Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Световое оформление«...назад вперед...»

Концертное освещение Bon Jovi "Live at Madison Square Garden"

Положение сцены, при котором зрители находятся вокруг неё, накладывает ряд ограничений на сценическое освещение. Эти ограничения обусловлены тем, что выступление музыкальной группы на сцене и эффектный свет характеризуются направленностью, в отличие от общего освещения и действия на арене. На открытой со всех сторон сцене отсутствует задник, который работает совместно с эффектным светом. Эффектный свет является контровым. Исходя из этого он должен освещать объекты сзади. Если выполнить это условие при положении сцены в центре, то зрители в общем случае будут видеть некоторую 3D-модель освещения. В случае использования экранов это не вызовет проблем, а вот насыщенные объемно-лучевые эффекты разных сторон будут накладываться друг на друга и вместо эффектного света получится непонятно что. На концерте Bon Jovi сцена расположена у одной из трибун и ориентирована вдоль стадиона, как и эффектный свет.

Общий вид сцены (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 1. Общий вид сцены.
(Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Большую часть времени освещение вокалиста производится двумя мощными источниками следящего света - фронтальным и контровым, создающим ореол вокруг объекта (рис. 2).

Для обеспечения хорошей видимости вокалиста на сцене используется верхнее фронтальное освещение "в лоб". Преимущество такого решения заключается в хорошем освещении всей обращенной к источнику света стороны объекта и возможности обойтись одним источником света. Светотеневой рисунок практически отсутствует и вокалист кажется моложе.

Верхнее прямое фронтальное и контровое освещение (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 2. Верхнее прямое фронтальное и контровое освещение
(Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Использования схемы освещения "в лоб" имеет определенную специфику, которую следует учитывать при видеосъемке. При направленном освещении объекты и предметы отбрасывают тень. Луч от фронтального источника следящего света падает примерно под углом 20 градусов к горизонтали (скользящий луч) и на вокалисте отчетливо видны тени от микрофонной стойки и микрофонов, что существенно портит картинку..

Тень при освещении скользящим лучом "в лоб" (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 3. Тень при освещении скользящим лучом "в лоб"
(Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Источник следящего контрового света освещает объект сзади и при малых углах падения попадает в глаза нескольких зрителей, стоящих на переднем крае фан-зоны. Несколько ослёплённых, но счастливых зрителей - это, в общем-то, мелочи, чего нельзя сказать о нередких видеофрагментах, где прожектор в главной роли совсем неуместен. Для освещения вокалиста сзади можно было обойтись прожекторами второго и третьего планов.

Контровой источник света в кадре (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 4. Контровой источник света в кадре
 (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

При верхнем диагональном освещении происходит затенение части лица (рис. 5). Для освещения всего лица при таком положении источника основного света требуется второй источник более слабого заполняющего света, расположенный справа от исполнителя. Но почему-то он здесь не используется.

Надо заметить, что основное освещение на концерте было поставлено без учёта видеосъемки крупных планов и остаётся восхититься Джоном, который их просто спасал.

Затенение части лица при диагональном освещении (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 5. Затенение части лица при диагональном освещении
 (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Основу эффектного света на концерте создавали экраны, а не объемно-лучевое  освещение, что позволило получить хорошую прозрачность и освещенность в области сцены, а также достаточно чистую (за небольшим исключением) картинку на экранах.

Сборки из  двух экранов (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 6. Сборки из двух экранов
 (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Объемно-лучевые эффекты были вынесены в зал, благодаря чему зрители вдали от сцены могли видеть захватывающее световое представление.

Пространственный объемно-лучевой эффект (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 7. Пространственный объемно-лучевой эффект
 (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Согласованная работа отдельных составляющих эффектного света и качественное задымление позволило получить эффектные и хорошо читаемые световые композиции.

Эффектная световая композиция (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 8. Эффектная световая композиция
 (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Отдельно хочется остановиться на динамичной работе с экранами, которая просто восхищает. В большинстве случае статичные экраны размещаются по бокам сцены и используются для трансляции картинки со сцены или для отображения эффектов, то есть работают на вторых ролях. В данном случае экраны участвовали в самом представлении и являлись важнейшей составляющей эффектного света.

Эффект фейерверка и салюта с использованием экранов (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 9. Эффект фейерверка и салюта с использованием экранов
 (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Эффектно смотрелась и сборка из расположенных рядом четырёх экранов с чересстрочным изображением.

Сборка из четырех экранов (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 10. Сборка из четырех экранов
 (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Использование светового пола вместе с экранами позволило получить декоративное освещение, что нечасто можно увидеть на рок-концертах, но в данном случае оно было к месту и хорошо вписалось как в музыкальный контекст, так и в общую картину представления.

Световой пол и экраны (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Рис. 11. Световой пол и экраны
 (Bon Jovi "Live at Madison Square Garden")

Концерт "Live at Madison Square Garden" получился культурным и позитивным. Положительные эмоции, возникшие с самых первых звуков, оставались таковыми на протяжении всего концерта, который оставил незабываемые впечатления как от музыки, так и от светового представления.

Световое оформление«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
02.04.11

© 2006-2023 Мы и Музыка