Разделы
Мы и Музыка
Рубрики

Динамика света и управление

«...назад вперед...»

Динамика света и управление

«...назад вперед...»

Для получения динамики в световом оформлении помимо источника питания необходим управляющий сигнал, под воздействием которого будет происходить изменение световой картины.

Существует два основных способа управления динамикой света: независимое и зависимое управление от звукового сигнала. Управление динамикой света можно осуществить с помощью следующих устройств:

  1. Цветомузыкальные устройства (цветомузыка)
  2. Приборы с функцией звуковой активации
  3. Музыкально-управляемые автоматы световых эффектов
  4. Цветомузыкальные устройства (цветомузыка). Управление от звукового сигнала в них осуществляется следующим образом. С помощью электрических фильтров общий звуковой сигнал разделяется на несколько частотных диапазонов, уровень сигнала в каждом из которых в конечном счете управляет яркостью свечения соответствующих этим каналам источников света – ламп или светодиодов. Чем выше уровень сигнала в канале, тем ярче горят источники света, соответствующие этому каналу. Таким образом, световые картины изменяются в зависимости от характера музыкальных композиций. С помощью цветомузыки можно реализовать один из самых впечатляющих эффектов – синхронизация по ритму, если один канал цветомузыки настроить на частоту звучания бас-бочки, а вторую - на ведущий.

    Приборы с функцией звуковой активации. Функцию звуковой активации могут иметь как сами световые приборы (дискотечные приборы эффектов, проекторы, лазеры и др.), так и пульты управления световым оборудованием и приборами. Первое подразумевается чаще. Работа световых приборов в режиме звуковой активации заключается в том, что из поступающего звука с помощью фильтра производится выделение сигнала управления, который затем управляет режимом работы прибора. Реализаций схем управления может быть много, например, из низкочастотного спектра (например, от бас-бочки) формируются импульсы. Эти импульсы поступают на счетчик. После поступления n-го импульса счетчик формирует управляющий сигнал, который изменяет режим работы светового прибора – происходит изменение движения луча, изменяется программа работы, изменяется направления вращения прибора и др. То есть, звуковой сигнал управляет режимом работы светового прибора. Поэтому цветомузыка и прибор с функцией звуковой активации - это принципиально разные устройства, с принципиально разным управлением динамикой света и принципиально разным световым эффектом. В цветомузыке световые картины зависят от характера музыки (темп, спектр частот сигнала, динамика композиции), в то время как работа многих световых приборов от звуковой активации будет выглядеть как беспорядочное включение и движение лучей, никак не синхронизированных с музыкой.

    Музыкально-управляемые автоматы световых эффектов. Идея работы данного типа приборов аналогична тому, как это реализовано в приборах с функцией звуковой активации – из звукового сигнала выделяются импульсы, которые управляют режимом работы автомата световых эффектов или скоростью эффекта. Последнее как раз и позволяет получить синхронизацию между ритмом музыкальной композиции и скоростью работы эффекта. Достоинства данного типа приборов – невысокая стоимость стоимость и простота в обслуживании. Если в таком приборе хорошо отстроена синхронизация по ритму, то можно получить весьма динамичный эффект, когда группы ламп переключаются точно в доли ритма. В конце прошлого века подобное управление являлось основой для светового оформления выступлений многих известных музыкальных групп.

    Устройства с независимым управлением от звукового сигнала. Это могут быть всё те же автоматы световых эффектов, в которых управление производится не от звукового сигнала, а от задающего генератора. Другим примером подобного рода устройств являются проекторы световых эффектов, например, пламени, воды, звездного неба, большая часть моторизированных приборов – шары, полусферы, грибы и др. Вращающийся зеркальный шар и стробоскоп – это также устройства с независимым от звукового сигнала управлением.

    Характер управления будет зависеть не только от того, какой вариант Вы выберите, но и от того, какой эффект Вы хотите получить. Преимущество цветомузыки перед всеми остальными устройствами заключается в возможности автономного управления от музыки, при котором нет необходимости постоянно ей управлять. А вот корректировать цветомузыку придется, поскольку, если частоты ритм-секции композиций отличаются друг от друга. Если автомат световых эффектов с независимым управлением от звука используется для получения  динамичного света, то он потребует управления со стороны человека, поскольку для быстрых  музыкальных композиций нужно увеличивать скорость эффекта, а для медленных – уменьшить. Если же автомат световых эффектов используется в качестве декоративного эффекта, то данную коррекцию можно не проводить – автомат будет циклически воспроизводить запрограммированный набор эффектов. Если же требуется синхронизировать музыкальный материал с работой световых приборов, то потребуется либо оперативное управление ими, либо предварительное программирование. В противном случае работа световых приборов, как Вы увидите дальше, будет весьма отдаленно соответствовать музыкальным композициям.

    Александр Страшко
    admin@starport.ru
    02.08.10

Copyright © 2006 Мы и Музыка
Яндекс.Метрика