Таблицей умножения в музыке можно назвать таблицу интервальных построений. Если вы не один раз видели интервалы, аккорды и гаммы в виде таблиц, схем и рисунков в обучающей литературе, то в этом случае сможете сравнить то, насколько просто и наглядно она видна на клавиатуре.
Поставьте пальцы правой руки в базовую позицию (большой палец на клавишу до (С) первой октавы). Будем откладывать интервалы от неё только на белых клавишах.
Интервалы на белых клавишах от С вправо будут чистыми или большими (а влево - чистыми или малыми).
С чистыми интервалами всё понятно — это прима (1), кварта (4), квинта (5) и октава (8). В скобках дано количество ступеней в интервале. В рассматриваемом случае это количество клавиш, охватываемых интервалом, включая его концы. Отрезок, как сказал бы математик.
Вопрос вызывает интервал примы. Если интервал образуют два звука, то как может быть в приме одна ступень?
Интервалы бывают гармоническими, когда одновременно звучат два звука, и мелодическими — два звука звучат последовательно. На пианино гармоническую приму сыграть невозможно, но её можно сыграть на синтезаторе с разделяемой клавиатурой, который также позволяет менять высоту разделяемых частей. В этом случае мы можем разделить клавиатуру на две части, присвоить им разные голоса, например, фортепиано и гитары, а затем вторую часть поднять (или опустить) до высоты первой. При нажатии на одну клавишу одновременно прозвучит два звука на одинаковой высоте (унисон) — гармоническая прима.
Cекунды (2), терции (3), сексты (6) и септимы (7) могут быть большими или малыми.
Интервалы можно увеличивать и уменьшать. Например, увеличенная кварта — это тритон, дважды уменьшенная септима равна большой сексте и т.д.
Малый интервал из большого получается его уменьшением на полутон (на клавишу), а большой из малого — увеличением на полутон (на клавишу).
Названия интервалов образованы от латинских названий чисел: прима — первая, секунда — вторая и т. д.
Для запоминания названий интервалов используются простые ассоциации:
Также можно обратить внимание на то, что по первым буквам Прима, Секунда и Терция идут в порядке русского алфавита без р: ПрСТ.
Есть два интервала на букву К и два на букву С.
Данную таблицу интервалов на клавишах можно дополнить аккордами и гаммами, в результате чего получится таблица построений на клавишах.
На грифе можно в одной позиции сыграть гамму на две октавы, много разных аккордов и даже все интервалы в пределах октавы (если позволяет растяжка пальцев).
На клавиатуре в одной позиции невозможно сыграть гамму даже на одну октаву, но со всем остальным полный порядок.
Поставьте пальцы правой руки в базовую позицию — 5 пальцев над 5-ю белыми клавишами от до. Пронумеруем клавиши от 1 до 5 для простоты. Если указан «-», то нажимается предыдущая клавиша, если «+» - следующая.
Почему мы нумеруем клавиши, а не пальцы? Потому что помимо основной позиции можно использовать расширенную, где пальцы уже не будут однозначно соответствовать клавишам и придётся использовать изображения для демонстрации того, какой палец что нажимает. В данном курсе поставлена другая задача — показать, что элементарную теорию музыки можно показать на клавиатуре без каких-либо изображений.
Базовая позиция
Расширенная позиция:
Это далеко не всё, что можно исполнить только одной рукой.
А что с гаммами и ладами?
Поскольку в одной позиции можно сыграть лишь короткие лады типа пентатоники, то подход в этом случае немного изменяется. Например, для понимания древних ладов (дорийский, фригийский и т. д.) их играют не от клавиши до, а от белых клавиш в пределе октавы.
Клавиатура фортепиано — это как белое заснеженное поле до горизонта, которое не видно за забором хоккейной коробки, в которой играют музыканты, остановившиеся на «дворовых» аккордах, квинтах и пентатонике.
Если гитарист ощущает, что он как бы остановился в своём развитии, то определённо имеет смысл прикоснуться не только к синтезатору, но также бас-гитаре, укулеле и к ударной установке для получения нового опыта, впечатлений и понимания того, что дают все эти музыкальные инструменты для общей композиции.
Вы хотите играть на синтезаторе или играть гармонично? Если второе, то тогда не убирайте гитару далеко, она нам понадобится для гармоничной игры на синтезаторе.
Александр Страшко
Вконтакте
20.01.25