Сколько времени вы затратили на изучение игры пентатоники в одной позиции на грифе? Много? Теперь посмотрим, сколько времени нужно для изучения её игры на синтезаторе.
Сядьте за синтезатор, включите его и нажимайте пальцами правой руки только чёрные клавиши. Можно подряд, можно через одну или как угодно. Слышите китайские мотивы? Вот это оно и есть. Чёрных клавиш пять и благодаря устройству звукоряда они образуют наиболее часто встречающуюся в эстрадной музыке бесполутоновую пентатонику.
Как сыграть пентатонику от других клавиш? Также, как вы играете её на грифе — смещая позицию (к нужному ладу). На грифе смещение пальцев происходит параллельным образом вдоль прямой, а на клавиатуре смещения зигзагообразные. Чёрные клавиши короче и выше белых. Из-за этого во многих случаях к параллельному переносу пальцев будет добавляться ещё и диагональное смещение.
Если на грифе происходит смещение на один лад назад/вперёд, то на клавиатуре такое смещение происходит на одну клавишу влево/вправо.
Как понять, какая клавиша находится рядом? Мысленно удлините чёрные клавиши так, чтобы они были одинаковой длины с белыми. Только в двух случаях в октаве соседние клавиши будут одинакового цвета. В остальных случаях соседние клавиши разных цветов.
Поставьте все пальцы правой руки на чёрные клавиши так, чтобы каждый палец находился над своей клавишей и все эти клавиши были рядом друг с другом без пропусков.
У кого-то может возникнуть вопрос, а с какой чёрной клавиши начать? С любой. Если вас просят сыграть пентатонику на гитаре, то можно уточнить, от какой ноты, лада, струны. Но можно поступить и проще - сыграть её от той ноты, какая вам нравится больше всего или попалась на глаза в этот момент.
На практике можно часто видеть, как музыканты впадают в ступор, когда их просят что-то сыграть без конкретного уточнея. Если вас попросят сыграть гамму на гитаре, то какие будут ваши дальнейшие действия? Да просто берёте и играете свою любимую гамму, не думая, от какой ноты, какой лад, мажор или минор и т.п.
У Грибоедова есть комедия "Горе от ума". Применительно к мызакантам она тоже относится. Музыкант может прекрасно знать теорию и неплохо играть на инструменте, но он впадает в ступор только потому, что он не может выбрать один из десятка вариантов, которые мелькают в его сознании, когда он слышит общую фразу "сыграйте аккорд или квадрат". Какой аккорд сыграть - их сотни, а какой квадрат сыграть? В этом и состоит творчество - в условиях недостатка информации сыграть что-то практическое и желательно осмысленное.
Пальцы на чёрных клавишах. Cместите каждый палец влево на соседнюю клавишу. Пальцы встанут на белые клавиши - пентатоника на белых.
Для удобства на практике говорят о "минорной пентатонике" или "мажорной пентатонике". Таких понятий в теории музыки нет, и они используются для уточнения. Эти фразы нужно понимать в том смысле, что звуки пентатоники могут располагаться по тонам минорного или мажорного трезвучия, что и придаёт пентатонике указанный характер звучания. Тоны в пентатонике равнозначны и функцию главного тона может выполнять любой тон. При при помощи мелодической линии мы сами можем его задать.
Поставьте пальцы на чёрные клавиши так, чтобы большой и указательный палец находились над двумя чёрными клавишами рядом, а средний, безымянный и мизинец — над тремя чёрными клавишами рядом. После этого сместите все пальцы на клавишу влево — пальцы встанут на белые клавиши (до-ре/С-D и фа-соль-ля/F-G-A). Если начать играть эту пентатонику от ноты F(фа) последовательно вверх, то по характеру звучания получится мажорное звучание. Для простоты можно сказать, что это "мажорная" пентатоника от ноты фа. Если же сыграть эту пентатонику от ноты ре(D), то характер звучания получится минорный и можно сказать, что это "минорная" пентатоника от ноты ре.
Попробуйте сыграть 5 тонов минорной пентатоники на одной струне, например, на 6 струне от ноты F. Нетрудно увидеть, что она строится по такому шаблону:
3-2-2-3 (от первого тона следующий на 3 лада вправо, затем на 2 лада вправо и т.д.)
По этому шаблону можно построить "минорную" пентатонику на клавиатуре. Выберите большим пальцем правой руки любую белую клавишу. Следующий тон будет на 3 клавиши вправо, потом на 2 и т.д.
На практике никто на гитаре не играет пентатонику на одной струне и данный пример здась приведён для того, чтобы показать однозначное соответствие 12 ладам на грифе - 12 клавишам на клавиатуре, что позволяет на одной струне сыграть то, что играется на клавиатуре и наоборот.
Подключим к игре левую руку так, чтобы она играла квинты на чёрных клавишах. Для этого используйте такой шаблон:
Расположите мизинец и большой палец левой руки на чёрных клавишах так, чтобы между ними находились две свободные чёрные клавиши. Нажмите клавиши мизинцем и большим - прозвучит квинта.
Сколько квинт можно сыграть по указанному шаблону от 5-ти чёрных клавиш, расположенных в одной октаве? Четыре, что несложно проверить на слух.
Есть исключение, из-за которого показанный выше шаблон не работает во всех случаях. На гитаре похожее исключение тоже есть. А на бас-гитаре его нет. Вы уже догадались, о чём идёт речь?
Речь идёт о том, что между второй и третьей струной на шестиструнной гитаре интервал меньше на один лад, по причине чего при способе настройке гитары по 5-му ладу, нужно сыграть открытую вторую струну, а третью на 4-м ладе, а не на пятом.
Зажмите на гитаре аккорд G с барре на 3-м ладу. Можно увидеть то, что средний и мизинец левой руки расположены по диагонали. Теперь сыграйте с баррэ аккорд С от 3-го лада. В этом случае все пальцы расположены в столбец. Почему так, если шаблон игры мажорного аккорда один и тот же?
Для получения требуемого шаблона «потерю» одного лада (из-за строя гитары) нужно компенсировать путём увеличения интервала на один лад. Если это непонятно, то просто сыграйте квинты на шестой струне, а затем на третьей. При игре на третей для получения нужного звучания нужно мизинец сместить на лад вправо. Аналогичное смещение на лад вправо нужно делать при игре аккордов, гамм и всего прочего. На 4-х струнной бас-гитаре в обычном (не пониженном) строе интервал между струнами одинаковый и указанную поправку делать не нужно.
Интересно то, что указанное смещение строя (и исключение из правил) не видно на грифе, а вот на клавиатуре оно видно хорошо - между чёрными клавишами есть "ямы". Если бы их не было, то мы бы увидели равномерное шахматное поле с чередованием белых и чёрных клавиш, в котором без точек и маркеров, как на грифе, было бы очень сложно находить нужные клавиши. Но благодаря группировке чёрных клавиш по две и три мы легко ориентируемся на клавиатуре.
А поможет нам в этом моё собственное понятие "пробела" - две белые клавиши рядом. Но об этом на следующем занятии, а пока можете поиграть пентатонику на чёрных двумя руками.
Посмотрите на гриф гитары. Вы можете наглядно объяснить ничего не понимающему в музыке человеку суть пентатоники и как она образуется? Затруднительно? А на клавиатуре это показать не вызывает проблем.
На клавиатуре мы видим "дырки" между группой чёрных клавиш из 2 и из 3-х рядом. Если бы на месте этих дырок были чёрные клавиши, то тогда при игре на чёрных клавишах мог возникнуть крайне неприятно звучащий на слух интервал - тритон. Китайцы - народ музыкальный. Они просто исключили звуки, которые могли нарушить гармонию в звучании, и наряду с 12-ти ступенной системой положили пятиступенную систему в основу своей музыкальной теории.
Александр Страшко
Вконтакте
16.01.25