Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Подключение электрогитары

«...назад

Подключение электрогитары

«...назад

Для того чтобы услышать звучание электрогитары, её необходимо подключить к звуковоспроизводящей системе. В домашних условиях можно использовать один из двух основных способов подключения электрогитары: к гитарному комбику или в линию.

Подключение электрогитары к гитарному комбику

Гитарный комбик – это устройство, которое включает в себя: предварительный усилитель, тембр-блок, блок обработки звука, блок эффектов, усилитель мощности, акустическую систему и панель управления, которые смонтированы в одном корпусе.

Подключение электрогитары к гитарному комбику

Рис. 1. Подключение электрогитары к гитарному комбику.

Одно из главных преимуществ комбика является то, что он позволяет получить “живое и характерное звучание” электрогитары. Диапазон звучания электрогитары преимущественно находится в среднечастотном звуковом диапазоне. Поэтому электрические схемы и акустика гитарных комбиков рассчитываются для эффективной работы именно в этом диапазоне, что позволяет выделить и подчеркнуть её звучание, а также придать ему некоторую характерную окраску, например: теплое и глубокое блюзовое звучание, яркий и хрустящий звук типа “Fender Stratoсaster” или плотное металлическое звучание. Живое звучание получается не только потому, что гитарный комбик имеет хорошее согласование с электрогитарой по уровням сигналов (сопротивлению) и рабочему диапазону частот, но и потому что гитарный комбик является акустической системой, параметры которой специально рассчитаны для воспроизведения звучания электрогитары. Мы подчеркнули этот момент еще раз, поскольку именно акустика хорошего гитарного комбика определяет характер результирующего звучания. Получается следующее: электрическая схема гитарного комбика определяет качество и характер физики звука, а акустика комбика – характер звучания. То, что гитарный комбик позволяет получить “живое и характерное звучание” является не только его преимуществом, но и недостатком, поскольку приходится подбирать модель под конкретную электрогитару для того, чтобы связка “электрогитара - комбик” звучала наиболее эффектно. Если качественный комбик выдаст узнаваемый звук от электрогитары с посредственным звучанием (в этом случае говорят, что звучит комбик), то, подключив к посредственно звучащему комбику хорошо звучащую гитару, звука не будет.

По функциональному назначению гитарный комбик – индивидуальная мониторная система (подзвучка) для гитариста, задача которой – качественное выделение звучания электрогитары в общем звуке, что необходимо на репетициях с акустическими барабанами, концертах и при студийной записи. Хороший гитарный комбик обеспечивает хорошую разборчивость и читаемость звука, а также обладает большим динамическим диапазоном, что позволяет без искажений получить очень громкие звуки.

В общем случае звучание электрогитары через гитарный комбик можно охарактеризовать так: плотно, насыщенно, ярко, агрессивно, жестко, “мужественно”, читаемо, c хорошей атакой, с характерной окраской и т.п. Подключение электрогитары к комбику выбирают те гитаристы, для которых электрогитара – самый любимый и лучший музыкальный инструмент. Хороший комбик позволяет выделить и подчеркнуть звучание даже посредственной электрогитары среди других инструментов (бас, барабаны, клавиши) и в этом случае ему альтернативы нет. Хотя в домашних условиях иногда практичнее использовать подключение электрогитары в линию.

Подключение электрогитары в линию

Подключение электрогитары в линию – это подключение её к звукоусилительной аппаратуре через согласующее устройство, как правило - микшерный пульт.

Для получения обработанного (перегруз, эффект) звука электрогитару сначала подключают к входу педали эффекта/гитарного процессора, а выход педали эффекта/гитарного процессора подключают к входу канала на микшерном пульте.

Подключение электрогитары в линию (к микшерному пульту)

Рис. 2. Подключение электрогитары в линию (к микшерному пульту).

Характер звучания электрогитары в линию будет принципиально отличаться от её звучания через комбик, поскольку в этом случае сигнал проходит через звукоусилительный тракт, который исходно предназначен для работы с широкополосным (от 20 до 20000 Гц) сигналом. Звучание электрогитары в линию по сравнению со звучанием через комбик теряет насыщенность, характерную окраску и нюансы, даже если используется высококлассная бытовая аппаратура с 3-х полосной акустической системой. Дело в том, что задача бытовой аппаратуры (магнитофоны, музыкальные центры, усилители, акустические системы, звуковые карты) заключается в том, чтобы усиление колебаний с разными частотами осуществлялось равномерно, что неплохо подходит для сглаженного цифрового звука (синтезированные звуки, CD-записи), но никак не для воспроизведения “живого звучания” музыкальных инструментов. Широкополосный звуковой тракт выравнивает частоты и гармоники в сигнале, в результате чего звучание становится сглаженным, “плоским”, теряет ”динамику”. Существенная потеря в звучании происходит еще и потому, что акустика широкополосных акустических систем не работает на звук электрогитары. Звук получается менее интересным, но зато более предсказуемым. Подключение электрогитары в линию позволяет согласовать её звучание со звучанием других инструментов, что используется при записи.

Другим преимуществом подключения электрогитары в линию является возможность её простой записи. В случае использования комбика требуется микрофон и заглушенное помещение. Поэтому в домашних условиях при записи используется подключение электрогитары в линию.

При подключении в линию можно использовать как аналоговые, так и цифровые устройства. В общем случае, аналоговый звук более динамичный, яркий и “живой”, поскольку оцифровка убирает часть информации из сигнала. При оцифровке приходится сильнее сжимать и выравнивать динамический диапазон сигнала, чтобы отдельные всплески не переполнили разрядную сетку аналого-цифрового преобразователя на входе цифрового устройства. В противном случае будут возникать очень неприятные на слух искажения. По указанным выше и другим причинам аналоговый перегруз плотнее цифрового, а при их одновременном звучании разница будет очень заметной. Возникает вопрос, а что лучше использовать при игре на электрогитаре в линию – гитарную аналоговую педаль эффекта или гитарный цифровой процессор?

Как мы отмечали ранее, широкополосный звуковоспроизводящий тракт сильно сглаживает сигнал, поэтому звучание через педаль эффекта в линию никогда не будет даже отдаленно напоминать яркое и характерное звучание электрогитары через комбик. Возможно, звучание через педаль эффекта в перегрузе будет более плотным, чем через гитарный процессор, но в домашних условиях процессор может показаться более интересным. Почему? Если на репетициях в музыкальной студии наводки, свист и прочее (что характерно для связки “не экранированная электрогитара + выкрученный до предела гейн”) в общем громыхании барабанов не так заметны, то в домашних условиях эти моменты будут заметны и весьма неприятны на слух. Можно, конечно, приобрести педаль шумоподавления, но потом захочется более продолжительного звучания – придется приобрести педаль сустейна, потом окажется, что нужна педаль эквалайзера, вариации слабого и жесткого перегруза и т.д. В результате получится доска педалей за 12-15 тыс. руб., тогда как вполне подходящий по звучанию в домашних условиях гитарный процессор, с уже заложенными в него перечисленными выше возможностями, можно приобрести за 3-5 тыс. руб.

Подключение электрогитары к компьютеру

Подключение электрогитары к компьютеру является частным случаем подключения в линию и может производиться: напрямую или через микшерный пульт к линейному входу звуковой карты компьютера.

Подключение электрогитары к компьютеру

Рис. 3. Подключение электрогитары к компьютеру.

Преимущество первого способа – низкая стоимость и простая коммутация.

Преимущество второго способа – удобство работы, функциональность, минимум коммутации, возможность выводить звук одновременно на запись и мониторы, возможность последовательной записи по трекам и др.

Поскольку подключение электрогитары к компьютеру используется при записи, то здесь можно подумать о создании домашней музыкальной студии. Кто-то может возразить, зачем мне студия, если мне нужно просто записать партию гитары? Под “домашней музыкальной студией” понимается не аппаратура за сотни тысяч рублей, а недорогой набор устройств, который поможет легко и быстро осуществить любую работу со звуком, начиная от записи партии электрогитары и заканчивая репетициями в сопровождении выводимых через звуковую карту партий других инструментов. Набор устройств в этом случае может быть таким: гитарная педаль или процессор эффектов, микшерный пульт, компьютер, аудио-карта, активные мониторы, наушники, микрофон и шнуры.

Если нет возможности приобрести данное оборудование, то для подключения электрогитары непосредственно к компьютеру необходимо использовать полупрофессиональные аудио-карты (от 3-4 тыс. руб.). Встроенные в материнскую плату или мультимедийные звуковые платы для записи и воспроизведения звука мало пригодны из-за их невысокого качества звучания, высокого уровня шумов и др.

Вывод

Cказать, что подключение электрогитары через комбик или в линию лучше, трудно, поскольку каждое подключение используется для решения разных задач, что наглядно показано в следующей таблице, в которой подключение в линию рассматривается с точки зрения бытового использования, а не при организации профессиональных концертов, когда могут использоваться оба способа.

Параметры

Подключение к комбику

Подключение в линию

Основная функция

Локальная (персональная) подзвучка для гитариста, выделение электрогитары в общем звуке

Запись, согласованное звучание с другими инструментами в общем звучании

Характер звучания

Яркое, плотное, характерное, “живое”, активное, хорошая атака

Мягкое, сглаженное, “плоское”, мягкая атака

Влияние акустики на звук

Сильное влияние: подчеркивание основных частот и гармоник, определение оттенка и нюансов в звучании

Слабое влияние, равномерное воспроизведение всех частотных составляющих в сигнале

Динамический диапазон

Очень большой

Большой

Источник звука

Моно

Стерео

Область применения

Концерты, студийная запись, репетиции с акустическими барабанами, домашние репетиции

Концерты, домашняя запись и репетиции (в сопровождении записанных партий других инструментов)

Подходящий вид обработки сигнала

Аналоговый

Аналоговый и цифровой

Что требуется дополнительно кроме электрогитары и шнуров

Гитарный комбик

Гитарная педаль или процессор эффектов, микшерный пульт, звукоусилительная система

Использование при игре под живой аккомпанемент

Подходит

Не подходит

Использование при игре под “цифровой” аккомпанемент

Не подходит

Подходит

Кроме указанных выше способов подключения электрогитары на выступлениях и концертах используется комбинированный способ – гитарный комбик используется как монитор для гитариста на сцене, а сигнал от комбика (через микрофон или шнур) поступает на микшерный пульт и в общем миксе выводится через основную звуковоспроизводящую систему в зал.

«...назад

Александр Страшко
admin@starport.ru
05.06.09

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика