Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Играем в шахматы на грифе

– Гриф гитары со струнами похож на шахматное поле?
– Нет, потому что нет разноцветных клеток.
– А разве цвет клеток определяет правила хода пешек и фигур? Нам нужно обязательно знать, какого цвета клетки, чтобы сходить пешкой e2–e4?
– Нет.
– Тогда как на гитаре выполнить этот ход e2–e4?
– Сначала зажать на шестой струне E второй лад, а затем четвёртый.
– Правильно. Как ходит конь в шахматах?
– Не знаем.
– Посмотрите правила игры в шахматы.
– Для это знать, если мы учимся игре на гитаре и хотим понять теорию музыки?
– Для получения ещё одной понятной (шахматистам) ассоциации. Конь ходит буквой Г две клетки в одну сторону по вертикали/горизонтали и одну вбок.
– Хорошо, запомнили. И что это даёт?
– Представьте, что конь стоит на пятом ладу 6–й струны и сделал ход вправо на соседнюю струну. Какой интервал получился?
– Квинта.
– Правильно, конь “сыграл квинту”, потому что он настоящий рокер!

Посмотрим, что могут сыграть шахматные фигуры на грифе. Зажмите пятый лад на 6–й струне и далее сыграйте звук так, как ходят указанные шахматные фигуры.

Конь:

  • вправо на струну ниже – квинта
  • вправо через струну – большая септима
  • влево через струну – большая секста (мажор)
  • влево на соседнюю струну – малая терция (минор)

Ферзь:

  • вправо на струну ниже – тритон
  • вправо через струну – октава
  • влево через струну – малая секста (минор)
  • влево на струну ниже – большая терция (мажор)
  • вертикально на струну ниже – кварта
  • вертикально через струну – малая септима

– Секста тоже имеет наклонение?
– Да, большая секста – мажорное, малая – минорное, но её вес на порядки меньше, чем у терции. Сыграйте на грифе или клавиатуре аккорд до–ми–ля. Между до и ля большая секста, но звучит аккорд минорно из–за малой терции, которая сказала, подруга, главная тут я. Сыграйте аккорд до–фа–ля. Если звучит непонятно, то для сравнения возьмите до–фа–ля. После этого первый аккорд с большой секстой явно звучит мажорно, а второй с малой секстой – минорно.

Шахматные фигуры не могут сыграть только два простых гармонических интервала – малую и большую секунду. А все мелодические интервалы легко сыграет ладья и ферзь.

Посмотрим, ради интереса, музыкальность шахматных фигур и пешек. Для этого можно учитывать количество консонансов и диссонансов, которые они “играют”, плавность и скачки интервалов, насколько фигуры “мажорные” или “минорные” и т.д.

Начнём со слона. Для этого пройдёмся против часовой стрелки от первого квадранта:

  • Тритон – диссонанс
  • Октава – консонанс
  • Большая терция – консонанс (мажор)
  • Малая секста – консонанс (минор)

Слон у нас музыкальный. С отношением 3:1 он выбирает благозвучные интервалы, но иногда не сдерживает эмоции и сильно разражается (тритон). Слон явно любит повеселиться (большая терция – самый мажорный интервал), хотя иногда на него находит лёгкая грусть (малая секста). Слон любит подвижные игры и попрыгать. Плавный интервал у него только один (мелодическая большая терция), а все остальные – это скачки (интервалы больше терции).

А что с королём?

  • Малая секунда – диссонанс
  • Тритон – диссонанс
  • Чистая кварта – консонанс, но не всегда
  • Большая терция – консонанс (мажор)

Король часто возмущается и сердится (много диссонансов), но при этом любит отлично повеселиться на балах, пирах и охоте (большая терция). Он умеет не только прыгать, но и танцевать (мелодические интервалы секунда и терции – это плавное движение)

Пешка?

  • Кварта – консонанс, но не всегда
  • Малая септима – диссонанс
  • Тритон (когда бьёт других) – диссонанс

Пешка – суровый солдат. Танцевать не обучен и предпочитает тяжелую музыку и грохот барабанов. Он особенно сердит перед началом боя, когда может сходить на две клетки (малая септима) и в рукопашном бою (тритон).

Конь?

  • Квинта – консонанс
  • Большая септима – диссонанс
  • Большая секста – консонанс (минор)
  • Малая терция – консонанс (минор)

Конь – это настоящий рокер, который много грустит, а иногда даже выходит из себя (большая септима – один из сильнейших диссонансов). По жизни предпочитает скакать, но, как настоящий гусар, может и вальс станцевать. Он ходит на три клетки и его движение напоминает движение в вальсе: раз–два–три, раз–два–три.

Ладья может сыграть все мелодические интервалы, а вот аккомпаниатор из неё слабый. Может сыграть только гармоническую кварту и малую септиму. А что играет ладья при ходе E1–E13 по грифу? Эффект глиссандо или хроматическую гамму по полутонам.

Ферзь – очень музыкальная фигура. Этот красавец умеет почти всё – брать все мелодические интервалы, аккомпанировать гармоническими интервалами, мощно веселиться, грустить и т.д. Кажется, что ферзь – это самый крутой гитарист, но это не так. Ферзь может сыграть немало квадратов, но конь может на порядок больше всего.

– И как это можно использовать на практике помимо сказок для детей, обучающихся музыке?
– Например, так: квинта – это ход конём.
– Чего?
– Сделайте ход конём, если забыли, как зажать квинту.
– Понятно.
– Если аккорд звучит минорно, то где–то внутри него спрятался “ход конем” – малая терция. Значит, рядом будет большая терция (конь не доскакал один шаг/лад). Также и с семёрками. Большая септима – это ход конём буквой Г. А рядом малая септима (конь не доскакал один шаг/лад)
– Здесь не доскакал, там перескакал, от этого коня уже голова кругом идёт!
– Так не нужно всё подряд запоминать. Нужно запомнить только ход коня в шахматах, а дальше руки и глаза помогут вспомнить нужное построение, если ранее они были закреплены практикой. Не нравится конь, – используйте букву Г. Только придётся крутить её в разные стороны.
– Тогда лучше оставим коня!
Кстати, основной гармонический оборот тоника–> субдоминанта–> доминанта – это тоже ход конём (I – > IV –> V ступени)
– И что?
– Если непонятно, что играть, то играйте этот оборот и импровизацию на него. В тональности ля это будут аккорды Am, Dm, E для минора и A, D, E для мажора. Конь также умеет играть рок–н–роллы и блюзы, только нужно его шаги правильно распределить по тактам. Конь может играть и частушки (С G D G), и даже панк–рок (С G F G).

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
15.11.22

© 2006-2023 Мы и Музыка