Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Аппаратный или программный синтезатор?

«...назад

Аппаратный или программный синтезатор?

«...назад

Если не вдаваться в детали и не рассматривать исключения, то можно сказать, что рынок синтезаторов на протяжении значительного времени выглядит так: синтезаторы ценой до 1000$ - бюджетные модели любительского уровня, а модели от 1000$ - это инструменты профессионального уровня c соответствующим звучанием и функциональностью. Б/у синтезатор можно купить ощутимо дешевле новых моделей того же класса, но цена на модели синтезаторов прошлых лет с хорошим звуком падает только до определенного уровня в район тех же 1000$. Нелогично, например, продавать “устаревшие” рабочие станции KORG, Yamaha, Roland и др. дешевле современных бюджетных ”самоиграек” Yamaha, Casio и др., поскольку модели первой группы по звучанию и функциональности заметно выше уровня представителей второй группы. Из этого следует, что за редким исключением неважно, какая сумма будет потрачена на аппаратный синтезатор - 300$, 600$ или 800$. Они все будут звучать бюджетно, хотя и в этом классе одни синтезаторы будут звучать заметно интереснее других. Что же делать, если на покупку есть всего 300-500$, а хочется услышать звук на 1000$? Обратить внимание на программные синтезаторы.

Аппаратные синтезаторы имеют много преимуществ, но у них есть один существенный недостаток - жесткая привязка к ним. Если синтезатор изначально выдаёт звук невысокого качества  и ограничен по функциональности (или его звучание надоело), то для получения более качественного (или иного) звука и большей функциональности придётся:

  1. Купить более профессиональную модель (и значительно более дорогую).
  2. Купить программный модуль к синтезатору, например, рэковый звуковой модуль рабочей станции (который стоит также недёшево). Но бюджетный синтезатор не раскроет потенциала модуля.
  3. Использовать более мощный программный синтезатор, а имеющийся аппаратный синтезатор использовать в качестве MIDI-клавиатуры.
  4. Большого восторга эти варианты не вызывают, а значит, лучше заранее подумать о будущем, потому что обязательно наступит момент, когда звучание имеющегося бюджетного аппаратного синтезатора перестанет устраивать. А вот программные синтезаторы многие вопросы позволят решить более гибко. Сегодня используется одна программа, завтра - другая, с ещё более качественной библиотекой сэмплов и более мощной функциональностью.

    И аппаратные, и программные синтезаторы имеют преимущества и недостатки. В одних случаях преимущество будет на стороне “железа”, в других – на стороне “софта”, но общая тенденция такова: “железные” синтезаторы становятся дороже, компьютеры дешевле, а программные средства мощнее и разнообразнее. Преимущество программных средств заключается ещё и в том, что с их помощью можно намного проще, гибче и точнее отразить специфику использования синтезатора. То есть, использование связки “MIDI-клавиатура + софт” позволяет отделить друг от друга функцию управления синтезатором от него самого. Если не устраивает программа или сэмплы, то устанавливаются другие, если не устраивает MIDI-клавиатура, то покупается другая. Обновление и первого, и второго обойдётся на порядок дешевле покупки нового аппаратного синтезатора. Простой пример: Yamaha Motif XS6 продавался за 84 тыс. руб., его обновлённая версия XF6 сейчас продаётся почти за 130 тыс. руб. Понятно, что инфляция, все хотят кушать и прочее, но я считаю, что за 130 тыс. руб. пусть продавцы сами на нём играют. Когда говорится о хорошем звучание той или иной модели, то возникает вопрос, а за какую при этом цену? За 84 тыс. руб. синтезатор, возможно, и звучит неплохо (если на минуточку забыть, что кому-то он обошёлся не дороже 2000$ в Москве с привозом из Америки), а вот почти тоже самое за 130 тыс. руб. уже, мягко выражаясь, не впечатляет, особенно с учётом реальной, а не нарисованной средней зарплатой по стране.

    На одном форуме посетитель высказался, что было бы неплохо создать инструмент, в котором будет всё лучшее от рабочих станций Korg, Yamaha и Roland. А зачем, если в программном исполнении на уровне библиотек сэмплов такого рода инструмент уже давно можно собрать! Пусть он звучит не столь сочно и “правильно”, как аппаратный вариант, но зато он доступен значительно большему количеству пользователей.

    Давайте проведём небольшое сравнение. Положим, новый синтезатор Yamaha PSR-E433 стоит, грубо, 15 тыс. руб. Добавим сюда 3,5 тыс. руб. за наушники, чтобы услышать его звук. Больше ничего не нужно. Итого 18500 руб.

    При использовании программного синтезатора потребуется:

    • Компьютер – 15 тыс. руб.
    • Аудиоинтерфейс – 4,5 тыс. руб.
    • MIDI-клавиатура – 12 тыс. руб.
    • Пакет синтезаторов, скажем, KORG KLC Digital Edition – 5 тыс. руб.
    • Наушники – 3,5 тыс. руб.

    Итого: 40000 руб.

    Прямое сравнение затрат говорит в пользу первого варианта, но компьютер есть у многих и в этом случае цена второго варианта уменьшается на 15 тыс. руб. и составит уже 25 тыс. руб. против 18500 руб. И эта разница ощутима, но второй вариант будет значительно функциональнее, так как аудиоинтерфейс позволит легко сделать приличную звукозапись, а работать с музыкальными редакторами намного удобнее при помощи MIDI-клавиатуры (с кнопками, “ползунками” и “крутилками”), чем при использовании синтезатора в качестве MIDI-клавиатуры.

    Это теория, а на практике, если есть голова, то к уже имеющемуся компьютеру и каким-то наушникам нужно будет купить только MIDI-клавиатуру, что можно рассматривать как разовое вложение. Конечно, при использовании MIDI-клавиатуры за 4 тыс. руб. через интергрированный звуковой модуль на матплате и наушники за 400 руб. софтовый KORG M1 из обозначенного выше пакета KLC Digital Edition не будет звучать на 1000$ (на 1000$ он зазвучит при использовании пунктов 2, 3 и 5), но то, что в плане звука и функциональности он ощутимо интереснее не только Yamaha PSR-E433, но и много чего дороже - это факт. Дело даже не в том, насколько эта имитация KORG M1 звучит современно и похоже на акустические инструменты, а в том, как она звучит. Мне это звучание очень нравится, особенно за такие деньги. Ради интереса мы запустили программу на слабейшем ноутбуке через интегрированный звуковой модуль (без ASIO-драйвера задержка была 20 мс, но это не напрягало) и бюджетную активную акустическую систему. Звук получился плоским, но на голову интереснее того, что выдаёт старенькая Yamaha PSR-550 (эту модель сейчас продают за 10-15 тыс. руб.!). Более того, для школьной музыкальной студии пакет от KORG KLC Digital Edition с программной реализацией рабочих станций KORG M1 и Wavestation за 5 тыс. руб. (пакет, кстати, снят с поставки, но у некоторых дилеров ещё имеется в продаже) - это несравненно лучше по звучанию и функциональности всяких бюджетных самоиграек.  Одно время я думал взять для школы исполнительский синтезатор Roland Juno Di, но после знакомства с KORG M1 с радостью отказался от этой затеи, услышав то, как никакая древняя самоиграйка Casio WK-1800 зазвучала его звуками! А вот акустика от "короля звука" (Soundking) не осилила качество сэмплов M1. Вот и настало время отправить "короля" на покой или в клуб любителей дискотек и обзавестись приличной концертной акустикой.

    Одно из принципиальных преимуществ программных синтезаторов (и программных библиотек сэмплов) заключается в том, что они позволяют за относительно небольшие деньги в настоящем и будущем получить весьма приличный звук и функциональность. Немало клавишников уже предпочитают программы "железу", а в будущем их станет ещё больше. Производители и продавцы бюджетных синтезаторов пока ещё неплохо зарабатывают, но, если кто-нибудь, ко всему прочему, изобразит ещё и толковый программный синтезатор с автоаккомпанементом, то первые очень рискуют, если продолжат "борзеть по ценам". Кстати, такого плана программа есть - One Man Band v.10.0.

    Если вы решили взять за основу программный синтез, то вопрос выбора MIDI-клавиатуры или синтезатора отпадает сам по себе. Нужна будет именно MIDI-клавиатура. А вот выбор самой MIDI-клавиатуры – это отдельный вопрос. Она должна не только нравиться по ощущениям игры на ней, но и позволять эффективно работать в интересующих вас программных продуктах. В Интернете можно найти не только видеозаписи использования MIDI-клавиатур, но и видеоописания ряда моделей. Наряду с универсальными MIDI-клавиатурами существуют весьма специфичные модели и даже такие, которые будут эффективны только при работы с определёнными пакетами программного обеспечения, например, от Arturia. Для работы с виртуальными имитациями аналоговых синтезаторов прошлых лет кому-то захочется выбрать MIDI-клавиатуру с возможно большим количеством “крутилок”, чтобы полностью запрограммировать на них функции программы, а не переназначать 8 имеющихся на MIDI-клавиатуре элементов управления на несколько десятков программных. А любителям лупов, возможно, больше подойдёт модель с большим количеством назначаемых тачпадов при меньшем количестве клавиш.

    В будущем мы подробно остановимся на выборе MIDI-клавиатуры, а сейчас важно определиться с тем, что будет основой вашей домашней музыкальной студии – дорогое “железо” или недорогое, но “мощное” программное обеспечение, или они будут использоваться совместно.

    Александр Страшко
    admin@starport.ru
    19.02.13

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика