Разделы
Мы и Музыка
Рубрики
Учащимся«...назад вперед...»

Нужно ли развивать чувство мелодии?

Выбор того, на каком инструменте учиться играть, нередко происходит с позиции того, что проще. На гитаре научился играть 3 аккорда и уже можно браться за песни. Или на барабане постучал 40-50 минут под руководством преподавателя и кажется, что уже что-то умеешь. На клавишных так не получится, если играть своими руками. «Понажимать белые и черные кнопки» это можно, если недолго. Клавишные — это непросто, но и они и могут дать намного больше, по сравнению с другими инструментами. И это касается не только теории.

Одним из существенных преимуществ клавишных является возможность развития чувства мелодичности, а также одновременная игры мелодии и аккомпанемента.

Мы много говорим о развитии музыкальности, слуха, чувства ритма, квадрата и др. Но самое важное, на мой взгляд, является чувство мелодии, которое также нужно развивать. Для чего? Для того, чтобы когда руки дойдут до гитары, не упереться в пентатонику, как в стену, за которой больше ничего не получается услышать и сыграть.

На гитаре тоже можно немало всего сыграть, но, когда речь идёт о базе, то сравниться с пианино не может никакой другой инструмент.

Если внимательно посмотреть на то, с чего часто начинается обучение игре на гитаре, то несложно сразу увидеть ответ — с игры аккордов, для того, чтобы поскорее перейти к интересному — к игре аккомпанемента для песен. К чему это приведёт? Если начать с аккордов и играть постоянно только их, то это приведёт к «аккордовому мышлению», в котором аккомпанемент — это основное , а мелодия — тут уж как получится. Можно начать с квинт, риффов, пентатоники, соло, сольных партий, но это всё не работа над мелодией. Это работа над техникой игры, в результате которой музыкант может что-то сыграть, но зачастую не может ничего спеть.

Под гитару можно петь, но, если слух недостаточно развит, то пение будет «мимо нот», либо будет напоминать речетатив, который в целях подражания западной музыки делают вообще непонятным. Это же как нужно не любить родной язык, чтобы превращать его в неразличаемое бубнение под аранжировку?

Как услышать красоту мелодии, если она поётся (или читается) мимо? На клавишных правая рука нажимает клавиши с точной высотой звучания, при котором лучше слышно, гармонично она звучит вместе с аккомпанементом или нет.

Классическое обучение игре на пианино начинается с мелодии и пения. И это закладывает хорошую базу. Этот процесс медленнее и сложнее разучивания аккордов на гитаре, но на перспективу может дать больше. Но это при условии постоянных занятий музыкой.

Можно много говорить о настройке барабанов ударной установки по тонам, но это никак не отменяет шумовую природу её звуков, как и квинт перегруженной гитары. А как учиться слушать мелодию в шуме? Что звучит в ушах после репетиции на ударной установке и перегруженной гитаре? Шум. А когда на разных мероприятиях «звукач поддаёт звука»? Это тоже шум.

Если ли разница в том, с чего начинать строить музыкальную композицию? Конечно, есть. Если начинать её с аккомпанемента или ритма, то места для мелодии уже может и не остаться. А зачем, если есть риффы, сольные партии и ритм?

Композиции, основанные на ритме — это композиции для тела. А что тогда для души? Мелодия. Понять это несложно, если задуматься о том, как может музыкальная композиция быть для души, если в ней есть искусственный шум, который постоянно звучит вокруг без меры? Посмотрите, как нынешний цифровой век перевернул всё вверх дном. Вместо того, чтобы любоваться природой не нами созданного мира, человек предпочитает находиться среди им же созданных упрощенных искусственных моделей и симуляторов, пытаясь их усложнять и приближать к окружающему миру.

С рассматриваемой точки зрения занятия на пианино предпочтительнее игре на синтезаторах, где реализовано множество отвлекающих моментов. А как же обучение игре под автоаккомпанемент, который лежит в моей методике обучения? Так это просто помощник для работы над мелодией. Играть двумя руками сложно, поэтому левая рука управляет аккомпанементом играя шаблоны. Шаблоны аавтоккомпанемента надоедают, но они позволяют услышать композицию.

Начинать обучение с ритма и аккомпанемента проще, но и композиции на их основе будут звучать проще и «примитивнее». Начинать же слушать мелодию можно с простых вопросов, например, почему после этой ноты играется такой мелодически интервал и что будет, если сыграть другую ноту.

Развитие чувства мелодии — это поиск. Как понять, что в мелодии что-то есть? Для этого нужно убрать «налёт и жир» аранжировки и оставить её одну. Если после этого есть что послушать, то, возможно, имеет смысл проанализировать то, что в неё нравится.

Развитие чувства мелодии — это развитие умения слушать, анализировать и запоминать гармонию звука. Нужно ли при этом пытаться объяснять себе то, почему это нравится больше того или нет? Не знаю, но развитие и этого навыка для себя не считаю лишним.

Так нужно ли развивать чувство мелодии? Конечно, поскольку это возвращение к природе человека, а не созданного им. Важность и значимость мелодии хорошо ощущается в православной церкви на службах. Если есть, как мы говорим, инструментальная музыка для души, то почему тогда она там не звучит? Или инструментальная музыка всё же не для души, а для тела?

Учащимся«...назад вперед...»

Александр Страшко
Вконтакте
25.05.23

© 2006-2024 Мы и Музыка