Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Световое оформление«...назад вперед...»

Концертное освещение "Кипелов: 5 лет"

Общий вид сценического пространства показан на рис 1. Три экрана, создающие эффект самосвечения, расположены в центре сцены и по бокам от неё. Для создания объемно-лучевого эффекта используются мощные заливающие приборы с полным движением корпуса, которые распределены по нескольким планам. Первое, что обращает на себя внимание, - это отсутствие кластеров (групп расположенных рядом осветительных приборов). Преимущество кластера заключается в универсальности и функциональной определенности каждого входящего в него осветительного прибора. С помощью кластеров можно создать многолучевую световую подложку, эффектный свет, отбивку или заливку. Включение осветительного прибора в группу ограничивает возможности светооператора в индивидуальном управлении им , но зато становится понятно, какова его функция этого прибора. Осветительный прибор вне группы имеет большую свободу в управлении, что как раз и может привести к проблемам в том случае, если до конца непонятно, зачем он используется и какие функции должен выполнять. Отсутствие кластеров не является проблемой, если распределенные в пространстве приборы работают в группе с четко определенными функциями. Если же интеллектуальные приборы работают по "индивидуальным программам", то проблемы не заставят себя ждать. Из рис. 1 видно, что из-за постоянного движения значительная часть осветительных приборов работает в зал (светящиеся точки), а вместо графики света видны лишь отдельные лучи.

Общий вид сценического пространства (Кипелов: 5 лет)

Рис. 1. Общий вид сценического пространства
(Кипелов: 5 лет)

Из-за неоднородного задымления пространства сцены и работы осветительных приборов всех планов в режиме "сцена-зал" происходит постоянная взаимная засветка, а объемно-лучевой эффект, являющийся основой пространственного эффектного света на рок-концертах, постоянно пропадает, превращаясь в эффект самосвечения фонарей. Вместо того, чтобы поддержать кач и энергию всего представления, машущие во все стороны лучи работают поперёк звука и действия на сцене, чем-то напоминая рок-дискотеку. Последнее неплохо, но почему для этого использовался сценический свет, а не дополнительные подвесы с приборами в зале, которые могли бы эффектнее осветить фан-зону? Если же посмотреть на работу Валерия Кипелова, то можно без труда увидеть с десяток движений за песню, которые просто необходимо было подчеркнуть светом, но это не было сделано, что существенно обеднило общее представление. Два подиума на сцене - это прекрасная возможность для создания интересных световых картин с участием музыкантов, а вместо этого прожекторы запихнули под лестницы.

Свет есть, а смысл? (Кипелов: 5 лет)

Рис. 2. Свет есть, а смысл?
(Кипелов: 5 лет)

До появления приборов с полным движением корпуса основа сценического освещения строилась с использованием безлинзовых прожекторов PAR, которые обладают двумя замечательными свойствами - неподвижностью и слабосфокусированным излучением. Художник по свету заранее определял положение прожекторов в пространстве и это являлось гарантией того, что светооператор, по крайней мере, не будет светить в лицо зрителю. Появление мощных приборов с полным движением корпуса, с одной стороны, позволило обойти ограничения в художественно-постановочном освещении, связанные с использованием PAR, а с другой стороны дало возможность светооператорам с невысоким художественным вкусом использовать их в качестве игрушек, благодаря которым можно показать собственную значимость.

"Вообще-то,  главный тут я", - застенчиво и тихо сказал светооператор, <br />
  повесив световое  облако перед сценой (Кипелов: 5 лет)

Рис. 3. "Вообще-то, главный тут я", - застенчиво и тихо сказал светооператор,
повесив световое облако перед сценой
(Кипелов: 5 лет)

"Вспышка спереди!" - это не техногенная катастрофа и не новая команда из учебника по НВП - это рок-концерт! Посмотрите на рис. 3 и попробуйте ответить, в чём заключается художественный смысл показанного "эффекта" и зачем слепить народ?

Вот это  действительно "круто"! (Кипелов: 5 лет)

Рис. 4. Вот это действительно "круто"!
(Кипелов: 5 лет)

Выбираем ответ:

  1. Cвета на сцене всегда не хватает, а световое оформление должно быть не просто хорошим, но ещё и крутым, а лучше брутальным.
  2. Главный на концерте - светооператор, а не музыканты и зрители. Что музыка - забытый звук, а свет - есть вечность!
  3. Зрителей нужно как следует осветить, чтобы музыканты могли рассмотреть их восторг от всего происходящего.
  4. Если есть возможность, то почему бы не врубить всё на полную?
  5. Конечно, можно сказать, что это случайность, да и видеомонтаж непрофессиональный, но после десятого за минуту раза удара по глазам Светой, смотреть концерт дальше расхотелось. Как же это получилось?

    На рис. 5 видно расположение блиндеров - мощных светильников заливающего света. В верхней части пространства сцены расположено четырнадцать 8-ми камерных светильников, в нижней части - десять 4-х камерных. Но проблема заключается не в количестве мощных светильников, а в их расположении. Во-первых, они расположены по всей глубине сцены по четырем планам (первый план - 14 штук, второй план - 2 шт. в центре, третий план - 6 шт. на верхнем подиуме и два на последнем плане). Четыре блиндера установлены по краям авансцены. Вот там зрители точно не мерзли.
    Во-вторых, по вертикали блиндеры расположены на четырёх уровнях. То есть, светильники работают по всему объему сценического пространства. Сцена хорошо задымлена, но задымлено и пространство перед сценой, что ещё больше усиливает эффект. В отдельные моменты блиндеры работали поверх эффектного света, то есть, засвечивали работу других приборов и экран, в результате чего получалась одна световая каша.

    Зажжём поярче,  чтобы стало жарче! (Кипелов: 5 лет)

    Рис. 5. Зажжём поярче, чтобы стало жарче!
    (Кипелов: 5 лет)

    Блиндеры используются как вспомогательное освещение, но на данном концерте они выполняют чуть ли не главную роль, засвечивая весь эффектный свет. Почему? Потому что из-за отсутствия кластеров больше нечем было создавать световые акценты. А между тем можно было разбить блиндеры на две группы "верх-низ" и сделать чередующуюся отбивку в полнакала.

    Помимо заливки блиндерами есть ещё один мощный световой эффект, который требует аккуратного использования - строб-эффект. Во время исполнения второй песни на строб-эффект поставлены все световые приборы, кроме выносного фронтального софита. То есть, интенсивные лучи прожекторов не только мелькают по залу и светят в лицо, но ещё и моргают при этом. "Ацкое моргалово" - наиболее точное название этому "световому издевательству", который, возможно, будет уместным при выступлении блэк-готик-метал группы.

    Все на строб! (Кипелов: 5 лет)

    Рис. 6. Все на строб!
    (Кипелов: 5 лет)

    При трансляции изображения на экраны необходимо постоянно следить за тем, что попадает в кадр. Но выдать качественную картинку невозможно, если приборы постоянно "крутят головой" (рис. 7).

    Более или  менее на сцене, а на экранах засветка (Кипелов: 5 лет)

    Рис. 7. Более или менее на сцене, а на экранах засветка
    (Кипелов: 5 лет)

    Ниже показан ещё один "шедевр".

    Брутально (Кипелов: 5 лет)

    Рис. 8. Брутально
    (Кипелов: 5 лет)

    Весьма необычно демонстрировались и спецэффекты (рис. 9).

    Спецэффект (Кипелов: 5 лет)

    Рис. 9. Спецэффект
    (Кипелов: 5 лет)

    А вот похожий спецэффект в заливке.

    Спецэффект в заливке (Кипелов: 5 лет)

    Рис. 10. Спецэффект в заливке
    (Кипелов: 5 лет)

    Световое представление развивается во времени. Если в течение первой песни показать все световые эффекты, то что останется на потом? Ввод всего света производится не ранее кульминационного момента на концерте. В данном случае это были лазеры, но их работа могла быть более эффектной, если бы не окружающий дикий свет.

    Лазер в диком свете (Кипелов: 5 лет)

    Рис. 11. Лазер в диком свете
    (Кипелов: 5 лет)

    Нельзя сказать, что показанное световое решение не имеет перспектив. В моменты, когда лучи не носились туда-сюда по залу, а блиндеры не жгли в лицо, получались весьма интересные световые картины. Но потенциал решения не раскрыт по причине того, что часто световые эффекты просто валились в кучу. Я не исключаю того, что у светооператора просто не было времени на подготовку к концерту или возникли другие обстоятельства, в результате чего пришлось импровизировать. Но импровизировать-то можно не в ущерб общему представлению.

    Световое оформление«...назад вперед...»

    Александр Страшко
    Вконтакте
    03.04.11

© 2006-2023 Мы и Музыка