Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
От гитары к клавишным«...назад

Как гармонично играть аккомпанемент на синтезаторе? Также, как и на гитаре

Для игры аккомпанемента над текстами песен часто указываются аккорды в буквенно-числовом виде. Если попросить сыграть их гитариста и клавишника, то результат будет, в общем случае, различным. Как такое может быть?

Для игры аккомпанемента над текстами песен часто указываются аккорды в буквенно-числовом виде. Если попросить сыграть их гитариста и клавишника, то результат будет, в общем случае, различным. Как такое может быть?

Данное обозначение аккордов не является точным, в отличие от нотной записи. На клавиатуре один и тот же аккорд можно взять множеством вариантов. Гитарист может выбрать самый простой вариант игры аккордов (с использованием открытых струн) и будет звучат хорошо. Пианист тоже может выбрать самый простой вариант (игра трезвучиями в основном виде), но звучать это будет заметно хуже.

Гармоничное звучание, как ранее говорилось неоднократно, возникает благодаря устройству звукоряда гитары. Но не нужно рассчитывать на то, что это помогает во всех случаях. Гитара помогает аккомпанировать гармонично, но не играет сама за гитариста.

У синтезаторов с автоаккомпанементом тоже есть такая функция, но она не идеальна по причине шаблонности и того, что музыка далеко не так строга, как математика. Адаптивный автоаккомпанемент — это задача для искусственного интеллекта для ухода от шаблонности.

Если на клавиатуре можно играть аккорды различным образом, то как найти тот, который будет хорошо звучать? Для этого у вас, как гитариста, есть отличная подсказка — сыграть аккорды на гитаре и переложить их на клавиатуру.

Зажмите аккорд с полным баррэ, например, F от первого лада. Что зажимают пальцы на трёх нижних струнах? Квинту и октаву. На 5-ти октавных синтезаторах нижнему звуку F шестой струны будет соответствовать первая слева клавиша фа.

Нажмите фа мизинцем, квинтовый тон средним и октавный тон большим пальцем. Запомните то, что вы видите — это шаблон игры аккордов с полным баррэ на клавиатуре.

Для чего нужны такие большие расстояния в басовом регистре? Сыграть трезвучие фа-ля-до проще и растяжка пальцев не нужна.

Когда возникают подобного плана вопросы, то для ответа на них обращайтесь к практике. Сыграйте фа-ля-до в нижнем регистре. Что слышите? Грохот. Сыграйте этот же аккорд на 2 октавы выше. А теперь что слышите? Созвучие и аккорд.

В нижнем регистре частоты звуков расположены очень близко друг к другу, как и их обертоны, что и создаёт грохот. Нет «воздуха и прозрачности» в звучании. Для его появления необходимо раздвинуть звуки по частоте, увеличив интервалы между ними. По этой причине, кстати, в басовой линии допускаются большие скачки.

Что зажимают пальцы на трёх верхних струнах? Ля-до-фа. Интервал между первой и шестой струной гитары равен двум октавам (квинтдецима). С учётом этого правой рукой нажмите соответствующие клавиши.

При игре аккорда на грифе используется 6 звуков. Выпишем их:

F C F A C F

Для понимания того, что это за аккорд, необходимо справа-налево (чтобы не удалить основу — нижний звук) удалять дубли. Получится так:

F C A – на грифе

фа до ля — на клавиатуре

Интервалы между тонами больше кварты. Значит, это трезвучие в основном виде с широким расположением тонов.

Понять, что это основной вид трезвучия, можно путём октавных перемещений к нижнему звуку. Получится так:

фа ля до — основной вид трезвучия

Обращения аккордов в широком расположении производятся не так, как в тесном - переносом тона на октаву, а путём движения по тонам к следующему тону.

Казалось бы, как много звуков играет гитарист, а по сути это трезвучие c дублированными тонами. С точки зрения физики октавное дублирование звука есть усиление амплитуды его первого обертона.

Сыграем на гитаре аккорд D (для его переложения на клавиатуру удобнее идти от первой струны). Получится так:

D A D F#,

после сокращения

D A F# - основной вид трезвучия D в широком расположении

Если левой рукой играть на клавиатуре то, что зажимается на трёх нижних струнах, а правой — что зажимается на трёх верхних, то во многих случаях можно увидеть такую картину:

Левая рука играет басовый звук или нейтрально звучащее (не мажор, не минор) созвучие (интервал, аккорд), а правая рука — аккорды с наклонением в мажор или минор в основном виде или обращении.

Сыграйте аккорды Am Dm E на клавиатуре только правой рукой, как на трёх верхних струнах, и вы увидите плавное голосоведение:

Am в основном виде → Dm квартсекстаккорд → E секстаккорд

Если этот оборот сыграть трезвучиями только в основном виде, то мы услышим «скачок» в звучании при переходе от Am к Dm и параллельное движение квинт от Am к Dm к E и опять к Am, которое в классической музыке следует избегать как обедняющее гармонию.

Для игры гитарного аккомпанемента двумя руками на клавиатуре требуется практика и навык. Эту задачу можно упростить так, чтобы левая рука играла только басовый тон аккорда.

Можно ещё упростить и играть аккорды только правой рукой. Но я бы не рекомендовал слишком долго играть одной правой рукой. На практике нередко возникают ситуации, когда клавишник просто не знает, куда деть левую руку. Пальцы левой руки у гитаристов хорошо развиты и нужно это использовать.

От гитары к клавишным«...назад

Александр Страшко
Вконтакте
22.01.25

© 2006-2025 Мы и Музыка