Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Основы практической теории музыки«...назад

Музыкальные лады или домино на клавиатуре

При игре сольных партий на гитаре время от времени возникает ощущение симметрии и того, что одни построения чем-то похожи на другие. Во-первых, если пальцы заучили шаблон, то он может непроизвольно играться от разных нот, как секвенции. А, во-вторых, “симметрия и похожесть” в музыке действительно есть, хотя она может выглядеть не так явно и точно, как в математике. Симметрию даёт тритон на клавиатуре, кварта и малая септима на грифе.

На одном из наших занятий мы увидели интересную особенность до-мажорной гаммы. Она состоит из двух одинаковых по тоновому строению последовательностей из 4-х звуков (тетрахордов) – до, ре, ми, фа и соль, ля, си, до. В других семиступенных ладах такой симметрии нет, но мы можем представить эти тетрахорды как костяшки домино.

Существует немало разновидностей семиступенных ладов и постоянно возникает путаница, какие ступени нужно повышать или понижать. Например, что повышается или понижается в гармоническом мажоре?

Будем рассуждать логически. Помнится, что в гармоническом или мелодическом ладу изменяются 6 и 7 ступень.

Если повысить 7-ю ступень си, то она превратится в до. Это вариант не подходит.

Если понизить 7-ю ступень, то получится миксолидийский (рок-н-рольный) лад, в основе которого лежит малый мажорный септаккорд. Левая рука столько раз играла рок-н-рольный ходик C-E-G-A-B-A-G-E-C, что миксолидийский лад вбился в пальцы на всю жизнь. Этот вариант тоже не подходит

Если повысить шестую ступень ля, то мы опять придём к миксолидийскому ладу, что не подходит.

Значит, остался единственный вариант – понизить шестую ступень ля.

- Почему лад с пониженной шестой ступенью называется гармоническим?
- Потому что в этом случае трезвучие от фа становится минорным и тем самым меняется гармония лада, которая приобретает минорный оттенок. Попробуйте сыграть сначала трезвучия С, F, G, а затем С, Fm, G.

Понижение шестой ступени увеличивает интервал между ней и седьмой ступенью. Возникает восточный наклон и как бы небольшой скачок в мелодичном движении. Для его устранения понижают седьмую ступень и полученный лад по этой причине называется мелодическим. Мы как бы восстанавливаем напевность и мелодичность лада.

По аналогии с мажором, в гармоническом миноре тоже изменяется одна ступень. Иные гитаристы играют её в 90% песен, совершенно не догадываясь, что это такое и в чём суть.

- Вы играете Am, Dm, E?
- Да.
- Вас ничего не удивляет в этой последовательности?
- Нет.
- Не удивляет, откуда в миноре взялся мажорный аккорд E?
- А разве можно вместо него играть Em?
- Можно, если подходит по смыслу. В аккорде E повышена седьмая ступень, что делает аккорд мажорным и делает его противоположным минорному наклонению лада. Такой лад называется гармоническим минором. А без повышения седьмой ступени – натуральный минор.

Теперь вы знаете, что должен играть “мажор в натуре” – натуральный мажор. Хотя поп-панки тоже любят, чтобы мажор звучал в натуре, как и их внешний вид.

Повышение седьмой ступени также приводит к нарушению плавности движения. Значит, нужно его уменьшить и повысить шестую ступень для получения мелодического минора.

- Значит ли это то, что мы можем взять и повышать разные ступени для получения разных ладов?
- Конечно, но на практике пользуются другим подходом – заменой аккорда на одноимённый, но противоположного наклонения. Например, С на Cm, Am на A, G на Gm.

Попробуйте на гитаре сыграть какой-нибудь известный вам квадрат (можно из песни), но с указанной выше заменой. После некоторой практики вы получите просто море новых идей. А на синтезаторе ещё больше, поскольку нет ограничений на игру аккордов.

Применяя аналогию с домино получаем следующее:

  • Натуральный ля-минор и до-мажор – пустышка (пусто/пусто)
  • Гармонический мажорный – пусто/один (6-я пониженная)
  • Мелодический мажорный – пусто/два (6-я и 7-я пониженная)
  • Дорийский – пусто/один (6-я повышенная)
  • Фригийский – один/пусто (2-я пониженная)
  • Лидийский – один/пусто (4-я повышенная)
  • Миксолидийский – пусто/один (седьмая пониженная)

Пентатоника на чёрных – это два/три или три/два – самая “мощная” костяшка на клавиатуре.

Если присмотреться к “домино на клавиатуре”, то можно увидеть разные положения чёрных клавиш. В домино одна точка всегда находится в центре половинке, а на клавиатуре одна чёрная клавиша может быть в начале, в конце или по середине тетрахорда. Всего, существует 3 места, в котором может находится черная клавиша в тетрахорде. Это похоже на двоичную систему, в которой используются только нули и единицы. Сопоставим 0 белой клавише, а 1 – черной. Получим домино на клавишах с двоичной системой.
Натуральный ля-минор и до-мажор – 000/000

  • Гармонический мажорный – 0000/0100 (6-я пониженная)
  • Мелодический мажорный – 0000/0110 (6-я и 7-я пониженная)
  • Гармонический минорный – 0000/0010 (7-я повышенная)
  • Мелодический  минорный – 0000/0110 (6-я и 7-я повышенная)
  • Дорийский (минор) – 0000/0100 (6-я повышенная)
  • Фригийский (минор) – 0100/0000 (2-я пониженная)
  • Лидийский (мажор) – 0001/0000 (4-я повышенная)
  • Миксолидийский (мажор) – 000/0010 (7-я пониженная)

- Можно придумывать и использовать свои лады?
- Можно, если последовательбность звуков в них будет звучать “ладно”. Название “лад” как раз и означает ладная, приятная на слух, согласованная последовательность звуков. В противном случае будет просто последовательность звуков, а не лад.

Основы практической теории музыки«...назад

Александр Страшко
Вконтакте
20.11.22

© 2006-2023 Мы и Музыка