Знание нот на грифе и клавишах - это основа интересных музыкальных занятий. Мы хотим играть на гитаре и синтезаторе, а не искать ноты на них.
На прошлом занятии речь шла о том, что для обозначения основных звуков существует две буквенные системы, в которой звук си обозначается как H или B:
Для запоминания нот на грифе нужно использовать первую систему, а для запоминания нот на клавишах — вторую. Звучит удивительно, не правда ли?
Начнём с гитары. Дополним первую последовательность до октавы и разобьём её по четыре буквы. Получится так:
A H C D
E F G A
Открытая пятая струна — это A, шестая — E. Остальные звуки располагаются по нечётным ладам:
A H C D E F G A 0 1 3 5
Получается простое правило для понимания нот на грифе:
Буквам соответствуют звуки на открытых и нечётных ладах, а на чётных располагаются буквы с диезом за одним исключением — нота си.
Помните, что интервал между 2 и 3 струной на гитаре меньше кварты, как в случае с остальными струнами? Так вот вторая струна — это си. Отсюда возникает устойчивая ассоциация для гитаристов. Звук си — это особенный звук. Все звуки имеют одну букву, а этой подавай две буквы, но при этом она ещё и «ломает» строй шестиструнной гитары.
На клавиатуре система нот выглядит проще.
Найдите большое изображение клавиатуры пианино. Высота звуков увеличивается слева-направо и начало клавиатуры находится слева. Если внимательно посмотреть на начало клавиатуры в пределах одной октавы, то можно сделать два удивительных открытия:
Касательно первого пункта всё просто: фортепиано сконструировано в точном соответствии с теорией музыки, по причине чего изучать последнюю проще на клавишных инструментах. Забыли, какие буквы относятся к каким клавишам — посмотрите на самые левые клавиши пианино, которые идут в порядке латинского алфавита.
По второму моменту так. Классическая музыка вышла из церковной, которая звучит спокойно, строго и возвышенно, чему больше соответствует минорное наклонение в звучании.
Многие направления в эстрадной музыке тоже строятся вокруг минора, но, в отличие от церковного пения, цель у эстрады совершенно другая — вызвать чувства, эмоции, страсть, что в своём крайнем проявлении выливается в «беснования» и всему вытекающему из этого (что нередко происходит на концертах - прокуренный зал, алкоголь — продолжать не будем). Это относится не только к року и металлу, как принято считать.
В 5-октавном синтезаторе звукоряд начинается с клавиши C (до) и можно сказать, что с этой точки зрения звукоряд таких синтезаторов основан на мажоре. Здесь можно использовать такую ассоциацию. Первая буква в слове старт — C. Старт звукоряда синтезатора начинается со звука С.
Почему на синтезаторах не сделать также начало от ля (A), как на фортепиано? Дело, конечно, не в дизайне и красивых полных октавах, а в том, что это очень удобно по ряду причин, включая положение основной базовой позиции.
Какая позиция является основной на гитаре? Многие скажут, что это позиция от пятого лада потому что на гитаре очень удобно играть в тональности ля. Рок, блюз, рок-н-ролл, поп, джаз и т. п. удобно играть в ля. Почему? Потому что при игре в это тональности доминанта (V-ступень - кульминация) попадает на самый низкий звук E на 6-й открытой струне, вместе с которым можно "взвизгнуть" в высоком регистре электрогитарой с перегруженным звуком.
На клавиатуре пианино и синтезатора основной позицией правой руки является расположение её пальцев от С (до) первой октавы. Но помимо удобства игры в тональности до-мажор (и ля-минор) данная основная позиция также играет ещё одну важную роль.
Как вы знаете, в основе музыки лежит элементарная математика. В связи с этим может возникнуть вопрос, а нет ли в музыкальной системе «таблицы умножения», выучив которую можно выполнять различные построения (даже в уме) также легко, как и вычисления в математике? Конечно, есть! И эта система умножения как раз и начинается от клавиши C, о чём пойдёт речь на следующем занятии.
Подведём итог.
На грифе ключевым звуком является звук А — с него начинается звукоряд на предпоследней струне 6-ти струнной гитары и 4-х струнной бас-гитары, основная позиция для игры, одна из самых удобных тональностей для игры, последовательность основных звуков в музыке (что позволяет её вспомнить).
На клавиатуре 5-ти октавного синтезатора ключевым является звук С — с него начинается звукоряд, основная позиция правой руки, самая простая тональность для игры до-мажор (наряду с ля-минором) и «таблица умножения».
В обоих случаях исключительным звуком является звук си (и си-бемоль).
Теперь вам есть что ответить тем, кто считает, что гитара и синтезатор — это совершенно разные инструменты и умение игры на одном практически никак не помогает в другом.
Ничего подобного! Навык игры на одном из этих инструментов позволяет намного быстрее и проще освоить другой инструмент, как навык в одном деле помогает и при освоении другого в рамках одной сферы деятельности. Но, конечно, имеет значение то, какой инструмент музыкант освоил сначала.
Александр Страшко
Вконтакте
18.01.25