Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Родителям«...назад вперед...»

Как заставить ребенка играть на музыкальном инструменте?

Перед тем как перейти к основному материалу я хочу объяснить, почему данный вопрос рассматривается применительно к игре на фортепиано - класс клавишно-струнных музыкальных инструментов, в которые входят пианино и рояль.

Фортепиано выбрано потому, что,  во-первых, это наиболее распространенный музыкальный инструмент, во-вторых, этот инструмент является достаточно трудным для освоения, а в-третьих – он, как и акустическая гитара, имеет аналог в электрическом виде – синтезатор. Последнее не имеет прямого отношения к рассматриваемому вопросу, но может иметь принципиальное значение в деле приобщения подростка к музыке. Обучение игре на фортепиано - это частный вопрос, а решение частного вопроса не всегда приводит к решению поставленной цели. Для чего необходимо ребенку учиться играть на музыкальном инструменте, для того, чтобы научиться играть на нем музыкальные произведения или для того, чтобы занятия музыкой в дальнейшем стали для него любимым занятием? Игра на любом музыкальном инструменте способна приобщить человека к музыке, но, есть музыкальные инструменты, которые позволяют это сделать  эффективнее. В эту группу музыкальных инструментов как раз и входит фортепиано.

В предлагаемом материале помимо частных вопросов рассматриваются и общие моменты, которые имеют отношение к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Поэтому он будет также интересен и тем родителям, чьи дети обучаются игре на других музыкальных инструментах.

Почему ребенок не хочет обучаться игре на фортепиано?

Обучение ребенка игре на фортепиано достаточно быстро может превратиться в настоящую проблему, как для детей, так и для родителей. Почему? Во-первых, обучение игре на пианино – непростое занятие, во-вторых, играть на фортепиано неинтересно, в-третьих, типовая программа обучения игре на фортепиано превращает эту деятельность в рутину, формальное, монотонное, неинтересное и даже бессмысленное занятие не только в глазах ребенка, в-четвертых, отношение к ребенку во время его обучения музыке происходит не всегда корректным со стороны преподавателей и родителей образом, в-пятых, это занятие не удовлетворяет потребности ребенка двигаться и общаться. Можно продолжать и дальше, но и этого вполне достаточно для того, чтобы ребенок стал отрицательно относиться к обучению игре на фортепиано. Справедливы ли эти моменты? Не слишком ли я сгущаю краски? Давайте коротко остановимся на каждом обозначенном моменте.

Обучение игре на фортепиано – непростое занятие. С эти можно поспорить, но 7-ми летнее (без учета времени на посещение подготовительных занятий) обучение в детской музыкальной школе (ДМШ) говорит о том, что это занятие не из простых. Проверить это просто - попробуйте разучить и сыграть двумя руками классическое фортепианное произведение.

Играть на фортепиано неинтересно. Существуют музыкальные инструменты, на которых играть намного интереснее, чем на фортепиано, например, на органе или на синтезаторе, не говоря уже об электрогитаре, ударной установке и др. Если это так, то учиться играть на фортепиано ещё неинтереснее.

Типовая программа обучения игре на фортепиано в ДМШ неинтересная. Что может вызвать интерес при игре на фортепиано? Сочинение музыки, импровизация и применение полученных умений в реальном мире. Под реальным миром я понимаю современное музыкальное окружение, в котором умение играть классическое фортепианное произведение - малоинтересная абстракция для многих подростков, а умение "бренчать на гитаре" - возможность обратить на себе внимание и получить заряд хорошего настроения от своей игры.

Некорректное отношение преподавателей и родителей к ребенку. Рукоприкладство, повышение голоса, оскорбление и др. приводят к тому, что ребенок старается найти способы этого избежать.

Занятие на фортепиано не реализует потребность ребенка в движении и общении. Занятие на фортепиано – это малоподвижное индивидуальное занятие.

Многие причины нежелания ребенка обучаться игре на фортепиано являются следствием того, что и в начале его музыкального пути, и на всём его протяжении взрослые не уделяли достаточного внимания ребенку и тому, как и в какой форме нужно было это обучение проводить. Что же делать? Можно ли уменьшить негативное отношение ребенка к занятиям на фортепиано? Можно, но для этого необходимо учесть особенности возрастных периодов человека, разобраться с его внутренним состоянием, которое он, возможно, будут пытаться скрыть, найти истинные, а не “очевидные” причины сложившейся ситуации. При этом необходимо рассмотреть и внешние факторы воздействия на человека -  среда и люди, которые его окружают, процессы и деятельность, к которым он имеет отношение.

Обучение игре на фортепиано, как правило, состоит из двух этапов: обучение на подготовительном отделении и обучение на основном отделении. На подготовительном отделении учатся дети 5-6 лет, а заканчивается обучение по классу “фортепиано” в возрасте 14 лет (если ребенок в 7 лет поступил в первый класс ДМШ). Человек в процессе обучения игре на фортепиано проходит через несколько возрастных периодов:

  • Дошкольный возраст (от 5 до 7 лет )
  • Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
  • Средний школьный возраст (от 11 до 14 лет)

Дошкольный возраст

Основной вид деятельности дошкольников - игра, поэтому различные развивающие занятия должны основываться на игре. В этом случае ребенок будет с удовольствием заниматься, поскольку основанное на игре занятие для него интересно и вызывает положительные эмоции. Если отделить занятие от игры и предложить его детям как отдельный вид деятельности, то такое занятие ими будет восприниматься отрицательно в силу специфики развития в этом возрасте:

  • Они не могут находиться в сосредоточенном состоянии длительное время
  • Имеют большую восприимчивость к окружающему миру и всему новому, проявляя любознательность
  • “Медленное” мышление, мышление в наглядных образах
  • Неустойчивое внимание и быстрое забывание того, что им недавно объяснялось
  • Подвижность
  • Подражание взрослым

Занятие, отделенное от игры, предполагает, что ребенок умеет учиться. Но в дошкольном возрасте он не обладает данным умением. Игры должны развивать его различные способности и умение учиться. Данное умение необходимо формировать в дошкольном возрасте. Иначе в начальной школе ребенок будет испытывать трудности с учёбой. Это в полной мере относится и к игре на фортепиано.

Обучение игре на фортепиано – непростое занятие, а если занятие непростое, то взрослые, исходя из своего опыта,  считаю, что для достижения в нём успеха необходимо серьезно к нему относиться и устранить “расслабляющий” игровой момент. Такая позиция приведет, скорее всего, к тому, что со временем у дошкольника выработается устойчивая неприязнь к игре на фортепиано, к классической музыке и вообще к занятиям музыкой. Не всегда это приводит к тому, что ребенок бросит заниматься музыкой. Есть большое количество примеров, когда дети с нелюбовью и даже ненавистью заканчивают обучение в ДМШ. Внешне это может и не иметь заметных проявлений, но где-то в глубине души ребенок уже решил, что он закончит ДМШ, чтобы больше никогда не заниматься музыкой. Есть ли смысл в таком обучении?

Один из положительных примеров приобщения ребенка к музыке - совместное обучение, когда родители занимаются музыкой и выполняют задания  вместе с ребенком, придумывая при этом различные интересные игровые моменты. При этом необходимо использовать различный наглядный материал,  включающий в себя не только красочные изображения, но и предметы. В качестве предметов можно использовать пластмассовые ноты на магнитах,  которые можно размещать на небольшой магнитной доске с нотным станом. Можно вместе с ребенком вырезать из бумаги различные музыкальные предметы и также установить на них самоклеющийся листовой магнит, в результате чего получится модель-аппликация на музыкальную тему. Также можно использовать и лепку из пластилина. Нарисованные предметы воспринимается дошкольником абстрактно. Если же дать ребенку возможность ”пощупать” ноту, паузу и другой относящийся к музыке материал, то ему будет проще его понять. Нарисовать ноту или взять её и прикрепить к магнитной доске – это далеко не одно и то же. Действие с предметом развивает понимание. Что можно делать с нарисованными нотами? Только смотреть на них и сочинять о них истории. Что можно делать с нотами в виде предметов? Совершать действия. Звук также воспринимается ребенком абстрактно, потому что его нельзя увидеть и потрогать. Развить представление о звуке помогает связь его с объектами, о которых ребенок имеет представление. Например, медведь ходит тяжело и рычит, что можно изобразить с помощью низко звучащих звуков с большими паузами между ними. Зайчик маленький, легкий и бегает быстро, что можно изобразить с помощью быстро меняющихся высоких звуков. Связь звуков с изображением, рассказом и действием позволят ребенку “увидеть” музыку и то, как она взаимосвязана с окружающим миром. Любой музыкальный термин необходимо пояснять на понятных для ребенка примерах. Обязательно нужно показать ребенку то, как образуется звук при игре на фортепиано. Для этого нужно открыть верхнюю панель фортепиано и показать то, как нажатия на клавиши приводят к появлению звуков. Ребенок нажимает на клавиши, молоточки приходят в движение и бьют по струнам - возникает звук! Вот какой интересный и необычный музыкальный инструмент фортепиано!

Используя различные умения ребенка, которые вызывают у него хорошее настроение, например, рисование, в ходе музыкального занятия будет способствовать тому, что он будет воспринимать последнее в виде интересной игры. Более того, совместное использование различных умений ребенка позволит ещё больше их развить. Также необходимо посещать с ним детские театральные спектакли, музыкальные представления и выставки, что позволит расширить его кругозор.

Большое значение имеет то, как ребенок воспринимает информацию и выполняет задания. Одни дети способны быстро воспринимать информацию и задания, другие медленно. Кто-то выполняет задание быстро, но поверхностно, а кто-то медленно, но качественно. Индивидуальные подход как раз и заключается в том, чтобы учесть эти особенности. Индивидуальный подход особенно важно обеспечить в групповых занятиях – сольфеджио, ритмика, хор, поскольку скорость и восприятие у разных детей различна. Если ребенок “не успевает понять или сообразить”, то это не всегда говорит о том, что он слабо развит. Просто у данного ребенка иная природа мышления, что необходимо учитывать при проведении занятий в ДМШ и дома.

Развитие человека сопровождается стабильными и кризисными периодами жизни. Один из таких кризисных периодов приходится на семилетний возраст, как раз тогда, когда ребенок поступает в первый класс общеобразовательной и одновременно детской музыкальной школы. И задача родителей в этот период заключается не в том, чтобы заставить ребенка усердно заниматься, усиливая тем самым перегрузки, которым и без этого подвержен ребенок, а в том, чтобы помочь ему преодолеть этот период.

Младший школьный возраст

Изначально каждый ребенок хочет учиться в школе хорошо, поскольку его природа требует развития. Хорошие оценки – это один из сильнейших мотивов для успешного обучения младшего школьника. Но среда его обучения в общеобразовательной школе и ДМШ различна. В общеобразовательной школе обучение происходит в группе, тогда как занятия на фортепиано – индивидуальные занятия. При обучении в группе есть возможность общаться с другими детьми (на переменах) и сравнивать свои успехи с успехами других детей -  это также сильный мотив для успешного обучения, который отсутствует при индивидуальных занятиях. Если ребенок привык к общению, то любое индивидуальное занятие не вызывает у него положительного отношения. Индивидуальные занятия воспринимаются им как неинтересные и скучные. Компенсировать такое отношение ребенка к индивидуальным занятиям в ДМШ можно, если познакомиться с родителями других детей и после занятий устраивать небольшие прогулки, когда дети могут пообщаться друг с другом. После занятия нужно придумать для ребенка какой-то положительный момент, например, поговорить с ним, погулять на детской площадке, покататься на качелях, предложить ему заняться любимым занятием. Неправильно поступают те родители, которые после занятия ДМШ спешат домой, говоря, что у них нет времени или ребенку нужно еще делать домашние уроки. В этом случае получится ситуация, когда одно неинтересное занятие (игра на фортепиано) сменяется другим неинтересным занятием (выполнение домашних заданий), что очень быстро закрепляется в сознании школьника. Последовательность неинтересных занятий никогда не вызовет у школьника положительных эмоций. Необходимо чередовать занятия. Каждый день у школьника должно быть как минимум 2-3 интересных и вызывающих хорошее настроение занятий. Смена занятий – один из факторов, способных улучшить отношение школьника к учебе.

Дети – это энергия и движение. Если посмотреть на образовательный процесс в типовой общеобразовательной школе, где обучение проводится по типовой программе, то становится понятно, что природа ребенка и школа - понятия несовместимые, потому что находиться в неподвижном состоянии столько часов, сколько нагрузили на них ученые мужи дано далеко не каждому ребенку. Поэтому они подсознательно ищут занятия, которые могут компенсировать данную ситуацию – бегают на переменах, возятся на уроках – энергию-то куда-то нужно девать. Игра на фортепиано – это также статичное занятие, поэтому оно не может никаким образом реализовать потребность школьника двигаться. Реализовать данную потребность помогают занятия спортом и активный отдых, которые обязательно должны присутствовать в ежедневных занятиях школьника. Самый простой вариант – игры детей во дворе. Но, к сожалению, на месте многих детских площадок стоят дома, машины и разбиты клумбы, да и дышать пылью и воздухом города не хочется. Значит, нужно приложить усилия к тому, чтобы придумать для школьника активные занятия и найти для них место.

Ещё один мотив к занятиям – интерес родителей. Если родители не проявляют интерес к занятиям ребенка на фортепиано, то у него возникает вопрос, а зачем я должен этим заниматься, если это никого не интересует, да и мне не доставляет радости? Данный интерес следует проявлять посредством разговора, в ходе которого нужно ненавязчиво поговорить и о музыкальном занятии. Это поможет оперативно выявить различные отрицательные моменты в обучении, которые волнуют ребенка.

Я не проводил исследования на предмет того, в каком возрасте наиболее часто дети бросают занятия музыкой, но и без данного исследования можно понять, что детям достаточно трудно учиться в 1 классе, поскольку помимо всего прочего это обучение приходится на кризисный для человека период в развитии - 7 лет. Кризис может выражаться в отрицании ребенком прежнего порядка, в нежелании принимать резкие перемены в своей жизни (заниматься, вместо того чтобы играть, как это было в дошкольный период), в усилении любых отрицательных моментов. В этот период даже незначительная обида, нанесенная школьнику, может привести к серьезным последствиям. Например, преподаватель надавил на палец ученика, чтобы тот “прочувствовал, как следует нажать на клавишу “для получения  звука”, или хлопнул его по спине, чтобы тот сидел прямо за инструментом, или ударил по руке, если ученик неправильно что-то сыграл, или повысил голос, крикнул, оскорбил. В общеобразовательной школе данные моменты усредняются за счет обучения в группе (не я один такой), так и за счет разнообразия предметов (в одном предмете не получается проявить себя, зато получается в другом). А при персональных занятиях в ДМШ данные негативные моменты направлены непосредственно на того или иного учащегося.

Иногда родители считают, что, поскольку в ДМШ работают профессиональные педагоги, то достаточно лишь сопровождать ребенка в ДМШ и обратно. Нет, этого недостаточно. Ребенок в состоянии проявить некоторую самостоятельность, но поддержка родителей и оценка родителями его успехов ему необходима. В младшем школьном возрасте происходит переосмысление собственного “Я”, которое постепенно начинает развиваться в “социальное Я”, связанное с нахождением человека в коллективе с одноклассниками, друзьями и взрослыми. В это время у школьника формируется свой внутренний мир, который может быть скрыт от родителей, как и болезненные переживания, связанные с негативными моментами в обучении. Родители должны не только обозначить своё формальное присутствие в ДМШ на открытых занятиях, праздниках и выступлениях своего ребенка, но и разговаривать с ним, интересоваться его занятиями и поощрять его успехи. Младший школьник доверяет родителям и необходимо поддержать это доверие, чтобы он не остался один на один со своими проблемами и обидами.

Помимо занятий на фортепиано школьник изучает сольфеджио и ходит на хор. Непонимание и низкие оценки по сольфеджио могут легко привести к тому, что ребенок станет отрицательно относиться к занятиям музыке вообще. Нелюбовь к какому-то одному предмету может отобразиться к нелюбви к тому, где этот предмет изучается, например, ко всей музыкальной школе. Трудности с выполнением домашних заданий также формируют негативное отношение к предмету изучения. Но следует не решать задачи за школьника, а помочь ему научиться преодолевать трудности при их решении. Человеку нравится делать то, что у него хорошо получается. Но для этого нужно научить его этому. Если ребенок заявляет, что он не хочет играть на фортепиано, то нужно не заставлять его сесть за инструмент, а вместе с ним выяснить причину, чтобы на основании её принять устраивающее обе стороны решение. Например, нередки ситуации, когда разучивание всего фортепианного произведения вызывает сложности. В этом случае необходимо уменьшить объем разучиваемого материала, например, сегодня нужно разучить только партию правой руки. Ребенок видит, что исходное (бесконечно неинтересное в его понимании) задание превратилось в конечную задачу, которую он вполне может решить, и в конце которой он сможет заняться своим любимым занятием. Его настроение улучшится, и он спокойно продолжит занятие.

Если ребенок уже в первом классе выражает устойчивое и сильное нежелание играть на фортепиано, то это может говорить не только о кризисе 7 лет, но и о серьезных ошибках, допущенных в методике преподавания. Достаточно один раз что-то грубо сказать ученику или ударить его по рукам, чтобы он возненавидел и преподавателя, и фортепиано, и музыкальную школу. Родители не могут присутствовать на каждом музыкальном занятии. В этом случае опять поможет разговор c ребенком.

Переосмысление школьником процесса обучения происходит в момент окончания начальной школы и до того момента он, в общем, готов терпеть учёбу. Период переосмысления занятия музыкой приходятся на обучение в 4-м классе ДМШ, когда пройдена половина пути. Возникает неопределенность: затрачено много времени и есть какие-то навыки игры на фортепиано, но непонятно, а как их применить на практике. Если в этот момент школьник не увидит практического применения своим умениям, то у него возникнет справедливый вопрос, а зачем оно ему нужно и стоит ли продолжать обучение?

Средний школьный возраст

Нагрузки по учебе возрастают, сложность фортепианных произведений увеличивается, приходится больше времени тратить на выполнение нелюбимых занятий. К этому времени у подростка уже сформирован определенный круг общения, и он уже в состоянии оценить образ жизни других детей. Занятия музыкой всё чаще и чаще накладываются по времени на другие, более интересные с его точки зрения занятия. Да и сфера развлечений не стоит на месте, предлагая детям тонны различных компьютерных игр с захватывающими сюжетами, не говоря уже о телевидении и Интернете, в котором можно “жить”. Если к этому моменту школьнику не помогли выбрать и закрепить в его сознании полезные для него занятия, то просиживание за компьютером легко может стать единственным “интересным” занятием в школьные, и не только, годы. Отдохнуть, расслабиться, забыть об учебе – всё это решается очень просто и быстро с помощью компьютера. В среднем школьном возрасте подросток начинает сравнивать и анализировать то окружение, в котором он находится. Если он видит, как его друзья после школы ничем не занимаются и весь день проводят за компьютером и телевизором, то у него возникает вопрос, а что мне мешает жить также, зачем мне заниматься музыкой и играть на фортепиано, что это мне даёт, в чём интерес? Все дети после школы делают уроки и отдыхают, а мне нужно ещё и музыкой заниматься? Если к этому времени подросток не приобрел качества личности, благодаря которым он способен давать оценку и своим действиям, и действиям других людей, то он будет идти на поводу у массы ничем не занимающихся и обленившихся, не без помощи взрослых, подростков.

В 4 классе ДМШ подросток задаёт вопрос, а что мне делать и как на практике применить имеющиеся знания и навыки. И вместо того, чтобы показать подростку то, как на практике можно использовать его знания и навыки, ему говорят, что надо учиться ещё. Хорошо, поступил в 5 класс - нужно учиться ещё, перешёл в 6 класс – нужно учиться ещё. Возникает вопрос, нужно учиться для того, чтобы учиться? Получается, да. Учащийся учится в 6-7 классах в ДМШ и теоретически вроде бы что-то и знает, но на практике эти знания он не может применить, поскольку его, в основном, учили играть только упражнения и классические фортепианные произведения. Откуда в этом случае у подростка появится интерес к занятиям музыкой и игре на фортепиано?

В 11-12 лет подросток продолжает развиваться как физически, так и умственно. Он более осмысленно начинает сравнивать свои достижения с достижениями других детей. Если он видит в чем-то своё превосходство, то это вызывает у него положительные эмоции, что можно использовать для повышения интереса к игре на фортепиано. Например, можно регулярно приглашать его друзей в гости и устраивать небольшие соревнования и конкурсы, которые будут включать игру на фортепиано. Среди нескольких друзей, умеющих играть разве что “собачий вальс”, обязательно найдутся дети, которые оценят умение подростка играть на фортепиано двумя руками. Еще больший интерес можно вызвать к занятиям, если организовать совместный с другими детьми детский музыкальный ансамбль. Можно попросить подростка показать своему другу то, как играется простая песня, которую они смогут сыграть в две руки. Выступления на публике – это с одной стороны стресс для учащегося, но с другой стороны это дело, которое способствует демонстрации его умений на практике. Если подросток увидит и поймет, что занятия на фортепиано имеют практический смысл, то он более спокойно будет относиться к нему. Практическую пользу от умения играть на фортепиано можно наглядно продемонстрировать и с помощью компьютера.

На первый взгляд кажется, что между компьютером и игрой на фортепиано нет ничего общего. Это не так, поскольку при совмещении компьютера и музыки получается весьма интересное занятие – создание компьютерной музыки, что для многих позже становится одним из любимых занятий. Для этого необходимо приобрести либо midi-клавиатуру, либо недорогой, но подходящий для занятия синтезатор с автоаккомпанементом. Некоторые родители считают, что ребенок должен играть исключительно на фортепиано с его прекрасным акустическим звучанием, а синтезаторы и прочие электроинструменты способны только нанести ущерб музыкальной культуре их ребенка. Возможно, позже мы поговорим и об этом, но нельзя отрицать того факта, что компьютерная музыка и игра на синтезаторе вызывает у многих подростков такое чувство восторга, которое они не испытали ни разу при игре на фортепиано за 7 и более лет. Во многих случаях синтезатор – это второй и последний шанс для подростка полюбить занятия музыкой, особенно в том случае, если он проявляет творческие способности. Проверить это утверждение достаточно просто. Попросите подростка сыграть на синтезаторе классическое фортепианное произведение, выбрав в качестве голоса тембр органа. Уже интересно. Если же помочь подростку осознать то, что благодаря игре на фортепиано он теперь может осваивать игру на синтезаторе, играть свои любимые мелодии и даже сочинять музыку, то здесь может случиться маленькое чудо – подросток, которого едва можно было заставить заниматься игрой на фортепиано, будет часами заниматься игрой на синтезаторе. Покупка синтезатора является важнейшим стратегическим ходом, особенно в том случае, если он приобретается мальчику. Конечно, существует вероятность того, что компьютерная музыка и синтезатор окончательно отобьют желание подростка играть на фортепиано классические произведения, но, если при этом подросток готов спокойно доучиться в ДМШ, то в этом нет ничего страшного. Покупка синтезатора способна вызвать у подростка первоначальный интерес. Если через какое-то время он увидит, что его усилия научиться играть на нем не приводят к желаемым результатам, то он бросит и это занятие. Нужно подумать не только над тем, какой синтезатор приобрести для подростка, но помочь ребенку приобрести начальный навык практической игры на синтезаторе, развить его навык сочинения музыки и импровизации. После приобретения начального навыка подросток почувствует интерес к игре на синтезаторе и будет готов уже самостоятельно осваивать игру на нём. Как можно помочь ребенку приобрести начальный навык игры на синтезаторе? Помочь ему найти ноты и хорошие записи любимых произведений, оказать помощь в организации с другими детьми вокально-инструментального ансамбля на базе школы или дома, можно подумать об организации домашней музыкальной студии, чтобы подросток мог делать записи своих сочинений, можно обратиться за помощью к преподавателям по классу "клавишные" в коммерческой студии.

Повышаем интерес к игре на фортепиано

Для повышения интереса ребенка к игре на фортепиано нужно выбирать методы, которые позволяют решить основные для данного периода развития человека задачи:

  • Дошкольный возраст – вызвать интерес к игре на фортепиано
  • Младший школьный возраст – поддержать интерес к игре на фортепиано
  • Средний школьный возраст – показать практическое применение умений играть на фортепиано

Если задачи не соответствуют возрастному развитию ребенка, то это с большой вероятностью приведет к отрицательным результатам. Например, в дошкольном возрасте или младшем школьном возрасте уже хочется получить результат – ребенок будет перегружен занятиями и постарается бросить занятия музыкой. Если в среднем школьном возрасте решать вопрос поддержки интереса к игре на фортепиано, то ребенок скажет, что он уже долго учится игре на фортепиано и больше учиться не хочет. Чем меньше по возрасту человек, тем быстрее ему нужно увидеть положительный результат. Помогите ему увидеть этот положительный результат своего труда.

Играем и учимся вместе. Совместные занятия родителей и детей в игре на фортепиано крайне важны, поскольку, во-первых, это положительный пример и помощь, а дети учатся на примерах и рассчитывают на помощь, а во-вторых – это возможность провести занятие в виде игры, а дети любят играть с родителями. Если мама смотрит сериал, а папа читает газету или возится с машиной в гараже, то ребенок начинает понимать, что есть много чего интересного кроме игры на фортепиано. А почему тогда он должен играть на фортепиано, а не смотреть мультфильмы или играть с другими детьми, например? Если взрослые не обращают внимания на его занятия, значит оно не так важно и необходимо, как ему об этом постоянно говорят.

Можно, например, по очереди играть на фортепиано детские песни, можно вместе петь детские песни, можно посадить мягкую игрушку рядом и сказать, что медвежонок хочет послушать песенку или он хочет сыграть её, но не знает как. Нужно чередовать разучивание песенки с отдыхом, в процессе которого можно, например, попросить ребенка сыграть импровизацию на какую-нибудь тему. Если в нотах вместе с разучиваемой песней показано изображение, то можно в перерывах между разучиванием песенки уделить внимание рассказу о том, что на ней изображено. В 5-6 лет детям необходимо всё показывать и объяснять с использованием наглядных для него примеров.

Когда ребенок игрой на фортепиано вместе с мамой, то это вызывает у него радость. Если же оставить ребенка один на один с фортепиано и нотами, то эффект будет обратный – 30 минут тишины или рева до тех пор, пока ему не помогут или не позволят сегодня не заниматься. Дело даже не в том, чтобы помочь ребенку разучить песню, а в том, чтобы уделить ему внимание. Некоторые дети прекрасно знают, что нужно делать, но не будут этого делать, пока им не уделят внимания. Ребёнок познает мир и хочет, чтобы его успехи в этом деле оценивались родителями. При этом он требует, чтобы внимание было уделено только ему. Он готов заниматься даже неинтересным занятием, но вместе, потому что так, по крайней мере, веселее, а одному – скучно. Поэтому лучше уделить 15-20 минут на то, чтобы вместе с ребенком интересно и эффективно провести занятие.

Интерес к успехам ребенка. Дети не в состоянии оценить, какова на самом деле польза от того, что они делают, но быстро замечают то, как к их делам относятся взрослые. Если взрослые хвалят ребенка, и хвалят по делу, то он понимает, что он сделал что-то стоящее. Он выучил простую детскую песенку? Это тоже труд. Он её ещё и спел – отлично!

Личный пример. Ребенок старается подражать взрослым. Если родители редко играют на фортепиано, то это никак не способствует желанию играть на нём и ребенка. Если родители постоянно смотрят телевизор, то будьте уверены, что в скором времени и ребенок будет большую часть времени проводить за телевизором или компьютером.

Подходящее окружение. Если ребенок находится в кругу детей, которые также занимаются музыкой, то он спокойнее относится к занятиям по сравнению с тем случаем, когда он общается с детьми, которые кроме обучения в школе ничем больше не занимаются. Поэтому желательно, чтобы среди друзей ребенка были дети, которые также занимаются игрой на музыкальных инструментах, что можно использовать для организации домашних концертов с их участием.

Соревнование. Можно попробовать заинтересовать ребенка, используя небольшое соревнование, например, кто быстрее разучит эту песню, мама или сын? А в конце вручить призы, например, шоколадную медаль. Можно попытаться использовать другой прием. Кто-то из родителей садится за инструмент и начинает медленно разучивать произведение, постоянно спрашивая у ребенка, а как сыграть это или то. Многим детям важно показать родителям свои умения, поэтому они могут принять игру и подойти к инструменту.

Свобода в творчестве. Если игра на фортепиано замыкается только на разучивание и исполнение произведений по программе, то ребенок начинает воспринимать фортепиано как некоторый враждебный предмет, на котором его заставляют играть. Фортепиано – это не детская игрушка, но нужно постараться позиционировать его таким образом, чтобы ребенок воспринимал его как предмет в игре. Если ребенок подходит к фортепиано не только тогда, когда наступает время заниматься, то это уже очень неплохо. Для этого можно, например, взять какую-нибудь сказку и попытаться вместе с ребенком сделать музыкальную сказку - интерпретировать текст в звуках. Сказки детям нравятся. Соответственно и предметы, с помощью которые получается сказка, детям также нравятся.

Ролевая игра. Этот подход можно использовать в младшем школьном возрасте, когда ребенок уже умеет играть в различные игры. При этом нужно учитывать пол ребенка и его увлечения. Мальчики склонны придумывать что-то новое, а девочки – копировать. Мальчикам нравятся игры с техникой (как устроено, как движется и др.), а девочкам – гуманитарные игры (играть во врачей, учителей и др.). Мальчика можно озадачить сочинением музыки для изображения работы различных механизмов и роботов. Можно предложить ему записать эти звуки на магнитофон. Предложите девочке роль учителя музыки, который объясняет и показывает кукле или мягкой игрушке то, как нажимаются клавиши на фортепиано, как нужно играть детскую песенку, как при этом нужно петь. Дайте девочке дневник, в который она может ставить игрушкам оценки.

График занятий. Домашнее занятие отличается от занятия в ДМШ тем, что оно проходит в комфортных домашних условиях и не имеет определенной продолжительности по времени. Но составить график занятий необходимо, чтобы вы и ребенок могли согласовать музыкальное занятие с другими делами. Продолжительность занятия само по себе не является гарантом его эффективности. Можно прозаниматься 2 часа, но не сделать даже половины того, что можно сделать за 30 минут эффективного занятия. Поэтому нужно увеличивать не время музыкального занятия, а повышать его эффективность. Тогда будет меньше конфликтов по поводу того, что музыкальное занятие накладывается по времени с более интересными для подростка занятиями. Пока ребенок маленький, то можно без особого труда осуществлять такое согласование. В младшем и среднем школьном возрасте у подростка появляются интересы и вне дома, например, пойти поиграть с друзьями на улицу, пойти в гости, позаниматься в спортивной секции и др., которые занимают достаточно продолжительное время. С одной стороны график домашних занятий ограничивает свободу ребенка, а с другой стороны даёт ему возможность наглядно увидеть, что есть время для разных занятий и игры.

Практическое применение навыков. Ценность любого обучения заключается в возможности применить на практике полученные знания и навыки. Дети любят получать и дарить подарки. Можно подсказать ребенку, что исполнение детской песенки на фортепиано – это очень хороший и интересный для взрослых подарок.

Если ребенок отрицательно относится к тому, чтобы исполнять на домашних праздниках произведения по программе, то нужно предложить ему сочинить своё произведение. Если ребенок (а чаще подросток) не хочет выступать с игрой на фортепиано, то это может говорить о том, что он стесняется или не хочет играть в присутствии других людей. Музыка является частью внутреннего мира человека, который он не всегда и не всем хочет показывать. Понимание этого позволит избежать многих недоразумений, конфликтов и обид.

Радость в процессе и в конце занятия. Определенную пользу может принести такой подход: занятие разбивается на две части. Основное время ребенок вместе с родителем разучивает заданное произведение. Потом делается небольшая пауза, в течение которой можно просто поговорить с ребенком о чем-то, а после паузы дать ребенку возможность играть на фортепиано то, что ему нравится и так, как он хочет играть (естественно, не кулаками по клавишам). Ребенку не нравится играть на фортепиано произведение по программе и настроение у него от этого не очень хорошее. Если постоянно заканчивать занятия в таком настроении, то со временем этот момент превратится в устойчивую неприязнь к игре на фортепиано, поскольку радости-то нет никакой. Важно в конце занятия на фортепиано разрешить ребенку заняться его любимым делом. Тогда он будет воспринимать занятия на фортепиано не как бесконечные мучения, а как некоторое ограниченное по времени занятие, после успешного завершения которого он может отдохнуть и выбрать интересующее его занятие.

Родителям«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
30.08.10

© 2006-2023 Мы и Музыка