Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Зачем гитаристам клавиши, если у них есть струны?

Действительно, зачем гитаристам клавиши, если можно на грифе чертить разные фигуры и играть в шахматы, чем мы занимались на прошлых занятиях. Затем, что клавиатура помогает в прямом смысле увидеть многие непонятные моменты из теории музыки. Один из таких моментов – пентатоника.

– Скажите, вы видите в прямом смысле на грифе лады, которые используются для игры пентатоники во всех позициях?
– Нет, даже в одной позиции её не видим. Все лады внешне выглядят одинаково, если не принимать во внимание их ширину.
– Да, а вот клавишник “видит пентатонику” во всех позициях, потому что это чёрные клавиши.

Если вы не знаете, что такое пентатоника или забыли её звучание и игру, то подойдите к синтезатору и начните играть по чёрным клавишам вправо, начиная от левой из трёх, а минорную – от правой из двух.

Если музыкант знает пентатонику, то он уверенно сделал шаг на встречу импровизации. Существует даже поговорка:

если не знаешь, что играть в соло, – играй пентатонику

Что ещё можно увидеть на клавиатуре? Много всего, начиная от истории от истории и до наших дней.

– На что похож знак диеза ♯?
– На значок решетки # или хеш у хештегов.
– А на лестницу он похож?
– Поход на кривую лестницу.
– Черные клавиши не имеют собственных названий и их названия образуются от названий основных ступеней, например, до–диез, или C♯. Значит, мы можем использовать понятную визуальную ассоциацию. Для игры C♯ нужно найти ноту C, приставить к ней лестницу ♯ и забраться по ней на чёрную клавишу. Она и будет C♯.
– Да, чёрные клавиши находятся выше белых. Без лестницы на них не забраться!
– А на что похож знак бемоля ♭ с противоположным действием – понижением на полтона?
– На мягкий знак.
– А на стул похож?
– Похож.
– Вот вам ещё одна ассоциация. Конечно, можно было знак диеза отобразить зеркально, чтобы получилась лестница вниз. Но это привело бы к путанице из–за похожего начертания. А знак бемоля понятен – сел на стул и стал ниже на полтона.
– Представьте, что на клавиатуре нет чёрных клавиш и вы можете играть только по белым. Какие гаммы можно на них сыграть?
До–мажорную от С и ля–минорную от A
– А можно ли сыграть на ней мажорную гамму от ми, чтобы получилась ми–мажорная гамма?
– Нельзя, от ми получается гамма с каким–то неопределённым звучанием.

В невозможности изменить высоту лада как раз и заключалась одна из проблем древности. Благодаря изучению природы звука и математики люди смогли получить неплохо звучащий в интервалах натуральный звукоряд. Если не вдаваться в детали, он соответствует звукам белых клавиш. Таких звуков из гармонических обертонов, перенесённые в пределы одной октавы, уместилось семь штук, откуда и возникло семь основных звуков. Но как изменять его высоту?

Представьте, к вам пришел певец, который говорит, что в ля–миноре ему слишком низко петь и нужно сделать строй повыше. Вы отвечаете, поднатянуть струны можно, но кто будет платить, если они порвутся?

Что делать? Стали делить октаву на разное количество частей до тех пор, пока не догадались поделить её на 12 одинаковых частей, что и позволило решить задачу. Семь нот было, добавили ещё 5 – производные звуки без собственных названий.

C точки зрения гитаристов белые клавиши – это буквы, а чёрные – буквы с диезом. За одним исключением – звук си–бемоль, обозначаемый буквой B.

Вы обращали внимание на то, как некоторые гитаристы пытаются играть на фортепианной клавиатуре? Они пытаются сдвигать пальцы для игры интервалов и аккордов, как привыкли это делать на грифе. Например, квинта на нижних струнах играется через лад на соседних и для игры квинт по всему грифу этот шаблон остаётся неизменным и нужно только сдвигать его к нужному ладу и корректировать ширину между пальцами.

Способ сдвига позиции отлично работает на грифе, но на клавиатуре он время от времени будет давать сбой. Как же упростить понимание гитаристами клавиатуры? Предложить им привычные зрительные шаблоны.

Для этого нужно, первым делом, наработать навык быстрого определения самой важной клавиши – до.

Если вы не знаете или забыли, как найти эту клавишу, то маленькая подсказка – это либо самая первая (крайняя слева) клавиша на 5–ти октавных (и не только) синтезаторах, либо самая последняя (крайняя правая) клавиша на фортепиано.

После этого потренируйтесь охватывать зрением все клавиши полной октавы от до до до. На гитаре мы привыкли видеть “боксы” – “коробку” звуков какой–то гаммы или построения в пределах нескольких (4–7) ладов, что упрощает позиционную игру. А на клавиатуре нужно уметь видеть октавы для этих же целей.

Посмотрите на октаву до–до (прямо как название Додо Пицца) и скажите, что вы видите помимо 7 белых и 5 черных клавиш? Две “дырки” – две белые клавиши, рядом друг с другом. Почему? Так дырки же между черными клавишами!

Вы можете называть их иначе – пустота, пара, белая пара, зеркаль (клавиши в разные стороны смотрят), эльки (белые клавиши похожи на букву L). А мне нравится коротко и понятно – дырки. Эти дырки как раз и являются ключами для правильного построения зрительных шаблонов.

Квинта на клавиатуре от до это интервал до–соль – два белые клавиши между которыми три белые. При этом в квинте одна дырка.

Для игры квинты расположите пальцы правой руки так, чтобы большой находился над клавишей до, а все остальные – над своими клавишами. Это похоже на то, как мы расставляем пальцы на грифе при позиционной игре так, чтобы каждый палец находился над своим ладом.

После этого нажмите крайние клавиши большим и мизинцем. Звучит квинта.

Теперь зажмите этот шаблон от ноты си (H). Пальцы зажмут си–фа, но это явно не квинта. Почему? Потому что теперь у нас в шаблоне две дырки, а должна быть одна. Значит, для компенсации пустоты от второй дырки нужно немного расширить интервал, взяв мизинцем следующую клавишу за нажатой. Этой клавишей будет чёрная фа–диез.

Другой способ игры квинты от си. Нажмите клавиши до–соль и затем сдвиньте пальцы параллельным переносом на соседнюю клавишу влево, как на грифе. Тогда они попадут на клавиши си – фа–диез.

Если непонятен порядок следование клавиш, то две подсказки: они идут как бы зигзагом или мысленно увеличьте длину черных клавиш, чтобы они стали такой же длины, как и белые. Через 5 минут эти подсказки вам уже не потребуются.

Попробуйте играть квинты от разных белых клавиш, и также от чёрных, используя полученный выше шаблон и приём сдвига.

Мы без всяких математических расчётов и вычислений того, сколько в интервалах тонов и всего прочего можем в точности играть интервалы, пользуясь только одним зрительным шаблоном от клавиши до.

Значит, запомнив буквенные названия клавиш и пользуясь зрительными шаблонами, гитарист может играть на синтезаторе так, как он привык играть на гитаре – нужно только запомнить шаблон и наработать навык его механической игры руками от разных клавиш.

На следующем занятии мы подробнее рассмотрим шаблоны.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
16.11.22

© 2006-2023 Мы и Музыка