Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Световое оформление«...назад вперед...»

Концертное освещение ZZ Top: Live from Texas

Организация и проведение концерта ZZ Top: Live from Texas - один из примеров профессиональной работы. Профессионализм заключается не в только в том, чтобы на качественном уровне выполнять основную работу, но и в профессиональном отношении к мелочам. Чистота на сцене - одна из таких "мелочей". Для зрителей, которые пришли на концерт, это несущественно, так как большинство из них просто не видит пол сцены, в отличие от тех, кто смотрит видеозаписи выступлений, на которых нередко можно наблюдать разбросанные по сцене провода, розетки, посторонние предметы, мусор и прочее, что попало в кадр. Подготовить мероприятие к видеосъемке - это непростое занятие, которое требует особенного внимания к мелочам. Организаторы и участники концерта учли это, в результате чего получилась профессиональная видеозапись.

Чистота на сцене (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 1. Чистота на сцене
(ZZ Top: Live from Texas)

В пространстве сцены нет ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание от выступления музыкантов. Каждый предмет на сцене работает на общий имидж, а всё их множество создаёт легко узнаваемую композицию: ударная установка - мотоцикл, светящиеся микрофонные стойки - выхлопные трубы, комбики по краям - зеркала. Три музыканта-байкера отправились в путь под звуки добротного блюз-рока.

Стильная и понятная композиция(ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 2. Стильная и понятная композиция
(ZZ Top: Live from Texas)

В общем случае сценическое освещение состоит из двух составляющих - общего освещения и эффектного освещения. Общее освещение используется для создания требуемой освещенности объектов и предметов на сцене, а эффектное освещение - для создания светового представления. Световое решение на концерте ZZ Top интересно тем, что общее и эффектное освещение весьма динамично за счет использования управляемых осветительных приборов.

Часто основное освещение исполнителя на протяжении всего концерта создаётся с использованием одного прожектора следящего света. Здесь же основное освещение не закреплено жестко за каким-то одним осветительным прибором и схема освещения исполнителей меняется. В одном случае используется пара прожекторов следящего света (рис. 3). В другом случае используется один прожектор следящего света (рис. 4). В третьем случае (рис. 9) следящие прожекторы выключены. Полная схема освещения гитаристов включает в себя: следящий свет, верхнее (направленное) и нижнее (рассеянное) фронтальное освещение, верхнее освещение первого плана, боковое освещение и контровой свет.

Схема освещения гитаристов на рис. 3 следующая: если смотреть на исполнителя из зала, то прожектор слева создаёт прямое фронтальное освещение, а прожектор справа - диагональное заполняющее. Лучи прожекторов имеют одинаковую интенсивность, благодаря чему получился мягкий светотеневой рисунок. Для освещения барабанщика используется верхнее фронтальное освещение.

Освещение исполнителя двумя прожекторами следящего света (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 3. Освещение исполнителя двумя прожекторами следящего света
(ZZ Top: Live from Texas)

Следящие прожекторы расположены примерно под углом 45 градусов (рис. 4). Здесь заполняющее освещение создаётся верхним освещением от осветительных приборов первого плана.

Освещение исполнителя одним прожектором следящего света (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 4. Освещение исполнителя одним прожектором следящего света
(ZZ Top: Live from Texas)

Невысокая интенсивность лучей от следящих прожекторов даёт мягкий светотеневой рисунок: тени от предметов (микрофонная стойка и микрофон) и самих исполнителей практически не видны, благодаря чему удалось избежать грязи и получить хорошую картинку.

Мягкая тень  от прожектора следящего света (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 5. Мягкая тень от прожектора следящего света
(ZZ Top: Live from Texas)

Для создания эффектного света используются следующие приборы:

  • Приборы с полным движением корпуса и хейзер (генератор тумана) применяются для создания объемно-лучевого, объёмно-проекционного и заливающего эффектов
  • Экран-задник, микрофонные стойки, ударная установка - эффект самосвечения
  • С помощью проекторов и комбиков создаётся проекционный эффект
  • Строб-эффект создают приборы с полным движением корпуса и стробоскопы

Часть приборов работает на сцену, а часть - в зал. Это позволяет исключить засветку эффектного освещения на сцене.

Работа осветительных приборов на сцену и в зал (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 6. Работа осветительных приборов на сцену и в зал
(ZZ Top: Live from Texas)

На рис. 7 показан вид сцены спереди. Симметричное расположение осветительных приборов относительно центра - это одно из распространенных решений. Но в данном случае обеспечена полная симметрия в оформлении пространства сцены. Главным визуальным акцентом является центр сцены, поэтому и количество осветительных приборов больше в центральной части пространства. Взгляд фокусируется на музыкантах, ударной установке и микрофонных стойках.

Для создания световой подложки эффектного света используются LED-приборы с полным движением, сгруппированные по три в пяти кластерах. Основная функция кластера - получение одноцветного однорядного веера лучей. Дополнительная функция - движение лучей. Использование LED-приборов с полным движением корпуса позволило получить  большее разнообразие световых эффектов, в отличие от варианта, когда в кластерах используются прожекторы PAR. Между кластерами расположены приборы с полным движением корпуса - заливающие и универсальные. Эти точечные источники используются для создания акцентов и разнообразных световых эффектов, усиливающих динамику освещения.

Вид спереди (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 7. Вид спереди
(ZZ Top: Live from Texas)

Универсальные приборы используются как для создания объемно-лучевого, так и для создания объемно-проекционного эффекта с использованием гобо.

Объёмный и проекционный эффекты (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 8. Объёмный и проекционный эффекты
(ZZ Top: Live from Texas)

Осветительные приборы ориентированы таким образом, чтобы их лучи работали в пространстве сцены, за исключением случаев создания эффекта "лучи в зал". Контровой свет освещает авансцену, но не мешает зрителям первых рядов смотреть выступление.

Вид сбоку (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 9. Вид сбоку
(ZZ Top: Live from Texas)

На рис. 10 можно увидеть и нижний боковой свет. Он используется как для моделирования объема, так и для поддержки эффектного освещения.

Общий вид (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 10. Общий вид
(ZZ Top: Live from Texas)

Эффектное освещение является контровым, поэтому даже при интенсивном освещении и появлении светового облака музыканты хорошо видны на сцене.

Световое облако не засвечивает музыкантов (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 11. Световое облако не засвечивает музыкантов
(ZZ Top: Live from Texas)

Использование мощных световых эффектов требует аккуратности. Отбивка - световой акцент - один из таких примеров, по которому можно оценить качество работы как художника по свету, так и светооператора. На изображении рис. 12 этот эффект реализован так, что хорошо видны не только музыканты, но и изображение на комбиках, тогда как в иных случаях не видно ничего, кроме стены света.

Отбивка (ZZ Top: Live from Texas)

Рис. 12. Отбивка
(ZZ Top: Live from Texas)

Эффектное освещение не существует само по себе. Оно является важной составляющей освещения на концертах и должно иметь связь с музыкой и действием на сцене. Если такой связи нет, то получится нечто похожее на дискотечный свет без какого-либо художественного смысла. Для получения световой композиции необходимо поработать над взаимосвязью и взаимодействием её отдельных составляющих, что должно производиться также на подготовительном этапе. Насколько хорошо была проведена эта работа видно из яркого и интересного выступления группы ZZ Top.

Световое оформление«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
30.03.11

© 2006-2023 Мы и Музыка