Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Учащимся«...назад вперед...»

Можно ли создать школьную музыкальную группу, имея в активе только одно это желание, что для этого потребуется и когда реально с чем-то выступить?

Обычно идея создать школьную музыкальную группу возникает не на пустом месте, а с учётом имеющихся предпосылок — что-то уже умеешь сам играть на гитаре, кто-то из знакомых или одноклассников что-то умеет или тоже хотел бы освоить гитару, в школе есть какой-то зал с какой-то аппаратурой, проводятся какие-то концерты, музыкальные выступления и т.д.

Но давайте, ряди интереса, возьмём экстремальный случай, когда есть школьник, который ничего не умеет, ничего и никого не знает, но хочет создать в школе музыкальную группу.

Для минимально возможной группы из 2-х человек нужен ещё один, которого надо найти. Даже если в школе скажут, что нам не нужны никакие музыкальные группы, то наличие второго человека позволит вдвоём начать заниматься музыкой за рамками школы — во дворе, друг у друга дома, на недорогой репетиционной базе. Но тогда получается, что группа будет вне школы, что противоречит исходному условию нашей статьи. Да, но в отличии от задач из учебников, в жизни мы можем менять исходные условия. Невозможность сейчас создать группу не означает то, что невозможно самому начать заниматься музыкой и осваивать игру на гитаре. Для этого приобретаем акустическую гитару как наиболее практичный инструмент:

  1. Стоит относительно недорого
  2. Тоньше гриф, металлические струны (у классической широкий гриф и нейлоновые струны)
  3. Не требуется электричество и дополнительные принадлежности
  4. Легко носить с собой
  5. Позволяет перейти позже на электро- и бас-гитару
  6. Является аккомпанирующим и солирующим инструментом

А другие?

Для электрогитары/бас-гитары/синтезатора нужно электричество и дополнительное оборудование, бас-гитара — специфичный инструмент, ударную установку дома могут поставить единицы, а синтезатор сложнее освоить до какого-то более или менее приемлемого результата.

Купили акустическую гитару, начали заниматься, первый шаг к созданию музыкальной группы или участия в группе сделан.

Поиск единомышленника можно начать в классе, среди друзей и знакомых. Искать нужно человека, который занимается в старших классах музыкальной школы, а лучше — её окончил. Как бы мы не относились к музыкальной школе, но разница между её выпускником и самоучкой при прочих равных условиях будет весьма заметна.

Если никого в ближайшем окружении нет, то проводим поиск шире - в школе, в объединении школ, обсудив с администрацией возможность напечатать и развесить объявления. Можно обратиться за помощью к классному руководителю, учителю музыки, руководителю дополнительного образования, присмотреться к тем, кто выступает на школьных мероприятиях.

Среди исходных условий большое значение играет возраст. Например, на ударной установке можно начать барабанить и в 12 лет, но, при прочих равных условиях в 16 лет этот процесс пойдёт ощутимо быстрее, как и игра на гитаре, потому что в 16 лучше физическое развитие, имеется больше сопутствующих навыков и знаний, лучше понимание того, что интересно, что и для чего нужно делать.

Если никого среди сверстников нет, то стоит ли искать людей постарше? Тут возможны нюансы. Интересы у людей разного возраста разные и с «младшими» не каждый захочет создавать проект. Но бывают исключения.

В типовой музыкальной группе есть такие вакансии:

  • вокал
  • гитара
  • клавишные
  • бас
  • ударные

Имеет ли значение то, какие позиции закрывать в первую очередь? Да, и принципиальное.

Для образования минимальной вокально-инструментальной группы необходим вокал и инструмент для аккомпанирования — гитара или клавишные. Если нашелся поющий гитарист или клавишник, то это вообще отлично, поскольку сразу закрывается две позиции. (но в случае его ухода и проблем будет больше — придётся искать замену на эти две позиции). Если же нашелся человек 3-в-1 — играет на гитаре, поёт и сам сочиняет песни, то это вообще редкая удача. Такой творческий человек может выступить и как руководитель коллектива, вокруг которого соберутся все остальные.

Почему так важен вокалист и гитарист? Потому что их подготовка с нуля потребует на порядки больше времени и сил, чем подготовка барабанщика и бас-гитариста.

По своему опыту скажу, что быстрее всего практический результат можно получить от барабанщика. Если у человека хотя бы как-то развито чувство ритма и моторика (например, он занимается танцами, спортом), то уже через 1-2 часа он сможет хотя бы как-то выдать простой ритм.

Вы, наверно, видели объявления, в которых пишут о том, что уже через 1 час человек, никогда не занимавшийся музыкой, сможет что-то изобразить на музыкальном инструменте? Такие объявления кажутся пустой рекламой. Как за 1 час человек сможет что-то изобразить, если в детской музыкальной школе на фортепиано учатся играть 7 лет, а на гитаре - 5?!

Не знаю, что через 1 час можно изобразить на синтезаторе (такого опыта не было), но касательно ударной установки это реально. Без сбивок, с кастрюльным звуком, с зажатыми мышцами и ошибками, но что-то простое для песни Цоя настучать он сможет.

А получится ли так же с нуля включить в работу бас-гитариста? Это сложнее, но через пару часов четвертями одним пальцем равномерный ритм для 3-4 аккордов, думается, он также сможет выдать.

Сможет ли человек, никогда не игравший на гитаре, через 2 часа выдать квадрат из 3-х аккордов боем? Нет. А что через 2 часа сможет спеть человек, который последний раз пытался петь на утреннике в детском саду?

Вокал и гитара — это ключевые позиции. Если нет вокала, то остаётся играть инструментальную музыку. Если нет гитариста, то тут уже ничего не сыграть.

Если говорить о вокале, то это, пожалуй, самая сложная позиция и стоит приложить усилие для поиска человека с хорошей подготовкой. Если музыканты играют мимо нот, то в общем шуме это будет не так заметно, как фальшивый вокал, особенно на записях. От вокалиста также зависит вектор развития группы. Можно, конечно, песни для мужского вокала исполнять женским и наоборот, но в 99% это будет звучать странно мягко выражаясь. От вокалиста также зависит репертуар группы. Поначалу хочется играть всё, и это, и то, а после первой репетиции понимаешь, что предел мечтаний — песня из 3-х аккордов с вокалом в пределах одной октавы.

А если нет гитариста, но есть клавишник? Тут всё будет зависеть от того, какими навыками обладает клавишник. Если у него за плечами музыкальная школа или самообразование уровня ”могу играть двумя руками”, то аккомпанемент сыграть сможет. Но, признаться, за свою практику я не встречал в школе клавишника, который был лидером группы. В подавляющем большинстве лидером групп были гитаристы.

Предположим, для группы нашлось 3-4 человека. Что дальше? А дальше возникает вопрос, у всех ли есть инструменты для занятий дома? И тут выясняется, что инструмент есть только у гитариста. Барабанщик может приобрести тренировочный пэд, а вот с бас-гитаристом может возникнуть проблема.

Если немного подумать, то покупка бас-гитары и басового комбика домой — это самая непрактичное приобретение. Если не сложится с группой, то что с этим делать? Гитарист и клавишник могут дома заниматься — это я представляю. Барабанщик может забросить палочки и пэд на шкаф, но они и стоят на порядок дешевле баса и комбика. Бас-гитарист будет заниматься дома на бас-гитаре только в том случае, если ему действительно нравится играть на бас-гитаре.

Мне, например, нравится играть на бас-гитаре и в группах я играл на бас-гитаре. Но угадайте, как часто она берётся дома в руки? Когда учился играть на ней или записывал песни, то часто, а сейчас в чехле стоит. Песни пою под гитару, пианино или синтезатор, а инструментал играю на пианино или синтезаторе. Как ни крути, а гитара и синтезатор — это наиболее практичные для индивидуальных занятий инструменты.

Допустим, у каждого есть свой инструмент или оборудование для занятий дома. Где репетировать вместе? Можно прийти в школьный класс или в зал со своими гитарами и пэдом, но что джелать с ударной установкой, пусть даже электронной? Её не только надо приобрести, но и ещё где-то поставить стационарно. А в школе, например, свободного помещения вообще нет (подвал и чердак не рассматриваем).

Если рядом есть репетиционная база, то это сразу снимает много вопросов. Это платный вариант, но зато получаешь готовое помещение для репетиций со всеми необходимыми инструментами и оборудованием (за дополнительную плату). Плюс есть надежда на то, что, выкладывая за каждую репетицию деньги из кармана родителей или своего кармана из заработка на каникулах, участники группы будут ответственнее к ней подходить и заниматься дома.

Ещё один важный момент — руководитель группы. Представим ситуацию, приходят 4 человека на репбазу. Вокалист поёт, гитарист накрутил перегруза и «жжет» свою тему, а кто угасит пыл гитаристу, покажет басисту ходики и барабанщику ритм? Теоретически, играющий гитарист может что-то показать басисту или сказать, есть интернет — смотрите разбор. Но практика показывает, что чаще происходит так: не показали как стучать по барабанам - нет партии барабанов, не показали несколько раз партию баса — нет партии баса. Эффективно и самостоятельно обучаться может далеко не каждый. У нас в студии были случаи, когда и через 2 года люди играли непринципиально лучше первого занятия. Музыкальный коллектив из начинающих музыкантов без руководителя — это как лодка без вёсел.

Через какое время группа с как-то поющим вокалистом, как-то играющим гитаристом и начинающими басистом с барабанщиком могут что-то выдать?

Признаться, мы рекордов в школе не ставили, но, если занятия начинались в октябре, то к новому году 1-2 песни из 4-5 аккордов выдать получалось под руководством наставника и занятиями 2-4 часа в неделю.

Постановка задачи и сроков - ещё один важный момент. Если нужно через три месяца выступит в школе, то хочешь - не хочешь, а заниматься придётся. Если задач и сроков нет, то репетиции сразу превратятся в приятное времяпрепровождение и демонстрации того, а вот как я ещё умею «пилить на электрогитаре».

Учащимся«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
13.12.23

© 2006-2024 Мы и Музыка