Общий вид сценического пространства показан на рис 1. Три экрана, создающие эффект самосвечения, расположены в центре сцены и по бокам от неё. Для создания объемно-лучевого эффекта используются мощные заливающие приборы с полным движением корпуса, которые распределены по нескольким планам. Первое, что обращает на себя внимание, - это отсутствие кластеров (групп расположенных рядом осветительных приборов). Преимущество кластера заключается в универсальности и функциональной определенности каждого входящего в него осветительного прибора. С помощью кластеров можно создать многолучевую световую подложку, эффектный свет, отбивку или заливку. Включение осветительного прибора в группу ограничивает возможности светооператора в индивидуальном управлении им , но зато становится понятно, какова его функция этого прибора. Осветительный прибор вне группы имеет большую свободу в управлении, что как раз и может привести к проблемам в том случае, если до конца непонятно, зачем он используется и какие функции должен выполнять. Отсутствие кластеров не является проблемой, если распределенные в пространстве приборы работают в группе с четко определенными функциями. Если же интеллектуальные приборы работают по "индивидуальным программам", то проблемы не заставят себя ждать. Из рис. 1 видно, что из-за постоянного движения значительная часть осветительных приборов работает в зал (светящиеся точки), а вместо графики света видны лишь отдельные лучи.
Рис. 1. Общий вид сценического пространства
(Кипелов: 5 лет)
Из-за неоднородного задымления пространства сцены и работы осветительных приборов всех планов в режиме "сцена-зал" происходит постоянная взаимная засветка, а объемно-лучевой эффект, являющийся основой пространственного эффектного света на рок-концертах, постоянно пропадает, превращаясь в эффект самосвечения фонарей. Вместо того, чтобы поддержать кач и энергию всего представления, машущие во все стороны лучи работают поперёк звука и действия на сцене, чем-то напоминая рок-дискотеку. Последнее неплохо, но почему для этого использовался сценический свет, а не дополнительные подвесы с приборами в зале, которые могли бы эффектнее осветить фан-зону? Если же посмотреть на работу Валерия Кипелова, то можно без труда увидеть с десяток движений за песню, которые просто необходимо было подчеркнуть светом, но это не было сделано, что существенно обеднило общее представление. Два подиума на сцене - это прекрасная возможность для создания интересных световых картин с участием музыкантов, а вместо этого прожекторы запихнули под лестницы.
Рис. 2. Свет есть, а смысл?
(Кипелов: 5 лет)
До появления приборов с полным движением корпуса основа сценического освещения строилась с использованием безлинзовых прожекторов PAR, которые обладают двумя замечательными свойствами - неподвижностью и слабосфокусированным излучением. Художник по свету заранее определял положение прожекторов в пространстве и это являлось гарантией того, что светооператор, по крайней мере, не будет светить в лицо зрителю. Появление мощных приборов с полным движением корпуса, с одной стороны, позволило обойти ограничения в художественно-постановочном освещении, связанные с использованием PAR, а с другой стороны дало возможность светооператорам с невысоким художественным вкусом использовать их в качестве игрушек, благодаря которым можно показать собственную значимость.
Рис. 3. "Вообще-то, главный тут я", - застенчиво и тихо сказал светооператор,
повесив световое облако перед сценой
(Кипелов: 5 лет)
"Вспышка спереди!" - это не техногенная катастрофа и не новая команда из учебника по НВП - это рок-концерт! Посмотрите на рис. 3 и попробуйте ответить, в чём заключается художественный смысл показанного "эффекта" и зачем слепить народ?
Рис. 4. Вот это действительно "круто"!
(Кипелов: 5 лет)
Выбираем ответ:
Конечно, можно сказать, что это случайность, да и видеомонтаж непрофессиональный, но после десятого за минуту раза удара по глазам Светой, смотреть концерт дальше расхотелось. Как же это получилось?
На рис. 5 видно расположение блиндеров - мощных светильников заливающего света. В верхней части пространства сцены расположено четырнадцать 8-ми камерных светильников, в нижней части - десять 4-х камерных. Но проблема заключается не в количестве мощных светильников, а в их расположении. Во-первых, они расположены по всей глубине сцены по четырем планам (первый план - 14 штук, второй план - 2 шт. в центре, третий план - 6 шт. на верхнем подиуме и два на последнем плане). Четыре блиндера установлены по краям авансцены. Вот там зрители точно не мерзли.
Во-вторых, по вертикали блиндеры расположены на четырёх уровнях. То есть, светильники работают по всему объему сценического пространства. Сцена хорошо задымлена, но задымлено и пространство перед сценой, что ещё больше усиливает эффект. В отдельные моменты блиндеры работали поверх эффектного света, то есть, засвечивали работу других приборов и экран, в результате чего получалась одна световая каша.
Рис. 5. Зажжём поярче, чтобы стало жарче!
(Кипелов: 5 лет)
Блиндеры используются как вспомогательное освещение, но на данном концерте они выполняют чуть ли не главную роль, засвечивая весь эффектный свет. Почему? Потому что из-за отсутствия кластеров больше нечем было создавать световые акценты. А между тем можно было разбить блиндеры на две группы "верх-низ" и сделать чередующуюся отбивку в полнакала.
Помимо заливки блиндерами есть ещё один мощный световой эффект, который требует аккуратного использования - строб-эффект. Во время исполнения второй песни на строб-эффект поставлены все световые приборы, кроме выносного фронтального софита. То есть, интенсивные лучи прожекторов не только мелькают по залу и светят в лицо, но ещё и моргают при этом. "Ацкое моргалово" - наиболее точное название этому "световому издевательству", который, возможно, будет уместным при выступлении блэк-готик-метал группы.
Рис. 6. Все на строб!
(Кипелов: 5 лет)
При трансляции изображения на экраны необходимо постоянно следить за тем, что попадает в кадр. Но выдать качественную картинку невозможно, если приборы постоянно "крутят головой" (рис. 7).
Рис. 7. Более или менее на сцене, а на экранах засветка
(Кипелов: 5 лет)
Ниже показан ещё один "шедевр".
Рис. 8. Брутально
(Кипелов: 5 лет)
Весьма необычно демонстрировались и спецэффекты (рис. 9).
Рис. 9. Спецэффект
(Кипелов: 5 лет)
А вот похожий спецэффект в заливке.
Рис. 10. Спецэффект в заливке
(Кипелов: 5 лет)
Световое представление развивается во времени. Если в течение первой песни показать все световые эффекты, то что останется на потом? Ввод всего света производится не ранее кульминационного момента на концерте. В данном случае это были лазеры, но их работа могла быть более эффектной, если бы не окружающий дикий свет.
Рис. 11. Лазер в диком свете
(Кипелов: 5 лет)
Нельзя сказать, что показанное световое решение не имеет перспектив. В моменты, когда лучи не носились туда-сюда по залу, а блиндеры не жгли в лицо, получались весьма интересные световые картины. Но потенциал решения не раскрыт по причине того, что часто световые эффекты просто валились в кучу. Я не исключаю того, что у светооператора просто не было времени на подготовку к концерту или возникли другие обстоятельства, в результате чего пришлось импровизировать. Но импровизировать-то можно не в ущерб общему представлению.
Александр Страшко
Вконтакте
03.04.11