Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

На что похоже или геометрия на грифе

По теме “На что похоже?” предлагается немало дидактических игр для детей. А почему бы и нам не поиграть в неё в целях более простого изучения музыкальной системы?

– На что похож гриф гитары со струнами?
– На клетки разной ширины.
– А на таблицу Excel похоже, в которой столбцы обозначаются буквами, а строки – номерами?
– Похоже. Звуки имеют буквенное обозначение, а лады – числовое.
– Как это можно использовать, если в Excel мы вводим данные в ячейку, а на грифе нужно зажимать, получается, их границы?
– Можно в ячейки Excel ввести буквенные обозначения аккордов или нот, а затем их играть.
– Хорошо. А на линии нотного стана струны похожи?
– Да, только струн 6, а линий в нотном стане 5.
– Но можно нарисовать 6 линий и цифры на них для обозначения лада, на котором этот звук нужно взять. Получится цифровка. Где ещё для обозначения координат на плоскости используются буквы и цифры?
– На графиках функций.
– Да, это позволяет нам использовать ассоциации из геометрии при игре на гитаре –  горизонтали, вертикали, диагонали, линии, треугольники, прямоугольники и др. Например, постройте график параболы x2, где началом координат будет басовый тон и последовательно сыграйте полученные звуки.
– Какое–то не особо приятное звучание.
– Да, потому что в нём есть интервал тритон.
– Это ящерица такая неприятная?
– Неплохая аналогия, но тритон в музыке назван не в честь этого земноводного, а потому что в этот интервал входит три тона.

Любая музыкальная композиция состоит из интервалов. Интервал – это два звука, взятых одновременно или последовательно. Интервалы можно использовать для игры аккомпанемента, как квинты в тяжелых стилях.

Интервалы в музыки играют похожую роль, как таблица умножения в математике. Но нужно не зубрить интервалы, а понимать их. Например, терции влияют на наклонение аккорда – мажор или минор. Их знание помогает запоминать аккорды и ошибаться на порядок меньше. Знание септим помогает строить вкусно звучащие “семёрки” – септаккорды. В контексте игры на гитаре приёмом баррэ септаккорды представляют собой аккорды, в которых некоторые октавные звуки заменены на септимы. Секунда и кварта дают понимание аккордов sus2 и sus4. И так далее. Цифры в обозначении аккордов как как раз и указывают на их интервальное строение. 2 – секунда, 4 – кварта, 5 – квинта, 6 – секста, 7 – септима, 9 – нона и т.д. Эти цифры указывают на количество ступеней в интервале. Сейчас на этом не будем останавливаться.

Посмотрим, как геометрия на грифе помогает запомнить интервалы.

Возьмите в руку гитару. Первый звук зажимайте на 5–м ладу шестой струны, а затем играйте второй звук там, где указано ниже:

  • Вправо или влево по горизонтали на один лад – малая секунда, на два лада – большая секунда и далее все остальные интервалы, на сколько хватит ладов
  • Диагональ вправо вниз (или влево вверх) на соседнюю струну – тритон, через струну – октава
  • Вертикаль вниз (или вверх) на соседнюю струну – кварта, через струну – малая септима
  • Диагональ влево вниз (или вправо вверх) на соседнюю струну – большая терция, через струну малая секста

Для 4–х струнной бас–гитары эти правила будут работать везде. А для 6–ти струнной гитары – только в пределах струн из одной и той же группы, поскольку между второй и третьей струной интервал большой терции, а не кварты, как во всех остальных случаях. Квинта между 2 и 3 струной будет через 2 лада. Проверьте это, чтобы понять разницу.

Рад интереса можно взять лист бумаги в клетку, обозначить точку начала координат и чертить интервалы. Тогда кварта будет вверх на одну клетку, квинта – две право и одна вверх и т.д. На этой основе можно даже настольную игру придумать.

Также можно использовать зеркальное отражение интервалов по горизонтали относительно вертикальной черты от нижнего тона:

  • Квинта –> малая терция
  • Тритон –> большая терция
  • Октава –> малая секста
  • Большая септима –> большая секста

– Попробуйте последовательно играть интервал и его зеркальное отражение, например, квинту и малую терцию.
– Звучит неплохо, но пальцы не слушаются и быстро не получается играть.
– Это повод поработать над развитием пальцев левой руки. Остальные сочетания не звучат. Попробуйте теперь сыграть квинту и её зеркальное отражение по вертикали
– Звучит не так, как по горизонтали.
– Да, зеркальный интервал в обоих случаях одинаковый – малая терция, но звучание разное из–за изменения нижнего звука (основания интервала).

Использование разных сочетаний интервалов могут натолкнуть на интересный аккомпанемент. Например, игра терции после кварты напомнит звучание с использованием аккорда sus4, а игра терции после большой секунды – sus2.

Теперь попробуем играть квадраты, чертя на грифе разные фигуры. Если вы пока не можете брать аккорды баррэ и играть их боем, то играйте квинты. Первый аккорд A играйте от пятого лада шестой струны.

Представьте нижний звук аккорда в виде карандаша и смотрите, что он рисует на грифе.

Начнём с треугольника при помощи последовательности аккордов A, D, E, A. Отлично звучит.

Этот же треугольник влево A, D, С, A. Не звучит. Хорошо, а если убрать гипотенузу – A, D, С, D. Это звучит хорошо.

  • Квадрат A, D, D#, B – смена гармонии грубовата, но слушается.
  • Прямоугольник A, D, E, H. Необычное звучание, как будто улетает в конце.
  • Прямоугольник в другую сторону A, D, C, G. Вообще отлично!
  • Квадрат влево A, D, С#, G#. Не звучит.
  • Прямая влево до упора Am, G, F, E. Неплохо, но испанским боем будет вообще хорошо.

Без всякого знания теории музыки мы “начертили” несколько звучащих квадратов. Продолжим урок черчения.

  • “Роковая” линия влево и обратно Am, F, G, Am. Звучит.
  • “Панковский” прямоугольный треугольник С, G, F, G. Хорошо.
  • Частушки из треугольника С, G, D, G
  • Зигзаг влево A, C, G, B. Необычно.
  • Равнобедренный треугольник влево A, C, F, G. Неплохо
  • Предыдущее с заменой A на Am – Am, С, F, G. Хорошо.
  • Линия в виде трапеции без основания A, С#m, Hm7, E. Хорошо.

Думаю, идея геометрии на грифе понятна. Она неплохо помогает для выхода из творческого застоя и оцепенения, в которое впадают некоторые гитаристы, когда их просят что–нибудь сыграть.

Почему одни “цепочки” аккордов звучат, а другие нет? Как самому составлять звучащие “цепочки” и квадраты для своих будущих песен? Об этом поговорим в другой раз.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
14.11.22

© 2006-2023 Мы и Музыка