправильным ударением кажется не лучшим решением, поэтому сдвигаем гармонию: сначала играется аккорд или начало перебора, а затем происходит пение слова с правильным ударением. В-третьих, опережающая гармония позволяет ослабить усиление первого слога в строке. При совпадении первого ударения в строке с первой сильной долей в музыке этот ударный слог может прозвучать слишком активно и грубо. Сравните:

   F             E7
Каким-то тусклым   серебром.

и
F                 E7 Каким-то тусклым  серебром.

В первом варианте из-за совпадения сильной доли и ударения явно выделяется слово "каким-то". Но это явно не самое главное и красивое слово строки. Во втором примере текст смещён, что придаёт композиции задумчивое звучание, что здесь как раз и нужно.

При помощи опережающей смены гармонии можно регулировать паузы между словами, чтобы последний слог в предыдущей строке не наехал на первый слог последующей и не нарушил ритм композиции. Она также используется для более плавного движения музыки и подготовки слушателя. Например, в самом начале песни можно сыграть арпеджио (провести пальцем по всем струнам). В зависимости от его интервального строения моментально создаётся определённое настроение - весёлое, грустное, печальное, задумчивое и т.д. В нашем случае арпеджио не подойдёт, но необходимо вступление для создания нужного настроения. Два такта перебора аккорда Asus2 кажется подходящим вариантом.

Послушаем, что получилось в результате.


Ещё вчера, на солнце млея


Вступление
Asus2 | Asus2
Куплет
Asus2                Em Ещё вчера, на солнце млея, F             C Последним лес дрожал листом, Dm                Am7 И озимь, пышно зеленея, F            G    E Лежала бархатным ковром.
Am                       Em Глядя надменно, как бывало, F      G         C На жертвы холода и сна, Dm            G    C Себе ни в чем не изменяла Hm7               E7 Непобедимая сосна.
Припев
F             G Сегодня вдруг исчезло лето; Em            Am Бело, безжизненно  кругом, Dm           C Земля и небо — всё одето F                 E7 Каким-то тусклым серебром.
Куплет
Am                  Em Поля без стад, леса унылы, F             C Ни скудных листьев, ни травы. Dm           Am7 Не узнаю растущей силы F            G      E В алмазных призраках листвы. Am                         Em Как будто в сизом клубе дыма F        G           C Из царства злаков волей фей Dm        G    C Перенеслись непостижимо Hm7                  E7 Мы в царство горных хрусталей.
Припев
F             G Сегодня вдруг исчезло лето; Em            Am Бело, безжизненно  кругом, Dm           C Земля и небо — всё одето F                 E7 Asus2 Каким-то тусклым серебром.
Учащимся«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
11.02.17

© 2006-2023 Мы и Музыка