Последний звонок или выпускной ещё не скоро, но, как говорится, готовь песню зимой, чтобы cпеть её летом. Можно взять готовую музыку и написать на неё слова, но хочется большего. С текстом, как всегда, трудности, но вот один из учащихся приносит авторский стих. У нас будет своя песня! Смотрим, а материала едва хватает на один куплет с припевом. Читаем. Ритма нет, рифмы нет, строки разной длины, но что-то интересное местами попадается. И как на это можно что-то сочинить? Править и дописывать текст? Вариант, но мы рассмотрим подход, который позволяет сделать песню без правки проблемного текста.
Познакомимся с текстом, на который нужно написать песню:
Вам кажется, что ещё вчера,
Вы были в первом классе,
Но сейчас для вас звенит звонок,
И всё совсем иначе.
До свидания, школа!
До свидания, детство!
Сегодня вы стали взрослей.
И взрослая серьёзная жизнь
Стоит у ваших дверей. Посмотри сегодня в последний раз,
На любимых учителей,
Вам не забыть никогда этих добрых глаз,
Что были с вами каждый день.
На первый взгляд кажется, что текст безнадёжен, но меня заинтересовала пара строк, которые неплохо подходят для припева:
До свидания, школа!
До свидания, детство!
Беру в руки гитару и равномерно играю квинты F и G. Квинты звучат нейтрально, что позволяет задавать мажорное или минорное наклонение мелодией:
F G
До свидания, школа!
C До свидания, детство!
Звучит просто, но интересно! А если что-то звучит интересно, то имеет смысл и дальше поработать.
Большой грусти в тексте нет, а посему песня будет в мажоре. Оборот F-G-С явно указывает на до-мажор, но хочется дать больше чувства вокалу. Повышаю тональность и транспонирую аккорды в фа-мажор. Для увеличения энергии в звучании выбираю ломаный бой:
B С
До свидания, школа!
F До свидания, детство!
Нога отстукивает доли - припев качнул. Появляется надежда на то, что вдохновение поможет разобраться и с куплетами, представляющими собой "рваные ритмы", которые нужно будет "выровнить" и привести к более или менее мелодичному звучанию при помощи ритма музыкального. Для этого выбираю стиль с ломаным ритмом и использую мощный универсальный приём для "выравнивания" текста - смену гармонии (аккордов) между словами:
F Gm Вам кажется, что ещё вчера, C F B C Вы были в первом классе, F Gm Но сейчас для вас звенит звонок, B C F И всё совсем иначе.
Данный стиль подойдёт для сольного исполнения в каком-нибудь сериале, но представим, как это прозвучит в исполнении группы учащихся. А гитарный бой не вызовет ли больших трудностей? Стиль (и бой, соответственно) придётся поменять для получения более характерного и напевного для школьных песен звучания.
В куплете всего 4 строки. Это крайне мало для получения подвижной композиции, которая уже стала вырисовываться. За 4 строки нужно успеть и как-то развить музыкальную мысли и успеть подвести её к кульминации в начале припева. Если выбрать большой квадрат, то слова закончатся намного раньше того момента, когда они должны были бы закончиться с точки зрения музыки. Здесь нужны два коротких квадрата с простой мелодией и более спокойный бой, за счёт которого можно растянуть куплет во времени. Это резко снижает скороcть и напор, но за счёт будущей аранжировки можно будет компенсировать их увеличением моторности.
F Gm Вам кажется, что ещё вчера, C F B C Вы были в первом классе, F Gm Но сейчас для вас звенит звонок, B C F И всё совсем иначе.
Куплет понятен. Теперь нужно закончить работу с припевом. 5 строк - это ни туда и ни сюда. Сокращать их до 4 укоротит и так короткую песню. Удлиняем их до 8 за счёт музыки.
Припев
B C До свидания, школа! F До свидания, детство! B C F Am Сегодня вы стали взрослей. Gm C И взрослая серьёзная жизнь Dm D# Стоит у ваших дверей. B C Стоит у ваших дверей. F У ваших дверей!
Для исполнения под гитару полученного материала уже достаточно, но сделаем песню универсальной, которую при желании можно исполнить и группой. Для этого лёгким или не очень движением мысли сочиняем вступление и соло перед третьим куплетом. Если с этим возникают сложности, то используем простой приём топтания мотива на месте и его повторения. Не нужно пентатоник, не нужно россыпи нот. Выбираем короткие мотивы по 5-6 разных звуков, но делаем всё красиво, как в популярной музыке, на простой квадрат из припева.
Да, чуть не забыл о главном - дать песне название! Первая строка припева? Подходит!
Вступление F | Gm | C | F | D | Gm | B С | F |Куплет
F Gm Вам кажется, что ещё вчера,
C F B C Вы были в первом классе, F Gm Но сейчас для вас звенит звонок, B C F И всё совсем иначе.Припев
B C До свидания, школа! F До свидания, детство! B C F Am Сегодня вы стали взрослей. Gm C И взрослая серьёзная жизнь Dm D# Стоит у ваших дверей. B C Стоит у ваших дверей. F У ваших дверей!Куплет
Соло
F Gm Посмотри сегодня в последний раз C F B C На любимых учителей F Gm Вам не забыть никогда этих добрых глаз B C F Что были с вами каждый день
Припев
B C До свидания, школа! F До свидания, детство! B C F Am Сегодня вы стали взрослей. Gm C И взрослая серьёзная жизнь Dm D# Стоит у ваших дверей. B C Стоит у ваших дверей. F У ваших дверей!
| B С | F |
| B С | F |
| B С | Dm7 |
| Gm C | F |
Припев
Набросок готов и можно приступать к работе над улучшением его исполнения.
Александр Страшко
Вконтакте
11.02.17