Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Прогулка по грифу в поисках нот

– Какие аккорды вы умеете играть на гитаре?
– Am, Dm, E, С, G.
– Покажите ноту G.
– А ноты на грифе я не знаю.

Такой ответ может говорить о том, что буквенно–цифровое обозначение аккордов гитаристом воспринимается как некоторое загадочное обозначение. Почему Am играется от пятой струны? Наверно потому, что это аккорд, который строится с использованием пяти струн?

На самом деле ничего удивительного в этом нет. Гитаристу сказали, зажми Am так. Он зажал. А теперь зажми это так и будет E. Он зажал. А почему так? Да какая разница, если звучит.

С практикой ноты на грифе запоминаются сами по себе, но для многих это превращается в страдания и заучивание. Прошел месяц без практики игры на гитаре – всё забыл и нужно опять напрягаться и вспоминать. А зачем их учить, если можно найти песни с табами? Научился зажимать и играй. Отвечаю – для интереса. Мне, например, интересннее играть аккомпанемент и петь песни, а не ковыряться в мобильнике каждый раз для выяснения того, что, как и где зажимать. Также нравится импровизировать с другими музыкантами, которые могут по буквенным обозначениям сразу начать игру без вопросов, а где на бас–гитаре или клавиатуре находится нота "джи". Интересно находить новые созвучия не только на слух или методом тыка, но и понимая то, что нужно делать. Знание нот позволяет вспоминать систему, восстанавливать в памяти то, что подзабыл, а не заново впихивать в свою память всё подряд из теории музыки. Да и вообще чувствуешь себя увереннее тогда, когда понимаешь, о чём вокруг идёт речь и можешь сходу принять участие в разговоре, а не жмёшься в углу с гитарой и ждёшь, когда другие наиграются и обратят на тебя внимание.

В адекватных любительских ансамблях никто не ждёт от начинающих музыкантов "запилов" на 100 долларов. Если человек знает ноты, до для начала достаточно вообще играть по одной ноте или квинтами. Для этого достаточно знать расположение всего семи нот. А если на листе бумаги написано много непонятных аккордов с чудными обозначениями? В этом случае также смотрим только на букву и диез, если он есть, и со знанием дела играем по по одной ноте или квинтами.

Расположение нот на грифе можно не учить, но проще один раз понять систему и на всю музыкальную жизнь закрыть вопрос.

Заглавной буквой в буквенно–цифровом обозначении аккорда указывается основной тон аккорда по буквенной системе. Есть слоговое обозначение звуков – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, удобное для распевания вокалистами и клавишников, а есть короткое буквенное, удобное для записи:

A – ля
B – си–бемоль
H – си
С – до
D – ре
E – ми
F – фа
G – соль

В древности одним из общеупотребительных ладов был от ноты ля, где вторая ступень была си–бемоль. Ему и сопоставили по порядку буквы начала латинского алфавита. Позже общеупотребительным стал лад со звуком си, которому выделили следующую свободную букву H.

При игре на гитаре основной тон, как правило, совпадает с нижним звуком аккорда. Зная то, от какой струны и на каком ладу играется аккорд, мы можем определить ноту и наоборот – вспомнить игру аккорда от заданной ноты на грифе.

Для быстрого поиска нот можно принять во внимание то, что на открытых струнах 1, 2, 5, 6 и на нечётных ладах этих струн до 5–го лада включительно располагаются только буквы без знака диеза ♯, означающего повышение звука на полтона. За одним исключением четные лады на этих струнах – это буква с диезом ♯. Это исключение – звук H на втором ладу 5–й струны.

Значит, нам нужно запомнить только ноты на открытых струнах и нечётных ладах, а буквы с диезами (черные клавиши на синтезаторе) после этого сами встанут на свои лады справа.

Пятая открытая струна – A, шестая открытая струна – E, что многие знают, а далее идём по алфавиту и нечётным ладам. На пятой струне A B C D, на шестой – E F G A.

Что получилось? Минорная гамма, в которой четыре верхних звука играются на октаву ниже.

Мы можем практически всё забыть, но если помним, что 5–я открытая струна – это A, а нечётные лады на 5 и 6 – это буквы, то можем вспомнить:

  1. Все ноты до 5–го лада на 5 и 6 струне
  2. Буквенное обозначение всех звуков (по американской системе), что их семь и их соответствие хорошо известным слоговым названиям
  3. Строение минорного фригийского лада (в нём вторая ступень си понижена – B)
  4. Строение минорного лада с си (без понижения второй ступени си – H)
  5. Параллельную до–мажорную гамму (буквы от С и с H вместо B) и то, что параллельные тональности играются на одних и тех же ступенях.
  6. Аккорды на струнах 5 и 6 до 3 лада.
  7. Способ настройки гитары по 5–му ладу (пятая открытая струна и 5 лад на шестой – это один и тот же звук A)

Если убрать из рассмотрения первую струну, на которой ноты совпадают с 6–й струной, и вторую струну, которая неактуальна для бас–гитаристов, то система становится ещё проще.

Буквы – это открытые 5 и 6 струна, нечетные лады на них с первого до седьмого и с восьмого до двенадцатого. В до–мажорную гамму входят только буквы. Значит вы всегда можете её сыграть на одной 5–й струне от С и вспомнить много того, что подзабыли – тоновое строение, интервалы, почему она мажорная, нумерацию ступеней от I и прочее.

Для определения нот на 3 и 4 струне используйте интервал октавы от нот на 5 и 6 струне. Октавы можно зажимать вправо или влево от нижнего звука. Вправо через 1 лад и через 1 струну. Влево через 2 лада и через 2 струны.

При игре на гитаре хорошо работают короткие инструкции. Ну не знаем мы то, как играется минорная гамма. Выдаём себе инструкцию – играем от начала английского алфавита с заменой В на H.

А как же метки на грифе? Разве они не помогают быстро ориентироваться?

Интересный вопрос. Что вы видите, когда смотрите на гриф гитары? Если ничего, то можете смело назвать себя начинающим гитаристом. Опытные музыканты либо видят построения за мгновения до их игры, либо просто осуществляют зрительный контроль при игре, поскольку пальцы уже механически запомнили все движения. Им метки не нужны.

Две точки на грифе для обозначения двенадцатого лада – это действительно удобно, так как сразу видно, откуда можно смело “пилить” пентатонику не боясь, что другие музыканты перекроют “визги” гитары. Метка пятого лада ещё полезна в том числе и для бас–гитаристов, как ключевая точка на четвёртой струне для игры рок–н–роллов, блюзов, риффов, квадратов и прочего от ля.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
13.11.22

© 2006-2023 Мы и Музыка