Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Шаблоны аккордов на клавиатуре

Память человека – это комплексная система. Её можно представить в виде совокупности отдельных видов памяти - двигательная, образная, зрительная, слуховая, ритмическая, логическая и т.д. Каждая из них используется для запоминания определённого вида и объема данных в процессе той или иной деятельности. Совместное использование видов памяти помогает восстанавливать подзабытую информацию. Делать это тем проще, чем больше задействовано видов памяти и выше их загрузка.

Если человек не играет (или мало играет) на музыкальном инструменте, то у него не развита двигательная (мышечная) память. Если он не задумывался над устройством музыкальной системы, то у него слаба развита логическая память. Если никогда не думал над тем, какие образы возникают, когда он слышит разные звуки, то у него не развита образная память.

Некоторые педагоги и музыковеды считают наиболее важными слуховую, двигательную и логическую память для музыкантов-исполнителей, а зрительная память играет вспомогательную и второстепенную роль:

  • Слуховая – музыкальный слух, чувство ритма
  • Двигательная – движение пальцев рук, ног, голосового аппарата
  • Логическая – понимание содержания произведения, отдельных построение и музыкальной системы
  • Зрительная – запоминание картинки, движений рук, нот

Как можно обойтись без зрительной памяти, когда человек только начинает осваивать музыкальный инструмент? Кто-то хочет учиться играть на гитаре или синтезаторе с завязанными глазами? Нет! Кто-то хочет не иметь доступа к интернету для просмотра примеров игры риффов, партий, песен? Нет. Откуда тогда возникло мнение о том, что зрительная память вторична? Из прошлого века, когда было много всего напечатано на печатных машинках. Эти труды заслуживают уважения и знакомства с ними, но не бездумного копирования в настоящее время, в котором много всего изменилось.

Зрительная память играет важнейшую роль при занятиях музыкой и не менее важна, чем слуховая и двигательная. А при изучении практической теории музыки тем более.

Сыграйте на клавиатуре до-мажорное трезвучие до-ми-соль. Что мы видим? Мы видим интервал квинты, поделённую пополам относительно только белых клавиш и примерно пополам с учётом чёрных клавиш. При игре трезвучий пальцы располагаются в одной позиции (каждый над своей клавишей или близко к ней при игре на чёрных), а средний палец должен нажать клавишу по середине, согласно шаблону терции.

Для игры трезвучия нужно взглядом охватить область всех клавиш, входящих в него. Я, например, основное внимание уделяю поиску нужной терции от нижнего звука и одновременно боковым зрением вижу квинту. В сложных случаях квинта может определяться чуть раньше терции. В простых случаях игра в знакомых тональностях все три звука видны одновременно.

В качестве подсказки используйте следующую:

На белых клавишах от до, фа, соль мажорные трезвучия (от ре, фа, ля – минорные)

Трезвучия от I, IV и V ступени имеют такое же наклонение, как и наклонение лада. По этой причине эти ступени называются главными. В до-мажоре главные ступени до, фа и соль. На гитаре это ход конём.

Для игры минорного трезвучия от фа нужно сделать поправку на малую терцию и сыграть ля-бемоль. Получится фа – ля-бемоль – до.

При игре трезвучий от чёрных клавиш сначала найдите квинту, а затем нужную терцию одним из способов, данных на предыдущем занятии.

Всего существует 4 вида трезвучий:

  • Минорное - мб
  • Мажорное - бм
  • Увеличенное – бб (мажор)
  • Уменьшенное – мм (минор)

, где м – малая терция, б – большая.

Увеличенное трезвучие часто играется перед переходом на субдоминанту (трезвучие от IV ступени). Сыграйте сначала мажорное трезвучие от до, затем увеличенное от до, а после мажорное от фа. Слышно, как будто верхний звук соль-диез создаёт напряженность в звучании и тянется к ля. Это похоже на то, как после сна невыспавшийся человек тянет руки и зевает, а потом расслабляется. На подобных тяготениях как раз и стоится музыка, переходя из состояния покоя к кульминации через развитие темы и затем снова в состояние устойчивости. Музыкальная композиция похожа на колебания волн или пружины.

Для игры септаккордов можно вначале построить нужное трезвучие, а затем из октавы вычесть тон или полутон для получения малой или большой септимы.

Вы можете объяснить то, почему прибыль от концерта поровну, хотя для получения одного и того же аккорда гитарист, например, зажимает 6 струн, а клавишник всего 3 клавиши? Потому что у гитариста судьба такая. Хочешь быть лидером? Работай больше всех. Не хочешь? Бери бас-гитару и не отсвечивай. Шучу, конечно, но вопрос интересный.

Вообще говоря, на гитаре не обязательно использовать баррэ на 6 или 5 струн. Можно использовать малое баррэ на 2 струны или вообще его не использовать. Но когда зажимается большое баррэ, то помимо необходимых тонов аккорда звучат ещё и их октавные повторения. C точки зрения физики октавный звук – это гармонический обертон основной частоты (кратный по частоте), только усиленный во много раз. Его можно и не усиливать. По этой причине мы можем удалять октавные дубли, что не изменит гармонию.

Клавишник зажал 8-ю пальцами аккорд E B E G B E. Что это за аккорд? Вычёркиваем октавные повторы:

E B E G B E

Осталось EBG. Это минорное трезвучие (3 звука) в широком расположении. Но изначально-то было 6 звуков – минорный аккорд Em.

Что даёт зажатие 6 струн вместо 3-х? Более объёмное и насыщенное звучание (за счёт усиления звучания обертонов). Сыграйте на гитаре аккорд Em, а затем трезвучие Em. Есть разница?

- Попробуйте в точности сыграть на клавишных другие гитарные аккорды и перебор.
- Для чего знать то, как на синтезаторе играется аккорд или перебор на гитаре?
- Для более похожей имитации игры гитариста. Синтезатор позволяет играть любым имеющимся тембром в любом регистре, но вы же не станете играть партию бас-гитары звуком флейты? Если хочется не думать о специфике игры на акустических инструментах, то тогда лучше выбрать синтетический тембр, который будет звучать неплохо во всём диапазоне. Возможно, большинство не обратит внимание на то, что фоновый подклад играется аккордами духовых так, словно у музыкантов лёгкие размером с цистерну. Но со временем приходит понимание того, чем отличается звучание оркестра от его имитации на синтезаторе.

Возьмите аккорд Em на гитаре и посмотрите то, какие клавиши при этом нажаты. Несложно увидеть, что в нижнем регистре используется квинта с октавой. Почему не трезвучие? Попробуйте от ми большой октавы сыграть трезвучие. Получится нечитаемый грохот низов. Поэтому половина аккорда на гитаре играется в широком расположении тонов (с пропуском одного тона). Гитара дала нам понимание того, что в низком диапазоне лучше не использовать интервалы уже квинты. Проще говоря, гитара сконструирована так, что даже при полном незнании теории музыки гитарист будет играть во многих случаях гармонично. Проверить это несложно. Попросите гитариста сыграть Am, Dm, E. А потом попросите сыграть этот гармонический оборот клавишника. Если последний будет играть трезвучиями в основном виде, то звучать это будет дикими скачками и можно c уверенностью сказать, что перед вами начинающий клавишник, который ещё не дошел до понимания необходимости игры обращений аккордов.

Игра на синтезаторе полезна ещё и тем, что она может дать новые идеи для партии гитары и бас-гитары. На гитаре можно зажать далеко не всё, что можно двумя руками нажать на клавиатуре. Возьмите правой рукой аккорд на синтезаторе, а левой меняйте, например, басовый звук или играйте аранжированные аккорды, а которых один или несколько звуков перенесены в другую (соседнюю) октаву.

С игрой девяток (нонаккордов) ситуация совсем интересная. Нонаккорд – это аккорд, состоящие из пяти звуков. Но попробуйте его сыграть на клавиатуре пятью пальцами без переноса ноны на октаву вниз. По этой и другим причинам его часто играют с пропуском квинтового тона, который не влияет ни на наклонение аккорда, ни на его тяготение (как септима).

Посмотрите на нонаккорд до-ре-ми-соль-си. Он ничего не напоминает? Сsus2 (до-ре-соль)? Если из указанного нонаккорда убрать септиму, то получится аккорд с добавленной секундой до-ре-ми-соль. Морфинг какой-то, как сказал бы аниматор. Да, подклады (игра фона) как раз и основывается на таких перетеканиях звука. На гитаре так не получится, а на синтезаторе возьмите аккорд, а затем добавляете, удаляйте, заменяйте в нём тоны по одному. Появится немало новых и интересных мыслей для ваших композиций. Другим необходимо покупать расслабляющую и успокаивающую музыку, а вы можете её сами создавать для себя и других при помощи звуков, эффектов и... тишины.

Основы практической теории музыки«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
19.11.22

© 2006-2023 Мы и Музыка