Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
От гитары к клавишным«...назад вперед...»

"Пробел" в знаниях — это ключ к успешной игре на синтезаторе!

Эта абсурдная на первый взгляд фраза позволяет увидеть на клавиатуре то, чего не видно на грифе гитары. Научитель использовать "пробелы" и люди вокруг будут думать, что вы окончили музыкальную школу.

Посмотрите на клавиатуру синтезатора. Её можно условно обозначить так:

|| ||| || |||

или так

чч ччч чч ччч

Можно выбрать любой символ, что никак не повлияет на то, что мы видим. А видим мы «пробелы» между черными клавишами. Пробел — это две белые клавиши рядом или, другими словами, между белыми клавишами нет чёрной.

Расположите 5 пальцев правой руки над 5 соседними белыми клавишами. Нажмите клавиши большим и мизинцем. В четырёх случаях из пяти прозвучит квинта. Почему? Потому что в пятом случае внутри интервала находится не один, а два «пробела». Мы опять столкнулись с исключением, но уже от ноты си.

Когда вы играете квинты на 5-й и 6-й струне, то за исключением открытых струн всегда видите один и тот же шаблон - «ход шахматным конём вправо вверх».

На клавиатуре тоже видны шаблоны, но их нужно воспринимать немного иначе. Если вы начнёте играть квинты от белых клавиш, то увидите, что картина в общем случае меняется из-за того, что пальцы смещаются относительно чёрных клавиш. Кажется, что никаких шаблонов нет и нужно просто запомнить то, от какой ноты и что играть. Это не так. Нужно просто немного абстрагироваться от конкретики и посмотреть на картинку шире. Тогда вы заметите ключевой момент — внутри квинты есть «пробел». Он может быть слева, справа, по середине — это не важно. Важно только то, что он есть и он один.

«Пробелы» позволяют быстро играть аккорды (трезвучия) от белых клавиш.

Поставьте 5 пальцев правой руки над своими клавишами и нажмите клавишу большим, средним и мизинцем. Если пробел справа — аккорд мажорный, если слева — минорный. Это работает везде, кроме трезвучия от исключения — клавиши си.

Как из мажорного аккорда сделать минорный и наоборот? Для этого нужно сдвинуть всего один палец — средний.

Сыграйте любой мажорный аккорд и после этого сдвиньте средний палец на клавишу влево — получится минорный аккорд.

Сыграйте любой минорный аккорд и после этого сдвиньте средний палец на клавишу вправо — получится мажорный аккорд.

Получается так, что без изучения теории, нот и прочего можно играть аккорды, пользуясь только зрительными шаблонами, как на гитаре? Да. Но для получения красиво звучащей последовательности аккордов на клавиатуре этого недостаточно, в отличие от гитары, звукоряд которой сконструирован таким образом, чтобы игра последовательности аккордов происходит приятным на слух образом. В этом заключается одно из преимуществ гитары перед другими музыкальными инструментами.

Об этом поговорим позже, а пока разберёмся с исключениями.

На предыдущем занятии мы столкнулись с исключением игры квинт по шаблону от одной из чёрных клавиш, на этом от одной из белых. Что это за пара клавиш, которые требуют к себе особенного внимания? А это хорошо известная вам пара B и H – си-бемоль и си.

Существует две системы буквенных обозначений. В классической традиционной системе обозначений звук си обозначается как H, а в другой (американской) — B. В синтезаторах звук си для удобства тоже обозначается как B.

Такая «путаница» может немного раздражать, но с другой стороны она позволяет железно запомнить то, что от клавиши си-бемоль и си на клавиатуре интервалы, аккорды и всё прочее строятся не по шаблону, а исключительным образом.

При игре от чёрных удобнее использовать понятие «ямы», при игре от белых - «пробел».

Если в построении две «ямы» вместо одной, необходимой по шаблону, то вторую нужно устранить, сдвигом на клавишу влево.

Если в построении два «пробела» вместо одного, необходимого в шаблоне, то второй нужно увеличить, сдвигом на клавишу вправо.

Аналогично происходит работа с построениями, в которых нет «ям» и «пробелов». Если они возникли, то поступаем так же — яму закапываем, пробел — удлиняем.

С точки зрения физики можно тоны в музыке сопоставить метрам. Посмотрите на клавиатуру. Белые клавиши — это заснеженная дорога, а чёрные — это горы. 3,5 тона в квинте = 3,5 метра. Начинаем идти от клавиши си по белым клавишам и видим, такой путь от клавиши к клавише:

0,5 метра (на гору не надо забираться) + 1 метр (надо забраться на гору и спуститься) + 1 метр + 0.5 метров = 3 метра = 3 тона = тритон. А нам-то нужна квинта. Для этого нужно пройти ещё 0.5 метра и забраться мизинцем на чёрную клавишу.

От гитары к клавишным«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
17.01.25

© 2006-2025 Мы и Музыка