Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Дискотека дома«...назад вперед...»

Оценка световых решений

Рассматриваемые ниже инсталляции приводятся исключительно в качестве примеров, с помощью которых можно пояснить те или иные моменты в световом оформлении домашней дискотеки. Для нас важно понять не то, насколько современно или нет выглядят данные проекты в плане освещения или с точки зрения используемых приборов, а то, что они позволяют продемонстрировать.

Интересные примеры инсталляции светового оборудования для домашней (и не только) дискотеки представлены на сайте компании Universal Professional Lighting www.uplighting.ru. Все видеоролики можно увидеть на этом сайте, но для удобства приведены прямые ссылки на youtube. Посмотрите видеоролик перед тем, как ознакомиться с оценкой светового решения.

Домашняя дискотека в квартире

Рис. 1. Домашняя дискотека в квартире (посмотреть)

На видео мы видим работу четырех сканирующих приборов, зеркальный шар, который облучается световой пушкой, четыре УФ-светильника.  Использование сканирующих световых приборов резко увеличивает стоимость проекта, но нетрудно заметить, что помещение не освещено. Работа сканирующих приборов вызывает и ещё один вопрос, а что здесь собственно освещается? Вообще нужно освещать танцпол. Но, видимо, освещение стен – более важная задача. Получилась ситуация “свет как бы есть, а освещения нет”. Для освещения всего пространства комнаты все световые приборы разместили по её периметру. Но это не сработало, поскольку световых приборов слишком мало для такого объема, да и их тип подобран неверно. Однолучевые сканирующие приборы есть смысл применять тогда, когда на танцполе уже если световая подложка и заливающее освещение. Основная функция однолучевых сканирующих приборов - вспомогательное освещение и создание эффекта движения луча в пространстве и световой проекции на плоскости. В рассматриваемом варианте была произведена попытка использовать сканирующие приборы для получения основы дискотечного освещения, что они по определению не в состоянии выполнить.

Для улучшения светового освещения в данном случае необходимо добавить заливающий свет с помощью зафильтрованных прожекторов PAR или RGB-светильников. Размещение световых приборов в центральной части комнаты позволит меньшими затратами более эффективно осветить танцпол. Для заполнения пространства желательно добавить не менее 4-х многолучевых световых приборов эффектов.

Непростая инсталляция в помещении с низким потолком представлена на рис. 2.

Домашняя дискотека в подвале

Рис. 2. Домашняя дискотека в подвале (посмотреть)

В начале видеоролика кажется, что здесь используется потолочная цветомузыка, но потом становится понятно, что это не так.

Сложность оформления такого проекта заключается не только в низких потолках (2 метра), но и в том, что помещение вытянуто в длину. Выполнить центральный подвес в таких условиях не получится как по соображениям безопасности и эффективности работы световых приборов. Поэтому основная часть световых приборов установлена в потолке и по периметру помещения, а у фронтальной стены сгруппирован ещё один комплект, лучи которого работают вдоль помещения.

В данном видеоролике показывается работа различных групп приборов, поэтому сказать, что помещение плохо освещено будет неверно. Использование большого количества световых приборов требует управления ими. Данный пример – это именно тот случай, когда световое оформление дискотеки зависит главным образом умения управлять их работой.

В проекте используется 10 сканирующих приборов, что сразу указывает на высокую стоимость комплекта. Потолочные RGB-светильники хорошо освещают все пространство помещения. Но использование их в качестве статичного освещения имеет ограничение. Они не имеют DMX-управления, поэтому задать статичный свет не получится. Можно лишь максимально уменьшить скорость переключения эффекта. Четыре сканирующих прибора работают вдоль помещения прямыми лучами, что вызывает эффект ослепления, как и сканирующий лазер (в меньшей степени). Из-за низкого подвеса и плотного задымления работа сканирующих приборов выглядит не как движение лучей в пространстве, а как объемная световая заливка пространства. Это не удивительно, поскольку сканирующим приборам негде развернуться.

Если между подвесным и основным потолком есть достаточное пространство, то можно подумать об установке многолучевых световых приборов эффектов с большим углом раскрытия вдоль помещения по центру, а для компенсации заливающего эффекта нужно добавить эффект самосвечения, с использованием светодиодной продукции – ленты, неон, панели и др.

В проектах выше мы видели, как эффектно смотрятся УФ-светильники. На рис. 3. показана работа одних УФ-светильников. Теперь наглядно видно, что УФ-светильники предназначены для получения только дополнительного эффекта (самосвечеие и люминесценция).

Работа УФ-светильников

Рис. 3. Работа УФ-светильников

Основной световой эффект в примере на рис. 4. получается благодаря работе сканирующих световых приборов и УФ-светильников.

Домашняя дискотека в квартире

Рис. 4. Домашняя дискотека в квартире (посмотреть)

При этом УФ-светильники используются для создания люминисцентного эффекта. Может показаться, что УФ-светильники создают и статичный заливающий эффект, благодаря которому танцпол освещен даже в те моменты, когда практически все лучи сканирующих приборов покидают его область. Но это не так, хотя какую-то минимальную освещенность танцпола в отсутствии лучей они обеспечивают. Дополнительный световой эффект получается за счет использования лазера с объемно-проекционным эффектом и светового прибора эффекта, проецирующего световые пятна на потолок. Для создания объемно-проекционного эффекта используется генератор дыма.

Что сразу можно отметить, наблюдая работу световых приборов? Первое – их работа никак не синхронизирована с весьма интересной и динамичной  песней. Если скольжение лучей ещё можно как-то привязать к вступительной части песни, то после вступления световые приборы работают независимо от звучащей композиции. В общем-то, в этом нет ничего страшного, поскольку так работают все световые приборы. А вот использовать цветомузыку для синхронизации по ритму было бы весьма интересно. Второе – из-за небольшой высоты подвеса сканирующих приборов линейные размеры световых проекций на полу небольшие. Поэтому в данной инсталляции используется 10 сканирующих приборов с весьма приличной общей стоимостью. Если уменьшить количество сканирующих приборов, то это сразу скажется на освещенности танцпола, который всё чаще и чаще будет находиться в темноте. Третье – когда лазер работает в объемно-лучевом режиме, то танцпол весьма прилично освещен. Когда же лазер переходит в проекционный режим работы (в припеве песни), а сканирующие лучи окрашиваются в синий цвет и покидают танцпол, то освещенность резко падает.

Как можно улучшить освещенность танцпола в данном варианте?

10 сканирующих приборов – это слишком много для того, чтобы давать им возможность светить как попало. Использование светового пульта позволить ограничить “импровизацию” в их работе и сбалансировать работу так, чтобы лучи хотя бы некоторых из них не покидали область танцпола. Но это потребует программирования их работы.
В данном примере не используются многолучевые приборы, которые здесь просто необходимы. Все световое оформление в данном примере (кроме почти незаметных пятен на потолке) выглядит стильно, поэтому дополнительные приборы не должны его нарушать. Для сохранения стиля освещения лучше использовать световые приборы на лампах, например, добавить в проект два световых прибора с эффектом “лунный цветок”. Можно добавить комплект и многолучевыми LED-приборами с объемно-проекционным эффектом. Но здесь есть одна тонкость. Многие LED-приборы дают в качестве проекции пятно не с однородным цветом, а RGB-пятно. В данном варианте использование последних нарушит всю световую проекцию. Поэтому необходимо выбирать LED-приборы, которые выдают проекции с однородным цветом. Значительного улучшения всего оформления можно добиться, если добавить по бокам два многолучевых лазера. Для синхронизации света и музыки, как говорилось выше, можно использовать цветомузыку с хорошей нагрузочной способностью. Маломощные потолочные светильники на 60-100 Вт не дадут необходимого эффекта, поэтому в качестве световых приборов для цветомузыки практичнее использовать прожекторы типа PAR-56.

Наш обзор будет неполным без рассмотрения вариантов дискотеки в коттедже, первый из которых представлен на рис. 5.

Домашняя дискотека в коттедже

Рис. 5. Домашняя дискотека в коттедже (посмотреть)

До припева песни световые приборы работают без задымления, но дискотечное освещение выглядит достаточно неплохо. Высота подвеса световых приборов составляет 6,5 метров, благодаря чему сканирующие приборы получили пространство для своей работы. Помимо объемно-проекционного эффекта они вместе с RGB-светильниками неплохо освещают интерьер помещения, создавая комфортное освещение в области танцпола и световую подложку. Кроме этого, работа лучей сканирующих приборов сгруппирована в области танцпола, что также является большим плюсом.

Хорошо освещенный зеркальный шар позволяет получить яркие световые проекции, заполняющие окружающие рабочие плоскости.

В данном проекте световые приборы не мешают работе друг друга, и каждый из них выполняет свою функцию:

  • Сканирующие приборы: основной проекционный эффект, благодаря световым проекциям, объемно-лучевой эффект благодаря задымлению, заливающий эффект (световая подложка)– благодаря высоте подвеса.
  • Зеркальный шар и световая пушка – вспомогательный заполняющий проекционный эффект
  • RGB-светильники – вспомогательное заливающее освещение (световая подложка)
  • УФ-светильники – вспомогательный эффект самосвечения

Другой пример светового оформления от группы компаний UNISOUND (www.unisound-hifi.ru) показан на рис. 6.

Домашняя дискотека в коттедже

Рис. 6. Домашняя дискотека в коттедже (посмотреть)

Это высокобюджетный проект, в котором используется достаточное количество различных световых приборов.

Основа заливающего освещения создана при помощи двух RGB-светильников, освещающих центр танцпола. Объемно проекционный эффект создается с помощью генератора дыма и сканирующих приборов 2-х типов – сканеров и приборов с полным движением. Хорошая освещенность и танцпола, и окружающего пространства достигнута благодаря тому, что благодаря управлению в каждый момент времени одна группа сканирующих приборов работает на танцпол, а другая – на стены. УФ-светильники, как и в других примерах, используются в качестве дополнительного светового эффекта.
Дискотека дома«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
02.08.10

© 2006-2023 Мы и Музыка