Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Интервалы: чистые, большие, малые, увеличенные, уменьшенные – это просто!

Как проще всего запомнить все интервалы на клавиатуре? Для этого нужно запомнить простое правило.

от клавиши до на белых клавишах можно построить только чистые или большие интервалы

Чистые интервалы:

  • Прима
  • Кварта
  • Квинта
  • Октава

Чистые они по той причине, что чисто звучат – хорошо сливаются и либо не имеют биений совсем (прима), либо имеют незначительные биения при одновременном звучании. Те, кто настраивает гитару на перегруженном звуке по квинтам, хорошо знакомы биения “вау–вау–вау–вау” при недостаточно точной настройке. На чистом звуке они тоже хорошо слышны, если прислушаться.

Большие интервалы:

  • Секунда
  • Терция
  • Секста
  • Септима

Если интервал большой, то у него есть сосед – малый интервал и от клавиши до он будет находиться на чёрной клавише за единственным исключением – тритон (увеличенная кварта или уменьшенная квинта).

– Почему тритон называется не малой квинтой/большой квартой, а уменьшенной/увеличенной?
– Тритон является сильным диссонансом, который никак не может находиться в группе с интервалами противоположного качества – консонансами, к которым относится квинта и кварта. Смысл группы в том, что она образуется объектами, имеющими какие–то одинаковые свойства. Вы либо оба консонанса, либо оба диссонанса, а иначе идите в разные группы.
– Как понять, какие интервалы диссонансы, а какие консонансы?
– Попробуйте одним выбранным интервалом (без учёта малый или большой) сыграть гамму до–мажор. Если слушать невозможно – диссонанс. Ещё один вариант – попробуйте равномерно играть аккомпанемент выбранными гармоническими интервалами в среднем регистре. Невозможно слушать – диссонанс.
– Выходит, аккомпанемент можно играть не только аккордами, но ещё и интервалами?
– Конечно! Только учтите, в низком регистре частоты звуков расположены ближе, и узкие интервалы (уже квинты) будут громыхать. А вот октавы хорошо звучат в любом диапазоне.

Как правило, увеличивают чистые и большие интервалы, а уменьшают чистые и малые. Это и понятно, зачем уменьшать большой интервал, если у него уже есть сосед – малый и наоборот.

Малые и большие интервалы входят в одну группу, но и эти интервалы тоже можно уменьшить или увеличить. Если это сделать, то интервал по тоновому составу становится равным интервалу из другой группы качества звучания. Из этого можно сделать вывод о том, что увеличение или уменьшение интервала означает переход по тоновому составу в группу с другим качеством звучания.

Например, если уменьшить малую терцию, то полученный интервал будет равен большой секунде, которая входит в группу диссонансов. Если увеличить большую септиму, то она станет равной октаве, которая входит в группу совершенных консонансов.

Тогда из всего сказанного вытекает простая подсказка:

Если после изменения ширины интервала его качество звучания изменяется, то это означает увеличение или уменьшение интервала и переход его в другую группу по качеству звучания, а если не изменяется, то интервал остаётся в своей группе и меняется только его размер (малый или большой).

А как же дважды увеличенные интервалы, например, дважды увеличенная кварта энгармонически равная квинте? Она не переходит в другую группу. Да, поэтому это подсказка, а не аксиома. Как часто на практике вы сталкивались с дважды увеличенными интервалами? Никогда? Поэтому можно считать, что 2+2 = 4 (хотя это тоже справедливо не для всех случаев).

Не нужно учить интервалы! Их нужно понимать.

Если посмотреть на таблицу интервалов, то нетрудно увидеть симметрию, где в центре красуется тритон. Этот хитрый интервал никак не может определиться с тем, кто он, увеличенная кварта или уменьшенная квинта. В первом случае он узкий (4 ступени), во–втором широкий (5 ступеней). Хамелеон какой–то. Но можно точно сказать, что в нём всегда три тона, а по звучанию – сильный диссонанс, как перец халапеньо. Отдельно ложками есть не получится, но в гамбургере хорош, как и в тяжелой музыкее. А что с другими интервалами?

Интервалы терций от основного тона аккорда задают мажорность или минорность аккорда. Они часто используются и в двухголосии.

Сексты, как и терции, тоже имеют минорное или мажорное звучание. Наглядный пример, это аккомпанемент для рок–н–ролла, когда чередуется квинта и большая секста. Но при наличии терции от основного звука аккорда сексты уступают им первенство в определении наклонения.

Если в созвучии нет терций и секст, то в первом приближении можно сказать, что такое созвучие звучит нейтрально. На практике этим достаточно часто пользуются для того. Более того, существуют музыкальные стили, в который партия ритма или баса звучит нейтрально. А теперь вопрос, почему рок–музыканты для аккомпанемента из всех интервалов предпочитают играть именно квинты?

Во–первых, это нейтрально звучащий интервал, который можно играть не задумываясь о том, мажор или минор играют все остальные. Для получения нейтрального звучания терции и сексты не подходят.

Во–вторых, квинты зажимаются легко и их можно играть очень быстро. Особенно быстро их можно играть в одной позиции, если понизить шестую струну на один тон. Тогда они будут зажиматься одним пальцем (как кварты при обычном строе).

Во–третьих, это консонирующий интервал. Значит, секунды, септимы и тритон отпадают тоже.

Остаются интервалы примы, кварты и октавы.

Прима – это фактически один звук. На перегрузе он тоже неплохо звучит, но не хватает плотности и "мяса" в звучании.

Кварта хороша в среднем регистре, но в низком она приобретает диссонантное звучание (слишком много биений, искажений и грохота). Пересол блюда, короче.

Октавы берутся через струну, что затрудняет их быструю игру с хорошей атакой. Да и звучат они пусто (слишком широкий интервал частот).

Из всех претендентов осталась квинта. Квинту можно употреблять и в сыром виде, но, после приготовления её вместе с другими интервалами, могут получаться весьма интересные и вкусные блюда для слуха.

Примы и мелодические октавы являются любимыми интервалами бас–гитаристов. Они звучат нейтрально и легко играются. Трэшеры забрали себе примы и квинты в drop D, которые можно медиатором под кардан играть с пулемётной скоростью. А бас–гитаристы стиля диско отжали мелодические октавы.

Игра интервалов на гитаре и синтезаторе неплохо развивает музыкальное мышление. Не обязательно везде и всюду пихать пентатонику. Послушайте отдельно интервалы, отдельно их сочетания, игру квадрата одними и теми же интервалами или в сочетании с другими.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
18.11.22

© 2006-2023 Мы и Музыка