Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Учащимся«...назад вперед...»

Как сочинить музыку?

Этот вопрос задают и начинающие музыканты, и те, кто уже в определённой мере владеет игрой на музыкальном инструменте. За спиной немало разученных риффов, сыгранных композиций и спетых песен, отчего же ничего не приходит в голову, когда хочется самому что-нибудь сочинить или группа ждёт творческих идей? Причины разные, но не будем останавливаться на них, а рассмотрим один из подходов, позволяющих развить творческий навык - вокальное исполнение собственных сочинений.

Что значит ”вокальное исполнение собственных сочинений”? Почему не сказать проще и понятнее - пение песен? Чтобы не ограничивать рамки творчества.  Петь можно не только песни. Можно напевать мотивы, мелодию, партии разных инструментов и др. А если петь не умеешь? Можно попробовать для начала битбокс - одного из вокальных направлений. Суть предлагаемого подхода состоит в использовании голосового аппарата для воплощения своего состояния и мыслей в звуки, в развитие навыка управления голосом. При игре на музыкальном инструменте развивается навык управления руками и пальцами. И вокальное исполнение помогает улучшить последнее, так как даёт органу слуха звуковой пример. Предположим, нужно разобраться с ритмом. Можно попробовать считать доли вслух, или отстукивать их ногой, или руками отбивать ритм на коленях, но это будет не столь наглядно и понятно, как в случае воспроизведения ритма голосом. Попробуйте и многое сразу станет понятно. Если в голове звучит один ритм, а голосом воспроизводится другой, то скорее всего и руки с ногами будут играть не то, что придумала голова. Значит, нужно привести действия в соответствие с мыслями. Если бочка, ведущий и тарелки при имитации голосом звучат одинаковыми звуками то это может говорить о непонимание их роли в партии. Попробуйте одновременно имитировать ритм голосом и отстучать его ногами и руками. Совпадение есть - хорошо, что-то не совпадает - проблемы с координацией одновременно выполняемых действий. И это лишь небольшая часть примеров того, как голос может помочь в музыке и творчестве.

Исполнять можно и чужие произведения, но важно работать над собственными. Когда играешь чужую партию или поёшь чужую песню, то зачастую при этом происходи копирование на бессознательном и техническом уровне, тогда как для творчества необходимо постоянно анализировать и учиться выражать свой внутренний мир не только в мыслях, но и в действиях. Для этого нужна гармония с самим собой и c окружающим миром, когда работает обратная связь: слышишь внешние звуки, анализируешь, запоминаешь, можешь их повторить и воспроизвести мысленно или вслух, прочувствовать.

При копировании есть начальные значения и условия, а при решении задачи сочинения музыки начальных значений и условий нет. Их нужно придумать и задать самостоятельно. Сочинение музыки - это отображение своего внутреннего мира и ощущений в действиях, в движении рук и пальцев при игре на музыкальных инструментах, пении и др. Иногда можно слышать фразу, что в голове что-то крутится, а сыграть не получается. Это может говорить о том, что творческий процесс у человека происходит, но из-за недостаточно хорошо налаженной связи между мыслями и действиями возникают сложности с реализацией первых на практике. Руки не понимают, как реагировать на мысли. Нет звукового примера, что нужно получить. Голос позволяет получить этот звуковой пример.

Круг обозначенных выше вопросов чрезвычайно обширен, и мы ограничимся рассмотрением одного важнейшего частного случая - пения песен собственного сочинения. Для чего петь, если нужно сочинять музыку?

Пение, помимо всего прочего, позволяет услышать и понять границы своих возможностей и сфокусировать внимание на работе в них, потому что спеть можно далеко не всё, что можно сыграть и что может придумать голова. Фраза "cочинение музыки" звучит абстрактно и неконкретно. Представьте, что музыкальное сочинение это яма, которую нужно выкопать. Если постоянно переходить с места на место, то через некоторое время можно вскопать и 100 квадратных метров, но ямы не будет. Творчество предполагает фокусирование внимания на конкретных задачах - работе над гармонией и мотивом - а также постоянного анализа, отбора и запоминания лучших вариантов звучания. Мозг может дать команду голосовому аппарату выдать соло, как у того гитариста, но получит в ответ: “Нет, уважаемый, мой диапазон ограничен одной октавой и попросил бы вас обозначить звуки в нём!”. Когда в голове что-то крутится, но не может быть сыграно может быть и следствием попытки исполнить мысленно инструментальную партию. Это достаточно сложно и, скорее всего, в результате в голове будет какое-то общее и размытое понимание того, как его играть или петь. Попробуйте мысленно или реально спеть какое-нибудь соло на основе пентатоники. С большой вероятностью мысль пойдёт так: начну с ноты ля, а дальше как как получится, затем перейду в ре, что-нибудь подтяну и сыграю. И как по такому плану сочинять музыку? А теперь попробуйте напеть мелодии из любимых и популярных песен. Чувствуете разницу? Мелодию (мотив) проще анализировать, запомнить и многократно воспроизводить для улучшения исполнения или сочинения на её основе новых вариантов и импровизаций. На практике от музыканта чаще требуется конкретная партия, а не хаотичная импровизация с 30-50% попаданием в гармонию и доли.

Не хочу сказать, что исполнение собственных песен гарантирует творческий успех. Свои песни тоже можно исполнять бездумно. Спустится с небес на землю позволяет запись своего творчества. Когда играешь вживую, то часто кажется всё весьма неплохо. Десятки дублей с игрой мимо долей или нот быстро покажут реальную картину.

Творчество - это не урок, который начинается и заканчивается по звонку. Это состояние, готовность и способность развить мысль из пары услышанных звуков или мгновений вдохновения. В процессе сочинения музыки принимает участие множество составляющих, таких как внутренний голос и слух, голосовой аппарат, слух, мозг, руки и др. Если они настроены и работают согласовано друг с другом, то и результат работы приятно удивит. Вывод? Развиваться комплексно, а не загонять себя в узкие рамки фразами о том, что я играю только соло, потому что играю только соло.

Текст стихотворения также вносит ограничения и даёт начальные условия, ключевые точки и ориентиры, по которым проще сочинять музыку, чем всё брать из головы. Попробуйте в качестве тренировки сочинить аккомпанемент и мелодию на стихотворение одного из наших великих поэтов. В следующий раз мы разберём сочинение музыки на безымянное стихотворение Афанасия Фета "Ещё вчера, на солнце млея". При желании вы можете взять его и затем сравнить, что получилось у вас и у меня.

Учащимся«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
08.02.17

© 2006-2023 Мы и Музыка