Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Визуальные шаблоны на клавиатуре

На предыдущем занятии мы ввели понятие “дырки” – двух белых клавиш рядом, которое помогает правильно строить музыкальные интервалы на фортепианной клавиатуре при помощи зрительных шаблонов так, как это привыкли делать гитаристы. Мы также попрактиковались в игре квинт на белых клавишах, используя шаблон “три белых с дыркой” и от чёрных клавиш при помощи смещения позиции, как на грифе.

Перечислим теперь все шаблоны для игры квинт:

  • От белых клавиш:
    • три белых с дыркой
    • три белых с двумя дырками и увеличением (от си)
  • От черных клавиш:
    • две чёрные с дыркой
    • две чёрные с двумя дырками и уменьшением (от си-бемоль)

– При игре на клавиатуре нужно запоминать не один шаблон, как на гитаре, а целых четыре?
– На клавиатуре мы имеем два шаблона с двумя исключениями, а на гитаре один шаблон (если не считать одно крайне редко встречающееся исключение при игре квинт на 2 и 3 струне через 2 лада). Но запоминать нужно не всё. Если в интервале больше дырок чем нужно, то в этом случае делаем поправку – увеличиваем или уменьшаем интервал на полутон (одну клавишу).
– Это слишком сложно. Лучше мы будем играть только на гитаре.
– Сложно воспринимать текст. После небольшой практики игры квинт на клавиатуре они сами будут “падать в глаза”. Описание шаблонов – это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать. Шаблоны нужны скорее для того, чтобы вспомнить подзабытую информацию, а не для того, чтобы при игре блюзов думать, а какими интервалами мы играем в аккордах. Это запомнят пальцы под контролем зрения и слуха.

Возьмите квинту до-соль и сдвиньте её на до-диезсоль-диез. Мы видим, что шаблон три белых с дыркой превращается в две черных с дыркой. Значит, нам достаточно запомнить один шаблон “три белых с дыркой”, второй шаблон простым образом вспоминается после смещения позиции, а два исключения можно воспринимать как поправку на полутон: от си-бемоль – уменьшить, от си – увеличить. И в этот момент в голове гитариста должно щёлкнуть, си-бемоль – B, а си – H, тоже исключение из порядка следования по алфавиту.

Мы связали хорошо знакомое гитаристам исключение BH, c исключением при игре квинт от си-бемоль и си. Стало понятнее, не правда ли?

Ещё можно учесть тот факт, что один и тот же интервал на клавиатуре имеет примерно одинаковую физическую ширину. При игре по шаблону интервала си-бемоль – фа-диез он выглядит явно шире остальных квинт. Хочется его зрительно уменьшить на одну клавишу.

Всё сказанное выглядит и звучит пока слишком сложным, поскольку мы не рассмотрели всю систему. Это как цикл в программировании. Намного проще написать одну операцию присваивания значения переменной, чем писать цикл для одной итерации. А вот когда нужно выполнить 1000 итераций, то это явно на порядки проще, чем ввести в программу тысячу операций присваивания даже копипастом.

Посмотрим шаблон с квартой.

  • От белых клавиш:
    • две белых с дыркой
    • две белых без дырки и уменьшением (от фа)
  • От черных клавиш:
    • одна чёрная с дыркой
    • одна чёрная без дырки и увеличением (от фа-диеза)

Он похож на шаблоны квинты? Похож, только исключения теперь возникают от ноты фа. Но запомнить их просто. Фа-си это хорошо видимый на клавиатуре тритон. Си-фа - это тоже тритон. То есть, исключения в шаблонах квинты и кварты происходят на звуках тритона (и рядом), что несложно увидеть. Не запоминать, а увидеть.

Сыграйте последовательно кварты от фа и фа-диеза. Видите, что при этом образуются пересекающиеся диагонали между белой и черной клавишей, как будто рисуем букву X? Такие же диагонали будут между квинтами от си-бемоль и си.

Шаблоны кварты и квинты образуют горизонтали, а исключения из шаблонов – диагонали

Значит, можно геометрию использовать и на клавиатуре, а не только на грифе?
Конечно. Только выглядеть она будет иначе. Клавиши одного цвета образуют горизонтали, а противоположного - диагонали. Нажатые клавиши при игре трезвучия образуют горы/впадины (галочки/крышки, выступы/выемки), а в других случаях будут прямые, зигзаги и другие линии.
А ассоциацию с шахматами как на грифе, тоже можно использовать на клавиатуре?
Можно, но, если вы посмотрите на полную октаву от до, то она состоит из двух равных половин по четыре звука (тетрахорд), что похоже на костяшку домино. Например, натуральный до-мажор - это костяшка пусто-пусто, мелодический - пусто-один, гармонический - пусто - два. Но об этом поговорим позже.

Посмотрим на шаблоны игры большой терции

  • От белых клавиш:
    • одна белая без дырки
    • одна белая с дыркой и увеличением
  • От черных клавиш:
    • одна чёрная с дыркой и диагональю
    • одна чёрная без дырки

Шаблоны игры малой терция:

  • От белых клавиш:
    • диагональ с одной белой
    • горизонталь с одной белой и дыркой
  • От черных клавиш:
    • диагональ с одной белой
    • горизонталь с дыркой

Шаблоны терций значительно сложнее, чем у квинт и кварт. Можно ли упростить их восприятие?

Во-первых, можно вычислять терции от кварт. Тогда большая терция будет на одну клавишу (полтона) меньше кварты, а маленькая – на две меньше (тон).

Во-вторых, можно рядом с нужным построением быстро определять любую терцию и использовать метод сдвига позиции и поправки. Например, нужно построить большую терцию от ре-диеза. Рядом на белых мы видим малую терцию ре-фа, сдвигаем её на клавишу вправо ре-диезфа-диез и расширяем. Получается большая терция ре-диез - соль.

В-третьих, можно заметить то, что на чёрных клавишах малые терции образуются на чёрных между их группами вокруг дырок, а большая терция – это крайние черные в группе из трёх черных. Все остальные терции, в которых любой его тон находится на черной клавише – это диагонали. У малой терции эти диагонали близки к 45 градусам и внутри них одна белая. Значит, для нахождения большой терции можно найти малую и расширить её.

Для эффективного нахождения интервалов нужно найти баланс между тем, что запомнить зрительно и что расчитывать на основе этого.

Шаблоны для секст ещё сложнее. Воспользуемся их построением от квинты.

Малая секста – это квинта с одной клавишей вправо (расширить квинту на полутон), Большая секста – квинта с двумя клавишами вправо (расширить квинту на тон).

А с секундами всё вообще просто. Малая секунда – два любые клавиши рядом. Большая секунда – две любые клавиши с одной между ними. Большую секунду также можно увидеть из малой увеличением на на полтона. Также можно заметить, что большая секунда – это соседние черные клавиши без дырок между ними.

О приме можно вообще ничего не говорить, потому что это просто одна клавиша.

Большая септима быстро находится из октавы. Для этого нужно увидеть октаву и уменьшить её на одну клавишу (вычесть из октавы полутон – малую секунду), малая септима – найти и уменьшить октаву на две клавиши (вычесть из неё тон – большую секунду).

Теперь вы понимаете то, как на гитаре строятся септаккорды (семёрки)? Нужно в зажатом аккорде найти один/несколько октавных звуков и зажать струну там, где окажется сдвиг на один или два лада влево от октавы. Большая септима - большой септаккорд, малая септима - малый.

Умение быстро видеть интервалы помогает на лету играть аккомпанемент интервалами как на гитаре, так и на клавишных по буквенным обозначениям аккордов.

Для практики попробуйте играть квинты на синтезаторе звуком органа, как вы это делаете на электрогитаре при игре песни.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
17.11.22

Copyright © 2006-2020 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика