На предыдущем занятии мы ввели понятие “дырки” – двух белых клавиш рядом, которое помогает правильно строить музыкальные интервалы на фортепианной клавиатуре при помощи зрительных шаблонов так, как это привыкли делать гитаристы. Мы также попрактиковались в игре квинт на белых клавишах, используя шаблон “три белых с дыркой” и от чёрных клавиш при помощи смещения позиции, как на грифе.
Перечислим теперь все шаблоны для игры квинт:
– При игре на клавиатуре нужно запоминать не один шаблон, как на гитаре, а целых четыре?
– На клавиатуре мы имеем два шаблона с двумя исключениями, а на гитаре один шаблон (если не считать одно крайне редко встречающееся исключение при игре квинт на 2 и 3 струне через 2 лада). Но запоминать нужно не всё. Если в интервале больше дырок чем нужно, то в этом случае делаем поправку – увеличиваем или уменьшаем интервал на полутон (одну клавишу).
– Это слишком сложно. Лучше мы будем играть только на гитаре.
– Сложно воспринимать текст. После небольшой практики игры квинт на клавиатуре они сами будут “падать в глаза”. Описание шаблонов – это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать. Шаблоны нужны скорее для того, чтобы вспомнить подзабытую информацию, а не для того, чтобы при игре блюзов думать, а какими интервалами мы играем в аккордах. Это запомнят пальцы под контролем зрения и слуха.
Возьмите квинту до-соль и сдвиньте её на до-диез – соль-диез. Мы видим, что шаблон три белых с дыркой превращается в две черных с дыркой. Значит, нам достаточно запомнить один шаблон “три белых с дыркой”, второй шаблон простым образом вспоминается после смещения позиции, а два исключения можно воспринимать как поправку на полутон: от си-бемоль – уменьшить, от си – увеличить. И в этот момент в голове гитариста должно щёлкнуть, си-бемоль – B, а си – H, тоже исключение из порядка следования по алфавиту.
Мы связали хорошо знакомое гитаристам исключение BH, c исключением при игре квинт от си-бемоль и си. Стало понятнее, не правда ли?
Ещё можно учесть тот факт, что один и тот же интервал на клавиатуре имеет примерно одинаковую физическую ширину. При игре по шаблону интервала си-бемоль – фа-диез он выглядит явно шире остальных квинт. Хочется его зрительно уменьшить на одну клавишу.
Всё сказанное выглядит и звучит пока слишком сложным, поскольку мы не рассмотрели всю систему. Это как цикл в программировании. Намного проще написать одну операцию присваивания значения переменной, чем писать цикл для одной итерации. А вот когда нужно выполнить 1000 итераций, то это явно на порядки проще, чем ввести в программу тысячу операций присваивания даже копипастом.
Посмотрим шаблон с квартой.
Он похож на шаблоны квинты? Похож, только исключения теперь возникают от ноты фа. Но запомнить их просто. Фа-си – это хорошо видимый на клавиатуре тритон. Си-фа - это тоже тритон. То есть, исключения в шаблонах квинты и кварты происходят на звуках тритона (и рядом), что несложно увидеть. Не запоминать, а увидеть.
Сыграйте последовательно кварты от фа и фа-диеза. Видите, что при этом образуются пересекающиеся диагонали между белой и черной клавишей, как будто рисуем букву X? Такие же диагонали будут между квинтами от си-бемоль и си.
Шаблоны кварты и квинты образуют горизонтали, а исключения из шаблонов – диагонали
– Значит, можно геометрию использовать и на клавиатуре, а не только на грифе?
– Конечно. Только выглядеть она будет иначе. Клавиши одного цвета образуют горизонтали, а противоположного - диагонали. Нажатые клавиши при игре трезвучия образуют горы/впадины (галочки/крышки, выступы/выемки), а в других случаях будут прямые, зигзаги и другие линии.
– А ассоциацию с шахматами как на грифе, тоже можно использовать на клавиатуре?
– Можно, но, если вы посмотрите на полную октаву от до, то она состоит из двух равных половин по четыре звука (тетрахорд), что похоже на костяшку домино. Например, натуральный до-мажор - это костяшка пусто-пусто, мелодический - пусто-один, гармонический - пусто - два. Но об этом поговорим позже.
Посмотрим на шаблоны игры большой терции
Шаблоны игры малой терция:
Шаблоны терций значительно сложнее, чем у квинт и кварт. Можно ли упростить их восприятие?
Во-первых, можно вычислять терции от кварт. Тогда большая терция будет на одну клавишу (полтона) меньше кварты, а маленькая – на две меньше (тон).
Во-вторых, можно рядом с нужным построением быстро определять любую терцию и использовать метод сдвига позиции и поправки. Например, нужно построить большую терцию от ре-диеза. Рядом на белых мы видим малую терцию ре-фа, сдвигаем её на клавишу вправо ре-диез – фа-диез и расширяем. Получается большая терция ре-диез - соль.
В-третьих, можно заметить то, что на чёрных клавишах малые терции образуются на чёрных между их группами вокруг дырок, а большая терция – это крайние черные в группе из трёх черных. Все остальные терции, в которых любой его тон находится на черной клавише – это диагонали. У малой терции эти диагонали близки к 45 градусам и внутри них одна белая. Значит, для нахождения большой терции можно найти малую и расширить её.
Для эффективного нахождения интервалов нужно найти баланс между тем, что запомнить зрительно и что расчитывать на основе этого.
Шаблоны для секст ещё сложнее. Воспользуемся их построением от квинты.
Малая секста – это квинта с одной клавишей вправо (расширить квинту на полутон), Большая секста – квинта с двумя клавишами вправо (расширить квинту на тон).
А с секундами всё вообще просто. Малая секунда – два любые клавиши рядом. Большая секунда – две любые клавиши с одной между ними. Большую секунду также можно увидеть из малой увеличением на на полтона. Также можно заметить, что большая секунда – это соседние черные клавиши без дырок между ними.
О приме можно вообще ничего не говорить, потому что это просто одна клавиша.
Большая септима быстро находится из октавы. Для этого нужно увидеть октаву и уменьшить её на одну клавишу (вычесть из октавы полутон – малую секунду), малая септима – найти и уменьшить октаву на две клавиши (вычесть из неё тон – большую секунду).
Теперь вы понимаете то, как на гитаре строятся септаккорды (семёрки)? Нужно в зажатом аккорде найти один/несколько октавных звуков и зажать струну там, где окажется сдвиг на один или два лада влево от октавы. Большая септима - большой септаккорд, малая септима - малый.
Умение быстро видеть интервалы помогает на лету играть аккомпанемент интервалами как на гитаре, так и на клавишных по буквенным обозначениям аккордов.
Для практики попробуйте играть квинты на синтезаторе звуком органа, как вы это делаете на электрогитаре при игре песни.
Александр Страшко
Вконтакте
17.11.22