Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Сочиняем школьную песню на проблемный текст без его правки

вперед...»

Сочиняем школьную песню на проблемный текст без его правки

вперед...»

Последний звонок или выпускной ещё не скоро, но, как говорится, готовь песню зимой, что cпеть её летом. Можно взять готовую музыку и написать под неё слова, но хочется большего. С текстом, как всегда, трудности, но вот один из учащихся приносит авторский стих. Полдела сделано и у нас будет своя песня! Смотрим, а материала едва хватает на один куплет с припевом. Читаем - ритма нет, рифмы нет, строки разной длины, но что-то интересное местами попадается. И как на это можно что-то сочинить? Править и дописывать текст? Вариант, но мы рассмотрим подход, который позволяет сделать песню без правки проблемного текста.

Познакомимся с текстом, на который нужно написать песню:

Вам кажется, что ещё вчера,
Вы были в первом классе,
Но сейчас для вас звенит звонок,
И всё совсем иначе.

До свидания, школа!
До свидания, детство!
Сегодня вы стали  взрослей.
И взрослая серьёзная жизнь
Стоит у ваших дверей.

Посмотри сегодня в последний раз
На любимых учителей
Вам не забыть никогда этих добрых глаз
Что были с вами каждый день

На первый взгляд кажется, что текст безнадёжен, но меня заинтересовала пара строк, которые неплохо подходят для припева:

До свидания, школа!
До свидания, детство!

Беру в руки гитару и равномерно играю квинты F и G. Квинты звучат нейтрально, что позволяет задавать мажорное или минорное наклонение мелодией:

               F     G
До свидания, школа!
C До свидания, детство!

Звучит просто, но интересно! А если что-то звучит интересно, то имеет смысл и дальше поработать.

Большой грусти в тексте нет, а посему песня будет в мажоре. Оборот F-G-С явно указывает на до-мажор, но хочется дать больше чувства вокалу. Повышаю тональность и транспонирую аккорды в фа-мажор. Для увеличения энергии в звучании выбираю ломаный бой:

               B    С
До свидания, школа!
F До свидания, детство!

Нога отстукивает доли - припев качнул. Появляется надежда на то, что вдохновение поможет разобраться и с куплетами, представляющими собой "рваные ритмы", которые нужно будет "выровнить" и привести к более или менее мелодичному звучанию при помощи ритма музыкального. Для этого выбираю стиль с ломаным ритмом и использую мощный универсальный приём для "выравнивания" текста - смену гармонии (аккордов) между словами:

F                Gm
  Вам кажется, что ещё вчера,
C                    F    B  C
  Вы были в первом классе,
F                       Gm
  Но сейчас для вас звенит звонок,
B            C    F
   И всё совсем иначе.

Данный стиль подойдёт для сольного исполнения в каком-нибудь сериале, но представим, как это прозвучит в исполнении группы учащихся. А гитарный бой не вызовет ли больших трудностей? Стиль (и бой, соответственно) придётся поменять для получения более характерного и напевного для школьных песен звучания.

В куплете всего 4 строки. Это крайне мало для получения подвижной композиции, которая уже стала вырисовываться. За 4 строки нужно успеть и как-то развить музыкальную мысли и успеть подвести её к кульминации в начале припева. Если выбрать большой квадрат, то слова закончатся намного раньше того момента, когда они должны были бы закончиться с точки зрения музыки. Здесь нужны два коротких квадрата с простой мелодией и более спокойный бой, за счёт которого можно растянуть куплет во времени. Это резко снижает скороcть и напор, но за счёт будущей аранжировки можно будет компенсировать их увеличением моторности.

F                Gm
  Вам кажется, что ещё вчера,
C                    F    B  C
  Вы были в первом классе,
F                       Gm
  Но сейчас для вас звенит звонок,
B            C    F
   И всё совсем иначе.

Куплет понятен. Теперь нужно закончить работу с припевом. 5 строк - это ни туда и ни сюда. Сокращать их до 4 укоротит и так короткую песню. Удлиняем их до 8 за счёт музыки.

Припев 
B     C До свидания, школа! F До свидания, детство! B   C      F   Am Сегодня вы стали взрослей. Gm    C  И взрослая серьёзная жизнь Dm            D# Стоит у ваших дверей. B              C        Стоит у ваших дверей. F У ваших дверей!

Для исполнения под гитару полученного материала уже достаточно, но сделаем песню универсальной, которую при желании можно исполнить и при поддержки музыкальной группы. Для этого лёгким или не очень движением мысли сочиняем вступление и соло перед третьим куплетом. Если с этим возникают сложности, то используем простой приём топтания мотива на месте и его повторения. Не нужно пентатоник, не нужно россыпи нот. Выбираем короткие мотивы по 5-6 разных звуков, но делаем всё красиво, как в популярной музыке, на простой квадрат из припева.

Да, чуть не забыл о главном - дать песне название! Первая строка припева? Подходит!


До свидания, школа!


Вступление

F | Gm | C     | F |
D | Gm | B  С  | F |

Куплет

F                Gm Вам кажется, что ещё вчера,
C                    F     B  C Вы были в первом классе, F                Gm Но сейчас для вас звенит звонок, B           C    F И всё совсем иначе.

Припев
B     C До свидания, школа! F До свидания, детство! B   C      F   Am Сегодня вы стали взрослей. Gm    C  И взрослая серьёзная жизнь Dm            D# Стоит у ваших дверей. B              C        Стоит у ваших дверей. F У ваших дверей!

Куплет
F                        Gm Посмотри сегодня в последний раз C                  F  B C На любимых учителей F                  Gm Вам не забыть никогда этих добрых глаз B             C           F Что были с вами каждый день
Припев
B     C До свидания, школа! F До свидания, детство! B   C      F   Am Сегодня вы стали взрослей. Gm    C  И взрослая серьёзная жизнь Dm            D# Стоит у ваших дверей. B              C        Стоит у ваших дверей. F У ваших дверей!

Соло
| B  С | F |
| B  С | F |
| B  С | Dm7 |
| Gm C | F |
Припев

Набросок готов и можно приступать к работе над улучшением его исполнения.

вперед...»

Александр Страшко
admin@starport.ru
11.02.17

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика