Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Диалог о том, что вы знаете

Для начала поговорим о том, что вы знаете, помните или хотя бы слышали.

– Вы когда–нибудь слышали слоговое обозначение основных звуков (ступеней) до, ре, ми, фа, соль, ля, си?
– Слышали.
– Тогда вы знаете, что такое мажорная гамма (натуральная), поскольку это последовательность указанных ступеней.
– Получается, что знаем.
– И минорную гамму знаете, потому что это та же последовательность звуков, только начинается она от ля: ля, си, до, ре, ми, фа, соль.
– Да.
– Но тогда вы знаете все народные лады, так как они начинаются от указанных звуков, например: от до – ионийский лад, от ре – дорийский, от ми – фригийский и т.д.
– Не знали, но это же просто!
– Значит, вы можете сыграть на гитаре или синтезаторе эти гаммы.
– Могли бы, если бы знали расположение нот на грифе или клавиатуре.
– На многих синтезаторах “самоиграйках” клавиши подписаны.
– Да, только сейчас это заметили.
– В таком случае, вы знаете буквенное обозначение этих основных ступеней по американской системе, в которой буквы начала латинского алфавита сопоставлены последовательности основных ступеней от ля (минорному ладу, короче): ля – A, си – B, до – С, ре – D, ми – E, фа – F, соль – G
– Нет, не знали.
– Как не знали? А обозначение аккордов Am, Dm, E видели?
– Видели и даже играть умеем на гитаре.
– Тогда вы знаете несколько нот на грифе, потому что в обозначении аккордов буквой как раз и указывается его основной (нижний) тон: A (ля) (открытая пятая струна), D (ре) открытая четвёртая, E (ми) открытая шестая и т.д.
– Понятно.
– А в чём состоит разница между игрой Em и E?
– Для игры второго нужно ещё поставить один палец.
– Перейти на один лад вправо, что приводит увеличению интервала между звуками?
– Да.
– То есть, если интервал маленький, то звучит минор, а если большой – то мажор?
– Да.
– Теперь вы знаете, что “крутым” интервалом является не только квинта, но и терция, которая рулит настроением – минор или мажор.
– Не знали, но интересно.
– Если вы играете Am, Dm, E, Am, то тогда знаете “дворовый” квадрат, на который можно сыграть много песен.
– Так это квадратом называется?
– В классической музыке это называется гармоническим оборотом. Квадрат и гармонический оборот – это разные понятия. В данном случае квадрат построен с использованием основного гармонического оборота: тоника (T) –> субдоминанта(S) –> доминанта (D). Это аккорды от I, IV и V ступеней.
– Что это за ступени?
– Ступени лада. Они нумеруются римскими числами. Мы играем аккорды в тональности ля–минор (минорный семиступенный лад от ля). Значит, будет так: ля – I, си – II, до – III, ре – IV, ми – V, фа – VI, соль –VII.
– Если я выберу другую тональность и буду в ней играть аккорды от первой, четвёртой и пятой ступени, то тоже будет звучать красиво и гармонично?
– Безуслово. Музыкальную систему можно представить в виде системы координат. Если в одной системе координат (тональности) звучит красиво, то и в другой будет звучать красиво после параллельного переноса всего построения. Для этого гитаристу часто достаточно перенести шаблон построения от одного лада на грифе к другому, а а клавишнику – изменить строй на синтезаторе, если он не хочет разучивать построения в неудобной для игры тональности.

Это придуманный диалог, но скажите, есть ли в нём знакомые вам слова и обозначения? Есть. Значит, практически вы уже что–то знаете. Более того, мы из последовательности основных звуков прошлись чуть ли не по всем основным темам элементарной теории музыки благодаря тому, что они плотно переплетаются между собой. У вас есть острова знаний и осталось только построить между ними мосты, чтобы началось движение мысли между ними.

Если пока вы не знаете ответить на вопрос почему, то можете смело говорить:

так сложилось исторически или сделано для просты, удобства и гармоничного звучания

Музыкальная система имеет ряд странностей и исключений, но её старались сделать простой, доступной и понятной для всех людей на земле.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
12.11.22

© 2006-2024 Мы и Музыка